Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего И.И. Мотиной, судей Н.В. Бетрозовой, М.А. Парасотченко, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворушилина Виктора Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о признании решения незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ворушилин В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю (далее - ОСФР по г.Севастополю), в котором просил признать незаконным решение пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости, признать за ним право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с учетом периодов его работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера его страховой пенсии по старости с даты её назначения - с ДД.ММ.ГГГГ с учетом указанных периодов трудовой деятельности и всех индексаций, произвести выплаты по результатам перерасчета.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2023 года иск удовлетворен.
Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Ворушилину В.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признано незаконным.
За Ворушилиным В.В. признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя, с ДД.ММ.ГГГГ - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости.
На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю возложены обязанности: произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости Ворушилину В.В. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов, в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Ворушилина В.В. за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с произведением индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2002-2014 годы, на величину коэффициентов индексации, определенных постановлениями Правительства Российской Федерации, и произвести выплату Ворушилину В.В. денежной суммы в объеме полагавшихся ему пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ - даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации для формирования индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на индивидуальный лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования, не поступали. Пенсионный орган отмечает, что размер страховой пенсии исчисляется в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, согласно установленных законодателем формул. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не предусматривает исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств. Истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял трудовую деятельность на территории Украины (город Севастополь) на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины.
При этом, в период с 2002 года по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) руководствовались вышеуказанным межгосударственным соглашением, в соответствии с которым взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации должны были производить в Пенсионный фонд Украины. В указанный период времени не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и г..Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) предусматривались, выделялись, доводились до финансовых органов и уплачивались в Пенсионный фонд Украины.
Исходя из положений пункта 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-О-П периоды работы, за которые не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат включению в страховой стаж. С учетом данного положения периоды работы на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в г. Севастополе органом пенсионного обеспечения засчитаны в страховой стаж Ворушилина В.В. Однако, индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю и не может повлиять на размер пенсии истца в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых постановлений.
Полагает, что право на перерасчет пенсии возникнет у истца в бесспорном порядке после предоставления соответствующих сведений в системе персонифицированного учета истца в отношении его периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии и, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента. Также обращает внимание, что согласно пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Кроме того, судами не было учтено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не располагает необходимой информацией о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после ДД.ММ.ГГГГ, документы в пенсионный орган не предоставлялись, и такие сведения должны быть представлены работодателем (страхователем).
Также, относительно граждан Российской Федерации, получивших свое гражданство не в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а до указанной в данном законе календарной даты без отказа от гражданства Украины, Конституционным судом Российской Федерации в своем Определении от 20 апреля 2017 года N820-0 разъяснено, что такая категория граждан имела возможность формирования своих пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, либо с помощью иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, отсутствуют.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Ворушилин В.В. является гражданином Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал на различных должностях гражданского персонала в войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополь. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истца, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются. С ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (после включения города Севастополя в состав Российской Федерации) истец продолжал работать в войсковой части Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в городе Севастополь.
С ДД.ММ.ГГГГ территориальный пенсионный орган по месту регистрации истца по месту жительства назначил ему страховую пенсию по старости, размер которой был определен без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ в организациях (учреждениях) Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных на территории иностранного государства Украины и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по г. Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации за периоды до ДД.ММ.ГГГГ включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ОСФР по г. Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ N в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до ДД.ММ.ГГГГ отказано, поскольку страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период не уплачены и соответственно, на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не отражены.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г. Киеве 28 мая 1997 года, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено в вину истцу и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Ворушилина В.В. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объеме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом, на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к страхованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 02.04.2014 N38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Судом установлено, что истец Ворушилин В.В. является гражданином Российской Федерации, с 01 января 2002 года осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе и с 17 марта 2014 по 31 декабря 2014 в городе Севастополе Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, в том числе о заработной плате, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.
С ДД.ММ.ГГГГ Ворушилин В.В. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве ДД.ММ.ГГГГ и ратифицирован Федеральным законом от 21.03.2014 N36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками и сомнений у стороны ответчика не вызывают. Размер получаемой истцом за указанный период заработной платы подтвержден соответствующими справками.
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано постановление N1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24.01.2017 N65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N1097).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Применяя приведенные выше нормы Федерального закона "О страховых взносах", судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморскою флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Ворушилина В.В. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.
Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в Вооруженных силах Российской Федерации, а также не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
Доводы ответчика о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатели истца не являлись плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
С учетом изложенного, при разрешении спора судом первой инстанции была принята во внимание последовательно изложенная в приведенных постановлении и определении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в г. Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы Ворушилина В.В, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на территории Украины и г. Севастополя) в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости. С указанными выводами суда, судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 13 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи Н.В. Бетрозова
М.А. Парасотченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.