Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре фио, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5319/2023 по административному исковому заявлению ООО "ЧОО "Страж", ООО "Консалтинг Групп", ООО "Компас" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП, вступившего в силу с 1 января 2018 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2018 год). Нормативный правовой акт опубликован 14 декабря 2017 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, а также размещен 29 ноября 2017 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, вступившего в силу с 1 января 2019 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2019 год). Нормативный правовой акт опубликован 13 декабря 2018 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 69, т. 2, а также размещен 29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечни на 2018-2023 годы под пунктами, соответственно, 6047, 6869, 12628, 2417, 6256, 6071 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0006036:1008 по адресу: адрес (далее - Здание).
ООО "Консалтинг Групп", ООО ЧОО "Страж", ООО "Компас" обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2018-2023 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками помещений в Здании; для ООО "Консалтинг Групп", ООО ЧОО "Страж", ООО "Компас" увеличено финансовое бремя по налогу на имущество организаций.
В судебном заседании представитель административных истцов заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики адрес против удовлетворения административного искового заявления возражал, ходатайствовал о прекращении производства по административному делу в части требований об оспаривании Перечней на 2018-2019 годы.
Исследовав материалы административного дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные по административному делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что в Здании, площадью 4 421 кв.м, административным истцам принадлежат нежилые помещения, площадью 4 334, 8 кв.м, соответственно:
- ООО "Консалтинг Групп" - с кадастровыми номерами 77:01:0006036:1785 площадью 407, 8 кв.м. (право зарегистрировано 19 октября 2021 года) и 77:01:0006036:2602 площадью 504, 3 кв.м. (право зарегистрировано 24 ноября 2020 года), ООО ЧОО "Страж" - с кадастровыми номерами 77:01:0006036:2008 площадью 1542, 3 кв.м. (право собственности зарегистрировано 25 июня 2018 года) и 77:01:0006036:2601 площадью 74, 3 кв.м. (право зарегистрировано 5 марта 2020 года), ООО "Компас" - с кадастровыми номерами 77:01:0006036:1783 площадью 1744, 5 кв.м. (право зарегистрировано 14 октября 2015 года) и 77:01:0006036:1784 площадью 61, 6 кв.м. (право зарегистрировано 14 октября 2015 года).
Административные истцы, которые являются собственниками Помещений в Здании, включенном в оспариваемые Перечни, обязаны уплатить в отношении принадлежащих им объектов налог на имущество организаций за спорные налоговые периоды 2018-2023 годов исходя из их кадастровой стоимости, что никем не оспаривается; это свидетельствует о праве ООО "ЧОО "Страж", ООО "Консалтинг Групп", ООО "Компас" на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 г. "Устав адрес", статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона адрес от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах адрес", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2018-2023 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории адрес в соответствии со статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади); совокупность перечисленных выше критериев не требуется.
При рассмотрении административного дела установлено, что Здание включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка и исходя из фактического использования Здания для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ.
Материалами дела, в том числе договором аренды подтверждается связь Здания в спорные налоговые периоды в том числе с земельными участками с кадастровыми номерами 77:01:0006036:48, 77:01:0006036:1713 и 77:01:0006036:1714 (снят с кадастрового учета 28 апреля 2022 года) с видами разрешенного использования, соответственно, "эксплуатации части здания в административных целях; эксплуатации части здания в торговых целях; эксплуатации части здания в административных целях"; "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)"; "объекты размещения научных исследовательских центров (1.2.7), участки размещения учреждений высшего образования (1.2.17)"; "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7)".
адрес административным истцам не принадлежат.
адрес с кадастровым номером 77:01:0006036:48 передан ООО "Компас" и ООО ЧОО "Страж" в пользование на основании договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 12.11.2011 NМ-01-036409 для эксплуатации части административного здания (Здания) сроком до 03.10.2060 года. Вид разрешенного использования установлен решением окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса адрес от 2 сентября 2004 года, утвержденным распоряжением Префекта адрес от 5 октября 2004 года N 6429-р, и решением комиссии окружной конкурсной комиссии имущественно-земельного комплекса адрес от 11 января 2007 года, утвержденным распоряжением Префекта адрес от 31 января 2007 года N 650-р.
адрес с кадастровым номером 77:01:0006036:1713 передан во временное владение и пользование частному образовательному учреждению высшего образования Современная гуманитарная академия на основании договора аренды от 23 октября 2014 года сроком до 28 июля 2063 года для эксплуатации здания под образовательные цели. Вид разрешенного использования установлен распоряжением Департамента земельных ресурсов адрес от 2 ноября 2012 года N 7686.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки адрес земельные участки с кадастровыми номерами 77:01:0006036:48 и 77:01:0006036:1713 расположены в границах территории, для которой предусмотрено осуществление деятельности по комплексному развитию территории, а также установлены виды разрешенного использования с кодами, в том числе связанными с деловым управлением, размещением объектов торговли, общественного питания и адрес за изменением вида разрешенного использования в Департамент городского имущества адрес не поступало.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки адрес, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленные в настоящем случае виды разрешенного использования нельзя полагать определенными для целей статьи 378.2 НК РФ; их юридическая конструкция допускает использование на них объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловому/торговому центру (комплексу).
Основанием для включения Здания в оспариваемые Перечни также явились акты Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес:
- N 9013485/1 от 09 сентября 2014 года (в Перечни на 2018-2022 годы), о 100%-ном использовании Здания под цели в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (для размещения офисов (4 071, 1 кв.м. или 92%) и объектов общественного питания (350 кв.м. или 8%));
- N91228989/ОФИ от 15 сентября 2022 года (в Перечень на 2023 год). Из выводов этого акта также следует, что фактически Здание используется под цели в соответствии со статьей 378.2 НК РФ (офисы - 1 649, 51 кв.м. (37, 31%), объекты общественного питания (827, 72 кв.м.(18, 72 %), объекты бытового обслуживания (46, 81 кв.м. (1, 06%), по прочим видам деятельности - 42, 91% (1 897, 06 кв.м. - образовательная деятельность и технические помещения).
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в настоящем случае утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, в том числе прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
Оценивая данные акты, суд приходит к выводу о том, что они не отвечают требованиям статей 60, 61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, составлены с нарушением Порядка, их содержание не позволяет достоверно определить фактическое использование Здания для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ, а их выводы применительно к спорным налоговым периоды опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, оснований не доверять которым не имеется.
Так, фототаблица, включенная в акт 2014 года, является крайне малоинформативной (8 фотографий); ни на одной из них нет помещений, отвечающих признакам офисов, определенным в пункте 1.4. Порядка; при этом необходимо иметь ввиду, что обследование проводилось с доступом в Здание, но об обстоятельствах, препятствующих проходу в помещения офисов, причинах отсутствия их фотофиксации, в акте не указано; кроме того, обращает на себя внимание и то, что в разделе 1.2. акта указано о том, что земельный участок под Зданием арендован, в том числе образовательным учреждением, а на одной из фотографий внутри Здания зафиксирована дверь с табличкой "Департамент образовательного контента"; образовательная деятельность не является офисной и к такой в акте отнесена неправомерно.
Таким образом, представляется, что в акте 2014 года произвольно указано о нахождении в Здании помещений офисов, в том числе на площади 4 071, 1 кв.м.; по зафиксированным внешним признаки (кондиционеры, информационные таблички (бизнес-центр "Компас", РЕСО) нельзя заключить об офисном использовании более 20% общей адрес.
При этом, учитывая различное назначение помещений в Здании согласно технической документации, не ясно по каким признакам именно 4 071 кв.м. были отнесены к офисам и чем объективно подтверждается их такое фактическое использование под данные цели; согласно экспликации в Здании нет офисов; его помещения (2 608, 1 кв.м.), хотя и имеют учрежденческий тип, но само по себе это об их офисном использовании не свидетельствует; деятельность офисов и учреждений имеет различный по своей сути характер и не является тождественной.
Из акта 2022 года следует, что обследование проведено в плановом порядке с доступом в Здание; согласно разделу 2 в Здании размещаются объекты бытового обслуживания (фотостудия), общественного питания (шаурма, караоке-бар, кафе), офисы, а также ведется образовательная деятельность (Институт деловой карьеры).
Вместе с тем, на фототаблице, представленной в акте, часть объектов общественного питания (шаурма, караоке-бар) зафиксированы исключительно в виде вывесок на Здании; в этих помещениях фотосъемка не производилась, о причинах отсутствия их фотофиксации в акте не указано; работа этих предприятий и, как следствие, фактическое использование данных помещений должным образом не проверены.
На остальных фотографиях в акте, где не зафиксирована деятельность Института, размещены на дверях и вывесках таблички 10 организаций, которые сами по себе о том, что в помещениях этими фирмами ведется именно офисная деятельность, достоверно не свидетельствуют. На фототаблице помещения этих организаций, отвечающие определенным в пункте 1.4. Порядка признакам офисов, не представлены; только по фотографиям табличек на дверях заключить об офисном использовании 1 649, 51 кв.м. (37, 31%) Здания не представляется возможным; кроме того, в разделе 2 акта применительно к поэтажному плану и экспликации офисы никак не конкретизированы, какие где располагаются организации не указано, что не позволяет проверить правильность расчетной части акта и обоснованность размера указанного вида деятельности.
Таким образом, к данным актам суд относится критически; по мнению суда, они не являются надлежащими доказательствами фактического использования Здания в качестве офисного/торгового центра, не позволяют достоверно определить фактическое использование Здания в целях, связанных с деятельностью, указанной в статье 378.2 НК РФ.
Довод Правительства Москвы о том, что акты не оспорены, незаконными не признаны, в соответствии с Порядком за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования Здания в Департамент экономической политики и развития адрес административные истцы не обращались, правового значения, по убеждению суда, не имеет; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Кроме того, суд учитывает, что применительно к спорным налоговым периодам 2018-2023 годов выводы данных актов опровергаются доказательствами, представленными административным истцом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, о том, что положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства (договоры аренды, безвозмездного пользования, сведения ЕГРЮЛ о видах деятельности арендаторов и пр.), из которых судом установлено, что доля объектов, подпадающих под цели статьи 378.2 НК РФ в Здании в 2018-2023 годах никогда не превышала 17%.
Так, из представленных административным истцом сведений о сдаче в аренду и безвозмездное пользование помещений в Здании, установлено, что на более чем 80% общей адрес в 2018-2023 годах размещались фио "Институт деловой карьеры", адрес, ООО "Арт-Инновации", ООО "Академия эксплуатации", Фонд содействия социальной защите и реабилитации спортсменов-паралимпийцев", ИП фио (в каждом налоговом периоде данными лицами занято более 3 596, 7 кв.м. в Здании с учетом мест общего пользования, 80% общей адрес - 3 536, 88 кв.м.), деятельность которых под цели статьи 378.2 НК РФ не подпадает.
Институт является некоммерческой организацией и ведет образовательную деятельность, имея на это соответствующую лицензию; в силу норм законодательства об образовании среди прочего Институт обязан обеспечить питанием обучающихся; доказательств того, что услуги общественного питания в Здании оказываются неограниченному кругу лиц, административным ответчиком не представлено; при этом не оспаривается, что вход в Здание свободным не является (наличие пропускного режима), ввиду чего оснований полагать, что деятельность объекта общественного питания в Здании соответствует целям статьи 378.2 НК РФ.
Согласно ЕГРЮЛ у адрес основной вид деятельности "26.51.2 Производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления", что свидетельствует об инфраструктурно-производственной, а не офисно-коммерческой деятельности этого юридического лица в Здании.
Из условий договоров аренды с ООО "Арт-Инновации", ООО "Академия эксплуатации", Фонд содействия социальной защите и реабилитации спортсменов-паралимпийцев", ИП фио установлено, что указанным организациям и предпринимателю помещения в Здании предоставлялись в спорные налоговые периоды для осуществления деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий, деятельности в области социальной поддержки, что также, по мнению суда, о том, что они являются офисами по смыслу Порядка и соответствуют целям статьи 378.2 НК РФ, не свидетельствует.
Оснований не доверять представленным административным истцом письменным доказательствам не имеется, они соответствуют требованиям статей 59-61, 70 КАС РФ.
Подготовленный административными истцами расчет фактического использования Здания в спорные налоговые периоды (том 2 л.д. 165) Правительством Москвы не опровергнут; сомнения в его правильности у суда отсутствуют, он верно учитывает условия договоров, сведения об арендаторах и видах их деятельности, а также требования Методики касательно определения размера вида деятельности с местами общего пользования.
Помимо этого, административные истцы обоснованно ссылаются на результаты проведенного в 2023 году обследования фактического использования Здания для целей налогообложения сотрудниками Госинспекции, ГБУ "МКМЦН", сведения о котором имеются в открытом доступе на официальном сайте Правительства Москвы, согласно которым спорное нежилое здание не используется фактически в целях делового, административного или коммерческого назначения, фактически не используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Оснований не доверять этим сведениям суд не имеет; в ходе судебного разбирательства они не оспорены (статья 65 КАС РФ) и, учитывая их непосредственное отношение налоговому периоду 2023 года, в котором они зафиксированы, по мнению суда, могут быть положены в основу решения как подтверждающие фактическое использование Здания.
Правового значения то обстоятельство, что обследование в данном случае проведено после утверждения оспариваемых Перечней, не имеет; это не исключает его оценки в совокупности с иными доказательствами по делу в соответствии со статьей 84 КАС РФ; фактическое использование может быть подтверждено любыми доказательствами; аргументы Правительства Москвы о том, что его выводы распространяются только на следующий налоговый период 2024 года, суд находит надуманными; в том числе, учитывая представленные договоры аренды и ту критическую оценку, которую получили при рассмотрении настоящего дела акты 2014 и 2022 годов, нет оснований полагать, что именно после издания оспариваемых Перечней изменились обстоятельства использования Здания (в 2023 году) (подпункт 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ), которые могут быть учтены только в Перечне следующего налогового периода.
Кроме того, ничем объективно не опровергнуты доводы административных истцов о том, что на Здании в течение долгого времени оставались размещенными таблички и вывески организаций, которые фактически в спорные налоговые периоды деятельности в Здании не вели и эти помещения были закрыты и не использовались (шаурма, караоке и т.д.); на фототаблице в акте 2014 года сведений о них нет, в акте 2022 года работа в этих помещениях (эксплуатация и деятельность) фотосъемкой также не зафиксированы. Представленными же фотоматериалами сервиса Яндекс.Карты подтверждается демонтаж этих конструкций.
Административным ответчиком, вопреки требованиям статей 62 и 213 КАС РФ, никаких иных объективных доказательств использования более 20% общей адрес в качестве офисного/торгового центра (комплекса), подтверждающих соответствие Здания в спорные периоды критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости, не представлено, а судом не установлено.
Сведения из сети Интернет (об организациях, осуществляющих деятельность в Здании, размещенных объявлениях об аренде офисов в Здании, позиционировании Здания как "бизнес-центра" и т.п.), зафиксированы после юридически значимой даты (1 января 2023 года), опровергаются договорами и в любом случае не дают объективного представления о том, что в Здании непосредственно более 20% его общей площади используются под офисы, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Анализ представленных Правительством Москвы сведений системы СПАРК в совокупности со сведениями ЕГРЮЛ свидетельствует о том, что 57 юридических лиц с адресом в Здании ликвидировано по решению налогового органа в связи с недостоверностью этих сведений, 3 организации прекратили деятельность до начала спорных налоговых периодов. Данная информация с учетом представленных договоров аренды также не подтверждает, что более 20% общей адрес используются под цели налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
Аргументы Правительства Москвы о потенциальной доходности Здания, сдаче помещений в нем административными истцами в аренду, отсутствии налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду, суд также отклоняет, поскольку само по себе это о том, что Здание отвечает предусмотренным в статье 378.2 НК РФ признакам, не свидетельствует.
В Перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые фактически используются или могут быть использованы в качестве административно-деловых/торговых центров (комплексов). К ним относятся такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в процессе их самостоятельной эксплуатации; однако налогообложение таких объектов осуществляется законодателем в повышенном размере, если арендованные помещения отвечают определенным НК РФ критериям; в ходе судебного разбирательства того, что конкретно более 20% общей адрес в спорные периоды используются в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости, не установлено и своего объективного подтверждения не нашло.
Доводы Правительства Москвы о том, что административные истцы не обращались в Департамент городского имущества адрес за изменением вида разрешенного использования земельного участка, суд во внимание также не принимает, поскольку фактов его нецелевого использования, в том числе в связи с эксплуатацией Здания вышеозначенным образом, не установлено.
То, что по экспликации 1 187 кв.м помещений в Здании предназначены для общественного питания правового значения не имеет, с учетом норм регионального закона основанием для включения в оспариваемые Перечни это обстоятельство не являлось, а потому соответствие Здания условиям, определенным статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1. Закона адрес "О налоге на имущество организаций", не подтверждает.
В силу части 9 статьи 213 КАС РФ именно Правительство Москвы обязано доказать законность включения Здания в оспариваемые Перечни. Таких объективных доказательств суду не представлено; собранные по делу доказательства, оцениваемые в соответствии со статьей 84 КАС РФ в их совокупности, не подтверждают, что спорное здание в 2018-2023 годах используется в качестве офисного /торгового центра.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителей, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
Руководствуясь статьями 194, 214 КАС РФ, суд отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по административному делу в части требований, касающихся Перечней на 2018-2019 годы; в указанной части нормативный правовой акт не отменен, силу не утратил, его положения нарушают права административного истца. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока его действия (часть 1 статьи 208 КАС РФ) и указанное право, как и обязанность суда разрешить спор в порядке главы 21 КАС РФ по существу, не зависят от установленных законодательством о налогах и сборах сроков и порядка возврата излишне уплаченных (удержанных) обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 -180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "ЧОО "Страж", ООО "Консалтинг Групп", ООО "Компас" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2018 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 6047.
Признать недействующим с 1 января 2019 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года N 1425-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 6869.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 12618.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 2417.
Признать недействующим с 1 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 6256.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 6071.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 августа 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.