Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1119/2024 по административному исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru ; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечень на 2023 год под пунктом 3927 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003040:1047 по адресу: г.Москва, ул. Каланчевская, д.6/2, стр. 1 (далее - Здание).
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанный пункт Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником Здания; для ОАО "Российские железные дороги" увеличено финансовое бремя по налогу на имущество организаций.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником Здания, площадью 7 137, 5 кв.м.; право собственности ОАО "Российские железные дороги" зарегистрировано в 2012 году.
Никем не оспаривается, что административный истец как собственник Здания, включенного в оспариваемый Перечень, обязан уплатить в отношении него налог на имущество организаций за налоговый период 2023 года исходя из его кадастровой стоимости; это свидетельствует о праве ОАО "Российские железные дороги" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2023 год опубликован и размещен на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади).
При рассмотрении административного дела из объяснений представителя административного ответчика установлено, что Здание включено в Перечень на 2023 год по виду фактического использования с учетом акта N 91229315/ОФИ от 28 сентября 2022 года.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
При рассмотрении административного дела установлено, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы совместно с ГБУ г. Москвы "МКМЦН" составлен акт обследования фактического использования Здания N91229315/ОФИ от 28 сентября 2022 года, в котором отражен вывод о том, что Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, под размещение офисов (доля такого вида использования - 95, 61%).
В соответствии с положениями Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.4. Порядка).
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, в том числе прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Оценивая акт обследования, суд приходит к выводу о том, что он не соответствует Порядку, в нем отсутствуют достаточные сведения, подтверждающие фактическое использование Здания для размещения офисов в понимании пункта 1.4 Порядка, учитывая, что к таковым, как следует из раздела 2 акта и подтверждается фототаблицей, отнесены административные помещения административного истца.
Главными целями работы ОАО "РЖД" являются обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом, а также извлечение прибыли; основным видом деятельности административного истца является деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки (ОКВЭД 49.20).
Из представленных административным истцом доказательств следует, что Здание фактически используется структурными подразделениями ОАО "РЖД" в целях обеспечения уставной деятельности компании на оборудованных для сотрудников рабочих местах.
Подразделение ОАО "РЖД", располагающееся в Здании - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД". Указанный филиал обеспечивает развитие и оснащение техническими средствами объектов хозяйства грузовой и коммерческой работы, в том числе пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов, коммерческих пунктов безопасности на железнодорожных станциях, а также внедрение технических средств таможенного оформления и таможенного контроля грузов; организует работу, связанную с расчетами технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, разработкой единых технологических процессов работы железнодорожных путей необщего пользования и заключением договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и на подачу и уборку вагонов; анализирует продолжительность нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования и разрабатывает предложения по ее сокращению; проводит мониторинг и анализирует причины задержки транспортных средств и грузов, случаи отцепок вагонов в железнодорожных пунктах пропуска, а также разрабатывает мероприятия по их устранению и организует работу по оперативному таможенному оформлению грузов в случае их задержки и пр. (пп. 26-29 п. 9 Положения о Центре фирменного транспортного обслуживания, утвержденного Президентом ОАО "Российские железные дороги" 11 октября 2017 года N 1093).
Согласно штатному расписанию в Филиале - 370 специалистов, о размещении которых в Здании со ссылками на поэтажные планы административным истцом также представлены соответствующие схемы, оснований не доверять которым суд не имеет. Здание охраняется ООО ОП "РЖД-ОХРАНА", которое обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режимы; свободный доступ в Здание исключен.
Таким образом все службы административного истца, расположенные в Здании, неразрывно связаны с деятельностью ОАО "РЖД", входят в состав единого комплекса деятельности железнодорожного предприятия; в помещениях, занятых внутренними службами ОАО "РЖД", оборудованы рабочие места сотрудников, обеспечивающих функционирование деятельности предприятия железнодорожного транспорта.
Деятельность работников ОАО "РЖД" в Здании направлена на обеспечение уставной деятельности и функционирование компании, соответственно, и помещения, в которых размещены данные службы, представляют собой инфраструктуру перевозчика российской сети железных дорог и не подпадают об объекты, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, что также установлено решением Московского городского суда от 23 ноября 2022 года (с учетом апелляционного определения от 18 мая 2023 года) (часть 2 статьи 64 КАС РФ).
Следует учесть, что по сути никаких фактических изменений в пользовании Здания на 1 января 2023 года и в спорном налоговом периоде не произошло - помещения в Здании как и ранее используются собственником самостоятельно.
Согласно экспликации в Здании нет помещений с наименованием офисы; учрежденческое назначение объекта тождественным офисному не является.
Из представленного в материалы дела договора аренды, оснований не доверять которому не имеется, следует, что часть помещения, площадью 0, 93 кв.м, в Здании по состоянию на 1 января 2023 года передана ООО "Железнодорожная вендинговая компания" для размещения и функционирования вендингового оборудования (оборудования посредством которого осуществляется продажа товаров или оказание услуг с помощью автоматизированных систем), что при расчете в соответствии с Методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, составляет менее 1% Здания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Учитывая изложенное, оценивая акт Госинспекции, суд находит, что он не отвечает требованиям статей 60 и 61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, не подтверждает, что 20% от общей площади Здания в налоговом периоде 2023 года использовались для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения Здания в оспариваемый Перечень. Таким объективных доказательств Правительством Москвы в ходе судебного разбирательства не представлено.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает, что Здание, включенное в оспариваемый Перечень на 2023 год, не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64.
Вопреки доводам административного ответчика, деятельность железнодорожного предприятия не тождественна офисной; само по себе кабинетно-учрежденческое назначение помещений Здания об использовании их в самостоятельных офисных целях не свидетельствует; такого рода аргументы административного ответчика суд находит надуманными; никаких объективных доказательств того что работающие в Здании сотрудники ОАО "РЖД" не вовлечены в единый процесс железнодорожных перевозок, осуществляемый предприятием, административным ответчиком в нарушение требований статей 62 и 213 КАС РФ не представлено.
Ссылки административного ответчика на судебную практику также во внимание быть приняты не могут, поскольку изложенные в них выводы судов о деятельность административных служб банка касаются непосредственно рассмотренных дел, а не обстоятельств, установленных по настоящему административному спору о работе ОАО "РЖД" в Здании.
При таком положении, включение Здания в Перечень на 2023 год, нельзя признать правомерным.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителя, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца оспариваемый пункт Перечня подлежит признанию недействующим с момента вступления его в силу.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ОАО "Российские железные дороги" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3927.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ОАО "Российские железные дороги" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 февраля 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.