Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5418/2023 по административному исковому заявлению Муховикова Максима Валерьевича и Арутюняна Вартана Варужановича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, вступившего в силу с 1 января 2020 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2020 год). Нормативный правовой акт опубликован 10 декабря 2019 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, а также размещен 27 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП, вступившего в силу с 1 января 2021 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год). Нормативный правовой акт опубликован 8 декабря 2020 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, т. 1, 2, 3, 4, а также размещен 25 ноября 2020 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечни на 2020-2023 годы под пунктами, соответственно, 3110, 9318, 1243, 1243 включено нежилое здание: с кадастровым номером 77:01:0001042:1042 по адресу: г.Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 3, стр. 2 (далее - Здание).
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующими вышеуказанные пункты Перечней на 2020-2023 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
Требования мотивированы тем, что для Муховикова М.В. и Арутюняна В.В, которые являются собственниками помещений в Здании, увеличено финансовое бремя по налогу на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административных истцов, а также заинтересованного лица ООО "Стрэйв" заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал; представитель заинтересованного лица ПАО "Аэрофлот- Российские авиалинии" заявленные требования поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, изучив материалы административного дела N 3а-951/2022 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административные истцы являются собственниками помещений в Здании с кадастровыми номерами 77:01:0001042:2168 и 77:01:0001042:2166, площадь которых 147, 8 кв.м. и 213 кв.м, соответственно. Права административных истцов зарегистрированы в 2020 и 2021 годах.
Площадь Здания - 10814, 4 кв.м.; другие помещения в Здании принадлежат, в частности, ПАО "Аэрофлот- Российские авиалинии" (654, 4 кв.м.), ОАО "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3" (6435, 2 кв.м.), городу Москве (полномочия собственника осуществляет ДГИ г. Москвы (873, 4 кв.м, 187, 3 кв.м, 149, 9 кв.м.), которые находятся в оперативном управлении ГБУК г.Москвы "Московский государственный академический театр оперетты" (149, 9 кв.м.), хозяйственном ведении ГУП "М Прогресс" (873, 4 кв.м.) (переданы в аренду Фонду Андрея Кончаловского по поддержке кино, сценических и визуальных искусств на срок с 15 августа 2019 года по 15 августа 2039 года, с 29 мая 2023 года полномочия арендатора переданы ООО "Едим Дома") и безвозмездном пользовании у РОО "Московский союз художников" (187, 3 кв.м.).
Здание является объектом культурного наследия, за его состоянием и использованием постоянный контроль, в том числе в спорные налоговые периоды, осуществляет Мосгорнаследие.
Никем не оспаривается, что административные истцы, помещения которых находятся в Здании, включенном в оспариваемые перечни, обязаны уплатить за них налог на имущество физических лиц за налоговые периоды 2020-2023 годов исходя из кадастровой стоимости по повышенной налоговой ставке; это свидетельствует о праве заявителей на обращение в суд с настоящими требованиями.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечни на 2020-2023 годы опубликованы и размещены на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Содержание используемых законодателем терминов раскрывается в пунктах 3, 4 и 4.1. статьи 378.2 НК РФ, из буквального толкования которых следует, что названными объектами признаются отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется, в том числе одновременно, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в таких целях, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных целях, в том числе одновременно, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2017 года налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в частности, в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение объекта недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, и (или) исходя из вида фактического использования здания (с учетом его площади); совокупности критериев не требуется.
Материалами дела подтверждается связь Здания в спорные налоговые периоды с земельным участком с кадастровым номером 77:01:0001042:6 с видом разрешенного использования - "объекты размещения организаций розничной торговли продовольственными и непродовольственными группами товаров (1.2.5); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9)".
Земельный участок передан административным истцам и другим собственникам помещений в Здании во временное пользование на основании договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора для эксплуатации помещений в Здании под административные цели; для эксплуатации помещений в Здании под служебные цели; для эксплуатации помещений в здании торгового, складского, административного назначения и общественного питания.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 вид разрешённого использования земельного участка, исходя из формальной определённости налоговых норм (статья 3 НК РФ), при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому, торговому центру (комплексу) должен прямо предусматривать размещение на нём офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Применительно к статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, части 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилам землепользования и застройки города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, видам разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N39 и от 1 сентября 2014 г. N540, а также приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, установленный в настоящем случае вид разрешенного использования земельного участка нельзя полагать определенным для целей статьи 378.2 НК РФ; его юридическая конструкция, что в том числе установлено вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 25 января 2023 года (часть 2 статьи 64 КАС РФ), допускает использование на нем объектов недвижимости в иных, не предусмотренных положениями статьи 378.2 НК РФ, целях, а правовой режим характеризуется признаками множественности и носит смешанный характер.
При таких данных, представляется, что в настоящем случае критерий вид разрешенного использования земельного участка не позволяет однозначно отнести Здание к административно-деловому центру, торговому комплексу.
Как следует из экспликации, доля торговых помещений и комнат, имеющих наименование "офисы", в Здании не превышает 1% его общей площади; к учрежденческому типу относится 9648, 2 кв.м. в Здании; само по себе это об их офисном назначении и использовании не свидетельствует; деятельность учреждений и офисов имеет разный по своей сути характер и тождественной не является. Ввиду указанного, вопреки аргументам Правительства Москвы, также нельзя заключить о соответствии Здания критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
В случае если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, Акт, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.9(6) настоящего Порядка, оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции, ГБУ "МКМЦН" в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение (пункт 3.6. Порядка).
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности, в том числе прямо или косвенно не связанной с обеспечением производственной деятельности предприятия и не являющейся определенным этапом такой деятельности.
При проверки фактического использования Здания судом установлено, что его обследование в соответствии с Порядком до принятия Перечней на 2020 и 2021 годы не проводилось.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы совместно с ГБУ г. Москвы "МКМЦН" составлен акт обследования фактического использования Здания N9123602/ОФИ от 30 декабря 2020 года, в котором указано о том, что Здание фактически не используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (Здание закрыто, не используется (не эксплуатируется)).
Оснований не доверять данному акту суд не имеет, он отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым доказательствам, соответствует Порядку и никем не оспаривается.
Согласно акту обследования фактического использования Здания N91224515/ОФИ от 22 апреля 2022 года Здание фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (доля офисов, объектов общественного питания и торговли - 72, 55%); при этом, в разделах 1 и 2, 6.6 акта указано о том, что мероприятия проведены с частичным доступом; расчет по помещениям АО "Моспроект-3" (6 435, 2 кв.м.), куда доступ не предоставлен, произведен с учетом их учрежденческого назначения по данным БТИ и определением вида деятельности - размещение офисов); в осмотренных помещениях Здания выявлены объекты общественного питания (подвал - 53, 1 кв.м, 1 этаж - 78, 3 кв.м, 78, 3 кв.м, 125, 1 кв.м, 45 кв.м, антресоль 1 этажа 79 кв.м.), офисы (1 этаж 60, 1 кв.м, 200 кв.м, 144, 9 кв.м, антресоль 1 этажа 30, 8 кв.м.), объекты торговли (1 этаж 158, 4 кв.м.)), которые зафиксированы фотосъемкой и представлены на фототаблицах.
Оценивая акт 2022 года, суд приходит к выводу о том, что он не является надлежащим доказательством факта использования спорного здания в качестве офисного/торгового центра; однозначно не подтверждает использование более 20% общей площади Здания, в частности, в целях размещения офисов в понимании пункта 1.4 Порядка, учитывая, что к таковым отнесены кабинеты АО "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3" (6435, 2 кв.м.), используемые собственником в уставно-служебной деятельности.
Согласно сведениям ЕГЮЛ основным видом деятельности АО "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3" являются научные исследования и разработки в области естественных и технических наук (код ОКВЭД 72.19), среди дополнительных видов деятельности - деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования, деятельность в области архитектуры, деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта, деятельность связанная с инженерно-техническим проектированием, выполнением строительного контроля и авторского надзора. Среднесписочная численность работников АО "Моспроект-3" по данным официального сайта ФНС России - 1 241 чел.
В соответствии с предоставленной административными истцами общедоступной информацией, размещенной в сети Интернет, АО "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3" является правопреемником ГУП г. Москвы "Научно-исследовательский и проектный институт гражданского строительства, благоустройства и городского дизайна "Моспроект-3"; организация осуществляет деятельность по освоению подземного пространства и метрополитена, созданию современных систем внеуличного городского транспорта, осуществляет профессиональную проектную, научно-техническую, архитектурно-инженерную деятельность по развитию городской среды; безусловных доказательств того, что данной организацией в Здании осуществляется офисная деятельность, помещение сдается в аренду сторонним организациям, в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам административного ответчика, деятельность АО "Моспроект-3" не тождественна офисной; само по себе кабинетно-учрежденческое назначение помещений у данного собственника об использовании их в самостоятельных офисных целях не свидетельствует; такого рода аргументы административного ответчика суд находит надуманными; никаких объективных доказательств того, что сотрудники АО "Моспроект-3" не вовлечены в единый процесс по архитектурному и инженерному проектированию, административным ответчиком в нарушение требований статей 62 и 213 КАС РФ не представлено, как и данных о том, что это помещение сдавалось собственником в 2020-2023 годах в аренду, а не использовалось самостоятельно.
Ссылки Правительства Москвы на материалы административного дела об оспаривании АО "Моспроект-3" кадастровой стоимости принадлежащего ему помещения, сведения ГБУ "Центр имущественных платежей" о группе кадастровой оценки Здания в процедурах ГКО за спорные периоды, суд во внимание также не принимает; ни оценщики, ни эксперт правом определять фактическое использование Здания для целей налогообложения исходя из кадастровой стоимости не наделены, руководствуются в процессе группировки объектов, а также при подготовке отчета об оценке, заключения эксперта критерием наиболее эффективного использования объекта недвижимости, а потому само по себе указание ими о том, что помещение АО "Моспроект-3" представляет из себя офис класса В- в административно-офисном Здании, правового значения, по мнению суда, в настоящем деле не имеет; кроме того, обращает на себя внимание и то, что текущее использование на время осмотра помещения АО "Моспроект-3" отмечено именно как административное, что, как уже указывалось выше, тождественным офисному не является; сторонних организаций в помещении АО "Моспроект-3" на фотоматериалах отчета об оценке также не зафиксировано.
Таким образом, по мнению суда, помещение АО "Моспроект-3" в Здании признакам офисов не отвечает и таковым не является.
Оставшиеся по акту 2022 года помещения, которые отнесены сотрудниками Госинспекции по видам деятельности к общественному питанию, офисам и объектам торговли, составляют 1 053 кв.м. (общественное питание: подвал - 53, 1 кв.м, 1 этаж - 78, 3 кв.м, 78, 3 кв.м, 125, 1 кв.м, 45 кв.м, антресоль 1 этажа 79 кв.м.; офисы - 1 этаж 60, 1 кв.м, 200 кв.м, 144, 9 кв.м, антресоль 1 этажа 30, 8 кв.м.; объекты торговли - 1 этаж 158, 4 кв.м.) и с учетом приходящихся на них мест общего пользования не превышают 20% общей площади Здания, что не дает оснований полагать, что Здание фактически используется в целях, связанных с деятельностью, указанной в статье 378.2 НК РФ и соответствует критериям, установленным в названной статье.
При таких данных, суд относится критически к акту 2022 года, полагая, что он не отвечает требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением Порядка и не может быть расценен судом как подтверждающий факт использования более 20% общей площади Здания в целях размещения офисов, объектов торговли и общественного питания; данный акт не позволяет достоверно определить фактическое использование Здания в целях, связанных с деятельностью указанной в статье 378.2 НК РФ.
Довод Правительства Москвы о том, что акт 2022 года незаконным не признан, в соответствии с Порядком за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования Здания в Департамент экономической политики и развития г.Москвы административные истцы не обращались, правового значения, по убеждению суда, не имеют; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности.
Иных объективных доказательств нахождения в Здании в спорные налоговые периоды предусмотренных статьей 378.2 НК РФ объектов, занимающих более 20% от его общей площади, стороной административного ответчика в нарушение требований статьи 213 КАС РФ суду не предоставлено.
Напротив, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, о том, что положения статьи 378.2 НК РФ, не лишают налогоплательщика возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего ему имущества критериям, установленным в названной статье, административными истцами со ссылками на сведения ЕГРН обращено внимание суда на то, что в Здании ряд помещений (помимо помещения АО "Моспроект-3") принадлежат городу Москве; их совокупная площадь составляет 1 210, 6 кв.м. При рассмотрении административного дела из сообщения Департамента городского имущества г.Москвы установлено, что в спорные налоговые периоды, в том числе по состоянию на юридически значимую дату (1 января 2023 года), они использовалось вышеназванными театром, Фондом, Союзом художников, деятельность которых коммерческо-офисной, подпадающей под цели статьи 378.2 НК РФ, не является.
Кроме того, установлено, что Муховиков М.В. приобрел свое помещение 21 декабря 2021 года у Департамента городского имущества г.Москвы; данных о его использовании прежним собственником (город Москва) в спорных налоговых периодах 2020-2021 годов административным ответчиком не представлено; в то же время из объяснений представителя Муховикова М.В, которые ничем объективно не опровергнуты и подтверждаются актами обследования 2020 и 2022 годов, следует, что и новый и прежний собственники данное недвижимое имущество в целях статьи 378.2 НК РФ не использует (пункт 14 в раздела 2 акта 2022 года (подсобное помещение), раздел 2 акта 2020 - Здание закрыто).
Наряду с этим, в ходе судебного разбирательства установлено, что помещение, принадлежащее ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" (654, 4 кв.м.), собственником в спорные налоговые периоды также не эксплуатировалось; офис авиаперевозчика по указанному адресу был закрыт в 2012-2014 годах, в аренду помещение в спорные налоговые периоды не передавалось; с последним арендатором (кафе) договор расторгнут 30 декабря 2019 года. Ничем объективно указанные доводы и письменные объяснения заинтересованного лица не опровергнуты, соответствуют акту 2020 года; оснований не доверять им суд не имеет, в акте 2022 года офис ПАО "Аэрофлот-Российские авиалинии" в Здании также не зафиксирован.
Сумма этих помещений (6435, 2 кв.м.+ 149, 9 кв.м.+ 873, 4 кв.м.+ 187, 3 кв.м. + 147, 8 кв.м. + 654, 4 кв.м. = 8 448 кв.м.) с учетом приходящихся на них мест общего пользования превышает 80 % общей площади Здания и опровергает, тем самым, утверждения Правительства Москвы о соответствии спорного объекта недвижимости установленным критериям объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости.
Ссылки Правительства Москвы на информацию из сети Интернет, системы Спарк об организациях, зарегистрированных в Здании, объявлениях о сдаче помещений в нем в аренду под офисы, суд не принимает во внимание; они не дают объективного представления о соответствии Здания установленным критериям объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости, не подтверждают, что в Здании в спорные налоговые периоды именно более 20% его общей площади использовалось под цели статьи 378.2 НК РФ. Подготовленным стороной административных истцов расчетом, который Правительством Москвы не опровергнут, подтверждается, что более 80% общей площади Здания в 2020-2023 годах используется под виды деятельности, которые не соответствуют статье 378.2 НК РФ. Таким образом, оставшаяся площадь независимо от ее фактического использования какими-либо лицами в самостоятельных коммерческих целях, в том числе ООО "Стрэйв" (офис), Арутюнян В.В. (кафе), о соответствии именно Здания законодательно установленным признакам офисного/торгового центра не свидетельствует.
Из акта технического состояния объекта культурного наследия от 31 марта 2022 года также следует, что Здание является административным, в котором есть офисы и предприятияя общественного питания.
Само по себе указание в договоре аренды о передаче Фонду Андрея Кончаловского помещения в Здании для размещения офиса, по мнению суда, значения не имеет; деятельность некоммерческой организации, созданной для достижения общественно полезных целей, о чем прямо указано в ее Уставе, офисной по смыслу пункта 1.4. Порядка не является.
То, что это помещение на основании соглашения от 29 мая 2023 года о передаче прав и обязанностей с указанного времени используется ООО "Студия Едим Дома" под офис, суд во внимание не принимает, полагая, что безусловных доказательств того, что данной организацией в нем осуществляется именно офисная деятельность в материалы дела административным ответчиком не представлено; необходимо иметь ввиду, что основным видом деятельность ООО "Студия Едим Дома" является производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (59.11), ООО "Студия Едим Дома" получены лицензии на образовательную деятельность; кроме того, юридически значимой датой в настоящем деле является 1 января 2023 года.
Утверждения административного ответчика о том, что расчеты административного истца являются неверными, содержат ошибки контррасчетом не опровергнуты, в связи с чем признаются голословными.
Аргументы административного ответчика о потенциальной доходности Здания, сдаче помещений в нем собственниками в аренду, отсутствии налоговых преференций для собственников, передающих принадлежащие им объекты в аренду, суд также отклоняет, поскольку исключительно указанное о том, что Здание отвечает предусмотренным в статье 378.2 НК РФ признакам, также не свидетельствует.
В перечни по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения), которые фактически используются или могут быть использованы в целях административно-деловых центров и (или) торговых центров (комплексов). При этом налогообложение таких объектов недвижимости, которые с экономической точки зрения способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в процессе их самостоятельной эксплуатации, осуществляется законодателем в повышенном размере, если арендованные помещения отвечают определенным НК РФ критериям.
В ходе судебного разбирательства того, что непосредственно более 20% общей площади Здания по состоянию на даты утверждения Перечней на 2020-2023 годы и также на 1 января года каждого спорного налогового периода используется в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости, административным ответчиком не доказано, а судом не установлено.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, что Здание соответствует критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64), включено в Перечни на 2020-2023 годы правомерно, не имеется; коммерческое (офисно-торговое) использование Здания в спорных налоговых периодах административным ответчиком в нарушение статьи 213 КАС РФ не подтверждено.
Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права заявителей, а также конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
Доводы административного ответчика о праве административных истцов изменить вид разрешенного использования земельного участка для приведения в соответствие с фактическим использованием Здания, суд не находит соответствующими обстоятельствам дела. Назначение и фактическое использование Здания соответствует множественности видов его разрешенного использования; при этом по материалам дела не установлено фактов нецелевого использования земельного участка. Кроме того, фискальные обязательства, пусть и отнесенные к условиям землепользования и градостроительного дела, определяются прежде всего налоговым законодательством, которое и должно в первую очередь отвечать конституционным критериям правомерности налогообложения; виды разрешенного использования предопределены принципами и целями комплексного и устойчивого развития территорий, территориального планирования и градостроительного зонирования, землепользования и застройки, границами территориальной зоны, правилами землепользования и застройки, а также особенностями уже сложившегося землепользования в отношении конкретных участков. Землеустройство и Градостроительная деятельность имеют иные цели и последствия, нежели гарантии экономически обоснованного налогообложения недвижимости.
Ссылки Правительства Москвы на судебные решения касательно АО "Моспроект-4" суд во внимание не принимает, поскольку данная организация в Здании в спорные периоды не располагалась и никакие помещения в нем не использовала; правовая квалификация ее деятельности о фактическом использовании непосредственно Здания, в частности, нежилого помещения, площадью 6 435, 2 кв.м, в целях статьи 378.2 НК РФ, не свидетельствует.
Учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда РФ, содержащиеся в Постановлении N19-П, определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О, от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ), суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов оспариваемые пункты Перечней подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Муховикова Максима Валерьевича и Арутюняна Вартана Варужаевича удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2020 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2019 года N 1574-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 3110.
Признать недействующим с 1 января 2021 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 24 ноября 2020 года N 2044-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 9318.
Признать недействующими с 01 января 2022 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы 23 ноября 2021 года N 1833-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1243.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 1243.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 декабря 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.