Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В.
при ведении протокола секретарем Николаенковым Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Ж.А.Г. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта N Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816-р "Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется, как кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Ж.А.Г. на решение Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного истца Ж.А.Г. - О.Б.Д, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее также - Распоряжение от 15 декабря 2022 года N2816р), размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее также - Перечень на 2023 год).
В пункт N Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости/ спорное нежилое помещение с кадастровым номером N).
Ж.А.Г. обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N Перечня на 2023 год, указав в обоснование иска, что нежилое помещение с кадастровым номером N не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ), поскольку в соответствии со сведениями ЕГРН и документами технического учета наименование и назначение спорного объекта недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положения пункта 2 части 1 статьи 378.2 НК РФ, прямо не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания; включение названного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
Решением Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Ж.А.Г. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 721 Приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816 - р "Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется, как кадастровая стоимость" отказано.
В апелляционной жалобе Ж.А.Г. просит решение Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы административным истцом указано, что судом первой инстанции дана неверная оценка акту обследования спорного объекта недвижимости; при проведении обследования был использован технический паспорт, составленный по состоянию на 15 июля 2022 года, согласно которому площадь части помещения с назначением "торговый зал" составляет 215, 7 кв.м.; назначение помещений "кабинет" не равнозначно назначению "офис"; акт обследования фактического использования спорного объекта недвижимости не может являться допустимым доказательством правомерности включения помещения с кадастровым номером N в оспариваемый Перечень.
Представитель административного истца Ж.А.Г. - О.Б.Д, участвующий в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
Прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как следует из материалов дела, административный истец является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения с кадастровым номером 56:43:0109009:3812, которое включено в пункт 721 Перечня на 2023 год.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, поскольку права административного истца в связи с включением спорного помещения в оспариваемый Перечень нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на оспаривание нормативных правовых актов в указанной части.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с принятием Федерального закона от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации") к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен п. 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (п.8 ст. 378.2 НК РФ).
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе к ним отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
В пунктах 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ раскрывается содержание используемых в ст. 378.2 НК РФ таких терминов, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), зданий, предназначенных для использования одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс).
В соответствии с пунктом 3 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п.5 ст. 378.2 НК РФ, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и является обязательным к уплате на территории Оренбургской области.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N613/70-III-ОЗ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 1000 кв. метров, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Проанализировав нормы федерального законодательства во взаимосвязи с нормами регионального законодательства суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Распоряжение от 15 декабря 2022 года N2816р, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Административным истцом компетенция Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области на издание оспариваемого нормативного правового акта не оспаривалась.
Как указано выше, в пункт 721 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес".
Спорный объект недвижимости расположен в здании с кадастровым номером N, площадью 1444, 3 кв.м, наименование: жилой дом, назначение: многоквартирный дом, расположенном по адресу: "адрес", сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости отсутствуют.
Здание с кадастровым номером N, в котором расположен спорный объект недвижимости, расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 5342 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации многоквартирных жилых домов (1 группа видов разрешенного использования земельного участка).
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия отмечает, что он прямо не предусматривает размещение на земельном участке с таким видом разрешенного использования объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисов, поскольку для них предусмотрены самостоятельные виды разрешенного использования.
Здание с кадастровым номером N, являющееся многоквартирным домом, не относится к видам недвижимого имущества, поименованным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Вместе с тем нежилое помещение, входящее в состав здания, не отвечающего критериям подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, является самостоятельным видом недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, при условии соответствия его критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Следовательно, для признания законным включение нежилого помещения в Перечни достаточно установить соответствие этого объекта недвижимости хотя бы одному из названных в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ критериев: предназначения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (т.е. при условии, что назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания) либо фактического использования для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Оренбургской области и представленным материалам кадастрового дела объекта недвижимости, поступившим во исполнение запроса Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ;
- сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером N внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) 17 декабря 2013 года на основании информации, подготовленной Управлением со следующими характеристиками: назначение: нежилое, наименование: нежилое встроенно-пристроенное помещение N1 в пятиэтажном панельном, кирпичном жилом доме с цокольным этажом и подвалом, площадь 33, 6 кв.м, местоположение: "адрес";
- сведения об объекте недвижимости внесены на основании описания объекта недвижимости, подготовленного Орским филиалом ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от 10 августа 2001 года;
- 30 августа 2018 года на основании справки от 14 июня 2012 года, подготовленной Орским филиалом ГУП "Облтехинвентаризация", по решению государственного регистратора, внесены изменения в сведения о площади и наименовании помещения с кадастровым номером N: площадь 1125, 2 кв.м, наименование: нежилое встроенно-пристроенное помещение N1; согласно решению от 30 августа 2018 года изменения внесены в связи с наличием технической ошибки;
- 24 января 2020 года на основании заявления о государственном кадастровом учете от 20 января 2020 года и технического плана от 25 декабря 2019 года внесены сведения об описании местоположения помещения с кадастровым номером N;
- 13 апреля 2023 года на основании заявления о государственном кадастровом учете от 11 апреля 2023 года и технического плана от 5 апреля 2023 года внесены изменения в сведения о помещении с кадастровым номером N: площадь 1123, 5 кв.м, номер этажа на котором расположено помещение: подвал N1, этаж N2.
Согласно описанию объекта недвижимости, подготовленному Орским филиалом ГУП "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" от 10 августа 2001 года, спорный объект недвижимости представляет собой встроенно-пристроенное помещение N1, площадью 1115, 55 кв.м, фактическое использование: торговое; описание объекта недвижимости не содержит сведений о наименование и назначении частей помещения.
Согласно техническому паспорту, составленному Орским бюро технической инвентаризации по состоянию на 10 мая 2007 года, помещение имело назначение: магазин, использование: магазин, включало в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, торговый зал (245, 3 кв.м), кабинет, коридор, складское, бытовка, подсобное, туалет, лестница, вент.камера, вентиляционная, эл.щитовая, всего 1123, 6 кв.м.
Общая площадь помещений, предназначенных для торговых объектов, в соответствии с экспликацией к поэтажным планам в составе названного технического паспорта, составляла 584, 5 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному Орским бюро технической инвентаризации по состоянию на 15 февраля 2008 года, помещение имело назначение: встроенно-пристроенное помещение, использование: магазин, включало в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, торговый зал (309, 2 кв.м), кабинет, коридор, складское, бытовка, подсобное, туалет, лестница, вент.камера, вентиляционная, эл.щитовая, всего 1125, 2 кв.м.
Общая площадь помещений, предназначенных для торговых объектов, в соответствии с экспликацией к поэтажным планам в составе названного технического паспорта, составляла 586, 1 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному ГБУ "Госкадоцентр Оренбургской области" по состоянию на 15 июля 2022 года, помещение имело назначение: встроенно-пристроенное помещение N1, использование: магазин и включало в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, торговый зал (215, 7 кв.м), кабинет, коридор, складское, котельная, бытовка, подсобное, лестница, вент.камера, вентиляционная, эл.щитовая, всего 1123, 5 кв.м.
Общая площадь помещений, предназначенных для торговых объектов, в соответствии с экспликацией к поэтажным планам в составе названного технического паспорта, составляла 584, 4 кв.м.
Согласно техническому паспорту, составленному ГБУ "Госкадоцентр Оренбургской области" по состоянию на 25 октября 2022 года, помещение имело назначение: встроенно-пристроенное помещение N1, использование: магазин и включало в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, торговый зал (215, 7 кв.м), кабинет, коридор, складское, котельная, бытовка, подсобное, лестница, вент.камера, вентиляционная, эл.щитовая, всего 1123, 5 кв.м.
Общая площадь помещений, предназначенных для торговых объектов, в соответствии с экспликацией к поэтажным планам в составе названного технического паспорта, составляла 584, 4 кв.м.
Согласно техническому плану, составленному кадастровым инженером Б.Т.А. 5 апреля 2023 года в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении, о площади помещения с кадастровым номером 56:43:0109009:3812: площадь помещения составляет 1123, 5 кв.м. и включает в себя помещения имеющие следующее назначение: тамбур, торговый зал (215, 7 кв.м), кабинет, коридор, складское котельная,, бытовка, подсобное, туалет, лестничная клетка, вент.камера, вентиляционная, электрощитовая, всего 1123, 5 кв.м.
Технические паспорта объекта недвижимости, составленные по состоянию на 15 июля 2022 года, 25 октября 2022 года, не могут быть приняты во внимание как документы технического учета (инвентаризации), поскольку в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учёта объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством, и в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сведения технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также описания объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть положены в основу судебного акта по рассматриваемому делу, ввиду несоответствия площади объекта недвижимости сведениям ЕГРН.
Технический план, составленный кадастровым инженером Беляковой Т.А. 5 апреля 2023 года составлен после утверждения оспариваемого нормативного правового акта в связи с чем также не может быть положен в основу судебного акта по настоящему делу.
Таким образом, с учетом того, что по состоянию на дату принятия оспариваемого Перечня площадь объекта недвижимости составляла 1125, 2 кв.м, судебная коллегия приходит к выводу о том, что актуальным документом технического учета являлся технический паспорт, составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в экспликации к поэтажным планам которого помещения с наименованием: тамбур, торговый зал (309, 2 кв.м), кабинет, коридор, складское, бытовка, подсобное, лестница, общей площадью 586, 1 кв.м. прямо отнесено к помещениям торгового предназначения.
Таким образом, из сведений, содержащихся в документах технического учета, следует, что общая площадь помещений, которые согласно экспликации к поэтажным планам технического паспорта спорного объекта недвижимости отнесены к торговой площади, составляет 586, 1 кв.м, то есть 52% от общей площади здания (1125, 2 кв.м.), при этом из них площадь помещения с наименование непосредственно "торговый зал" составляет 309, 2 кв.м. (27, 48%)
Сведений об изменении технических характеристик и параметров здания, несоответствия данных технического паспорта фактическим данным на момент принятия оспариваемого Перечня материалы дела не содержат и административным истцом не представлено.
Проанализировав вышеуказанные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что на момент утверждения Перечня на 2023 год, помещение с кадастровым номером N подлежало признанию предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку наименование/назначение частей данного помещения в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) общей площадью более 20% от общей площади спорного объекта недвижимости предусматривало размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для отнесения спорного нежилого помещения к объектам, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В подтверждение фактического использования спорного объекта недвижимости в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ административным ответчиком представлен акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения N43-173 от 14 октября 2022 года (далее - акт от 14.10.2022).
Также, во исполнение запроса Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, административным ответчиком представлены фотографии к акту от 14.10.2022.
Согласно акту от 14.10.2022 в спорном помещении расположены административно-деловые помещения на площади 32, 6 кв. м. (3, 24% от общей площади здания) и торговые помещения на площади 215, 7 кв.м. (21, 45 % от общей площади здания), а также складские, технические помещения и места общего пользования площадью 876, 9 кв.м.
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, включение в Перечень спорного объекта по его фактическому использованию является правомерным при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Представленный акт от 14.10.2022 не содержит указание на признаки, по которым помещения отнесены к конкретному виду использования; фотографии, приложенные к акту, не имеют привязки к конкретным помещениям.
Принимая во внимание, что представленный в подтверждение фактического использования акт от 14.10.2022 и фотографии не позволяют определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 НК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный акт и фотографии не могут быть приняты как доказательства, достоверно подтверждающее факт использования на дату осмотра спорного объекта недвижимости для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и, соответственно, не могут служить доказательством фактического использования спорного здания для размещения офисов, торговли на площади, составляющей более 20% от общей площади здания.
Вывод суда первой инстанции о том, что акт от 14.10.2022 подтверждает факт использования на дату осмотра спорного объекта недвижимости для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания судебная коллегия признает ошибочным. Вместе с тем, указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого по делу судебного акта.
В материалы административного дела представлены договоры аренды помещений в спорном здании:
- договор аренды нежилого помещения N005/19 от 1 января 2019 года, заключенный между Ж.А.Г. (арендодатель) и ООО "Дилижанс Плюс" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 542, 9 кв.м, расположенные в помещении по адресу: "адрес"; помещение передано для размещения торгового зала, а также складских помещений арендатора; срок аренды с 1 января 2019 года по 1 декабря 2019 года, пролонгация на неопределенный срок;
- договор аренды нежилого помещения с правом субаренды N009/22 от 1 января 2022 года, заключенный между Ж.А.Г. (арендодатель) и ООО "Д-групп" (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 395, 5 кв.м, расположенные в помещении по адресу: "адрес"; помещение передано для размещения складских помещений арендатора; срок аренды с 1 января 2022 года по 1 декабря 2022 года, пролонгация на неопределенный срок;
- договор аренды нежилого помещения с правом субаренды N022/23 от 1 августа 2023 года, заключенный между Ж.А.Г. (арендодатель) и ИП Р.О.А. (арендатор), согласно которому в аренду переданы помещения площадью 109, 1 кв.м, расположенные в помещении по адресу: "адрес"; помещение передано для размещения складских помещений арендатора; срок аренды с 1 августа 2023 года по 1 июля 2024 года, пролонгация на неопределенный срок.
Само по себе указание в договоре аренды о передаче помещений площадью 542, 9 кв.м. для размещения торгового зала, а также складских помещений арендатора о фактическом использовании всей площади переданных помещений в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, не свидетельствует.
Понятие "торгового объекта" приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, (далее также - Национальный стандарт), действовавшего на момент утверждения оспариваемого в части Перечня на 2020 год.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Понятие склад указано в пункте 33 Национального стандарта, это специальные здания, строения, сооружения, помещения, открытые площадки или их части, обустроенные для целей хранения товаров и выполнения складских операций. При этом, к складским операциям относят операции по приему, сортировке, комплектации, упаковке, отпуску, отгрузке.
Складским помещением признается специально оборудованная часть помещения торгового предприятия, предназначенная для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже (пункт 91 Национального стандарта).
Под торговым предприятием (предприятием торговли) понимается имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли (пункт 20 Национального стандарта).
Из анализа приведенных норм следует, что в рассматриваемом случае (договор аренды нежилого помещения N005/19 от 1 января 2019 года, заключенный между Ж.А.Г. (арендодатель) и ООО "Дилижанс Плюс") для отнесения всей площади переданных по договору помещений в состав торгового объекта недостаточно установления их передачи лишь на основании одного договора, необходимо, чтобы склад был функционально взаимосвязан с помещением, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, то есть использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли. При отсутствии данных признаков склад не может быть признан торговым объектом.
В материалы дела не представлено относимых и допустимых доказательств совместного использования помещений, переданных по договору аренды нежилого помещения N005/19 от 1 января 2019 года, заключенному между Ж.А.Г. (арендодатель) и ООО "Дилижанс Плюс", исключительно в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ. Соответствующие сведения отсутствует и в самом договоре аренды, и в акте обследования от 14.10.2022.
С учетом изложенного, представленные договоры аренды нежилых помещений, переданных в целях размещения объектов торговли и складских помещений, не подтверждают факт использования не менее 20% от общей площади спорного объекта недвижимости под офисы, объекты общественного питания, бытового обслуживания или торговли в спорный период.
Из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области, поступившего во исполнение запроса Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в порядке ст.ст. 63, 306 КАС РФ, следует, что в спорном объекте недвижимости зарегистрирована следующая контрольно-кассовая техника:
- налогоплательщик Ретенер О.А, дата регистрации 09.02.2023, наименование места установки: магазин "Дилижанс";
- налогоплательщик ООО "Дилижанс Плюс", дата регистрации 02.08.2017, наименование места установки: Дилижанс 1.
Вместе с тем, в информации Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области о зарегистрированной контрольно-кассовой технике отсутствуют сведения о виде деятельности налогоплательщиков, о фактическом использовании ими помещений в юридически значимый период и их площадях, при том, что без указанных сведений не представляется возможным сделать вывод о превышении или не превышении применительно к положениям статьи 378.2 НК РФ площади занимаемых ими помещений 20 процентов общей площади здания.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорное нежилое помещение не подлежало включению в Перечень на 2023 год, исходя из критерия его фактического использования в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вместе с тем, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, статья 378.2 НК РФ, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней в качестве оснований для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Принимая во внимание, что спорное нежилое помещение в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером N, соответствующий критериям, установленным в статье 378.2 НК РФ, обоснованно включен в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в связи с чем оснований для удовлетворения требований Ж.А.Г. не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж.А.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд в течение шести месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.