Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Блинова Кирилла Александровича на решение Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 29 ноября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Блинова Кирилла Александровича к Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Александровой К.А, объяснения административного истца Блинова К.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы с учетом дополнений, представителя административных ответчиков Хрулевой А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Блинов К.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области) от 21 декабря 2018 года о постановке на профилактический учет.
В обоснование требований указано, что 21 декабря 2018 года Блинов К.А. поставлен на профилактический учет как склонный к совершению преступлений с использованием технических средств связи. Вместе с тем на заседании комиссии по постановке на профилактический учет административный истец не присутствовал, что лишило его права на защиту. С решением комиссии Блинов К.А. не был ознакомлен.
Решением Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 29 ноября 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей 6 декабря 2023 года в суд первой инстанции, Блинов К.А. просит отменить судебные акты как незаконные, дополнив в судебном заседании суда кассационной инстанции, что выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, не соответствуют обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу такие основания для пересмотра в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, вступившим в законную силу приговором Нижегородского областного суда от 13 сентября 2011 года Блинов К.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных пунктами "а", "ж", "л" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, и частью 3 статьи 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, пунктами "а", "ж", "л" части 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, по совокупности преступлений с учетом части 3 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации ему назначено окончательное наказание в виде 25 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима.
В период с 1 февраля 2018 года по 7 ноября 2019 года на основании статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации административный истец содержался в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области.
7 февраля 2018 года начальником отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области составлен рапорт на имя начальника учреждения с просьбой рассмотреть вопрос о постановке Блинова К.А, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенного с использованием средств связи, на профилактический учет как лицо, склонное к совершению преступлений с использованием технических средств связи. Данный рапорт согласован с начальником оперативного отдела Крюковым И.В.
По данным характеристики Блинов К.А. за время пребывания в следственном изоляторе к дисциплинарной ответственности привлекался 2 раза, имеет 4 взыскания, поощрений не имеет. С 9 февраля 2018 года состоит на профилактическом учете как склонный к изучению, пропагандированию, исповедованию либо распространению экстремистской идеологии.
21 декабря 2018 года на заседании комиссии ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Нижегородской области по постановке (снятию) на профилактический учет подозреваемых, обвиняемых, осужденных рассмотрен вопрос о постановке на профилактический учет Блинова К.А, в ходе которого заслушан начальник отдела режима и надзора Филенков А.И.
Решением комиссии от 21 декабря 2018 года, оформленным протоколом N 50, Блинов К.А. поставлен на профилактический учет как лицо, склонное к совершению преступлений с использованием технических средств связи. Протокол подписан членами комиссии, присутствующими на заседании.
Блинов К.А. от подписи об ознакомлении с выпиской из протокола отказался, о чем составлен акт от 21 декабря 2018 года.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что нарушений со стороны администрации следственного изолятора не допущено, решение принято уполномоченными лицами с соблюдением процедуры постановки на учет осужденного и соответствуют требованиям действующего законодательства, сроки и процедура постановки Блинова К.А. на профилактический учет полностью соблюдены.
При этом судом первой инстанции отмечено, что сама по себе постановка на профилактический учет подозреваемых, обвиняемых, осужденных не может рассматриваться как привлечение к ответственности, а также не влечет возложение на указанных лиц каких-либо обязанностей, а направлена на недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий, осуществляемых сотрудниками учреждений, что следует рассматривать как составную часть воспитательной работы, направленной на исправление осужденных.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2). Права и обязанности осужденных определяются данным Кодексом, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть 4).
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 (далее также - Инструкция).
Согласно положениям приведенной Инструкции основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, посредством системы профилактических мероприятий (пункт 2). Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8).
В силу пункта 24 Инструкции на профилактический учет в частности берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, склонные к совершению преступлений с использованием технических средств связи.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы (далее также - УИС), контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26).
Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу (пункт 29).
Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (пункт 30).
На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются (пункт 32).
Пунктом 33 Инструкции предусмотрено, что по результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.
Судами нижестоящих инстанции достоверно, на основании доказательств, представленных в материалы дела и получивших судебную оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установлены обстоятельства, послужившие фактическим основанием для принятия оспариваемого решения, проверено соблюдение процедуры постановки Блинова К.А. на профилактический учет, предусмотренной пунктами 8, 14, 26 - 34 Инструкции, нарушений не установлено.
Ссылки автора кассационной жалобы на недоказанность названных обстоятельств сводятся к иной, отличной от судебной, оценке представленных в материалы дела доказательств и не могут служить основанием для пересмотра судебного акта в кассационном порядке.
Выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приокского районного суда города Нижнего Новгорода от 18 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Блинова Кирилла Александровича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 27 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.