Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Шкурова С.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 18 января 2024 года кассационную жалобу Нурутдинова И.М. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июля 2023 года по административному делу N 2а-195/2023 по административному исковому заявлению ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан к Нурутдинову И.М. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Нурутдинов И.М. с 11 декабря 2004 года по 17 декабря 2019 года и с 10 ноября 2021 года зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, с 28 ноября 2013 года зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего.
29 апреля 2019 года Нурутдиновым И.М. была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2018 год. Налоговая база для исчисления налога ставила 2 641 231, 36 руб. - 300 000 рублей*1 % = 23 412, 31 руб. В связи с этим в его адрес направлено требование N 1036 по состоянию на 21 января 2019 года об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб. и пени 16, 60 руб, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 25 548, 16 руб. и пени в размере 72, 60 руб, установлен срок исполнения до 8 февраля 2019 года.
27 апреля 2020 года Нурутдиновым И.М. была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2019 год. Налоговая база для исчисления налога составила 754 969, 17 руб. - 300 000 рублей*1%=4 549, 69 руб.
24 декабря 2020 года на основании заявления Нурутдинова И.М. налоговым органом произведен перерасчет исчисленных страховых взносов в фиксированном размере за 2017, 2018, 2019 годы.
2 марта 2021 года Нурутдиновым И.М. была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год номер корректировки 2 (уточненная). Налоговая база для исчисления налога составила 887 534, 96 руб. - 300 000 рублей*1 % = 5 875, 35 руб. Первоначально налоговая декларация подавалась 3 мая 2018 года, на основании которой направлялось требование N 26028 по состоянию на 10 июля 2018 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 5 875, 35 руб. и пени на сумму 996 руб, установлен срок исполнения до 30 июля 2018 года.
Нурутдинову И.М. были начислены к уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): 1% от суммы дохода - страховые взносы в размере 5 875, 35 руб. за 2017 год; 23 412, 31 руб. за 2018 год; 4 549, 69 руб. за 2019 год (остаток 4 482, 80 руб.).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов за 2017-2019 годы Нурутдинову И.М. были начислены пени в сумме 4 330, 94 руб.: пени за 2017 год за период с 3 июля 2018 года по 13 мая 2021 года в размере 1 233, 54 руб.; пени за 2018 год за период с 2 июля 2019 года по 13 мая 2021 года в размере 2 891, 41 руб.; пени за 2019 год за период с 3 июля 2020 года по 13 мая 2021 года в размере 205, 99 руб.
Остаток из вышеуказанной задолженности по пени составляет 3 001, 20 руб, а именно: пени за 2018 год за период с 2 июля 2019 года по 13 мая 2021 года - 2 795, 21 руб, пени за 2019 год за период с 3 июля 2020 года по 13 мая 2021 года - 205, 99 руб.
Нурутдинову И.М. направлено требование N 27629 по состоянию на 14 мая 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: 2017 год - 5 875, 35 руб.; 2018 год - 23 412, 31 руб.; 2019 год - 4 482, 80 руб.; пени в размере 4 330, 94 руб. Установлен срок исполнения до 1 декабря 2021 года.
8 октября 2021 года мировым судьей судебного участка N 11 по судебному району города Набережные Челны Республики Татарстан по заявлению ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан о взыскании с Нурутдинова И.М. названной недоимки вынесен судебный приказ N 2а-194/11/2021, который 25 марта 2022 года отменен в связи с поступлением возражений должника. При этом ранее, до перерасчета, а именно - 3 августа 2020 года, по заявлению налогового органа выносился судебный приказ N 2а-521/11/2020, который 23 октября 2020 года был отменен в связи с поступлением возражения должника.
15 сентября 2022 года налоговый орган обратился в суд с административным иском.
Решением Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июля 2023 года, административное исковое заявление ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан удовлетворено, с Нурутдинова И.М. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год - 5 875, 35 руб, за 2018 год - 23 412, 31 руб, за 2019 год - 4 482, 80 руб, пени по налогу за 2018 год в размере 2 795, 21 руб. за период с 2 июля 2019 года по 13 мая 2021 года, пени по налогу за 2019 год в размере 205, 99 руб. за период с 3 июля 2020 года по 13 мая 2021 года; государственная пошлина в размере 1 303, 15 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Нурутдинов И.М. в кассационной жалобе просит их отменить. Указывает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд. Кроме того, ссылается на повторное обращение в суд по одним и тем же основаниям ранее уплаченных страховых взносов.
От представителя ИФНС по городу Набережные Челны Республики Татарстан поступили письменные объяснения, в которых ставится вопрос об оставлении обжалуемых судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере 26 545 руб. за расчетный период 2018 года, 29 354 руб. за расчетный период 2019 года, 32 448 руб. за расчетный период 2020 года; 32 448 руб. за расчетный период 2021 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1, 0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 руб. за расчетный период 2018 года, 6 884 руб. за расчетный период 2019 года, 8 426 руб. за расчетный период 2020 года, 8 426 руб. за расчетный период 2021 года.
В силу пунктов 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере или в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 1.4 статьи 430 настоящего Кодекса, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о доказанности факта неисполнения административным ответчиком возложенной на него законом обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и о наличии у административного истца права на взыскание образовавшейся недоимки за указанные в административном иске периоды, установив также, что предусмотренный законом порядок взыскания страховых взносов налоговым органом соблюден.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведенными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о пропуске срока обращения в суд является несостоятельным.
Как правильно принято во внимание судебными инстанциями, 24 декабря 2020 года плательщиком страховых взносов в налоговый орган представлено заявление о перерасчете страховых взносов за 2017 - 2019 годы. 2 марта 2021 года Нурутдиновым И.М. была подана уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год. При этом после отмены судебного приказа N 2а-521/11/2020 от 3 августа 2020 года налоговый орган обращался с заявлением о вынесении судебного приказа исходя из неисполнения требования N 27629 по состоянию на 14 мая 2021 года, сформированного с учетом перерасчета страховых платежей за 2017 - 2019 годы.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование N 27629 по состоянию на 14 мая 2021 года об уплате страховых взносов за 2017 - 2019 годы после перерасчета и подачи уточненной налоговой декларации за 2017 год (корректировка 2) было направлено в установленный законом срок.
Положениями пунктов 2 и 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривалось, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Приведенные выше установленные законом сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены, как с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа.
В этой связи довод кассационной жалобы о повторном обращении в суд по одним и тем же основаниям с истечением срока для принудительного взыскания не может быть принят во внимание.
Ссылка заявителя жалобы на представленные суду платежные документы об уплате страховых взносов несостоятельна.
В соответствии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной если на день предъявления налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик (иное лицо) имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований (подпункт 5 пункта 4).
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 6).
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7).
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Представленные платежные документы не позволяют сделать вывод об уплате страховых взносов за периоды 2017 - 2019 годов. Представленный налоговым органом расчет (л.д. 85 - 88) указывает о зачете уплаченных, а также удержанных службой судебных приставов сумм в счет уплаты задолженности за иные периоды.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нурутдинова И.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.