Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Якубовской Е.В, Богатых О.П, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Новороссийской городской организации Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов о компенсации морального вреда по кассационной жалобе представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 на решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Новороссийской городской организации Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов о компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что решением Приморского районного суда города Новороссийска от 1 апреля 2022 года удовлетворен его иск о признании неправомерным бездействия Новороссийской городской организации Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов, допущенного при рассмотрении его письменного обращения, установлен факт нарушения его законных прав. Истец считал, что допущенное нарушение является основанием для компенсации причиненных ему нравственных страданий. Просил суд взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию причиненного ему вреда в размере 60 000 рублей.
Решением Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 15 февраля 2023 года ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права. В обоснование своих доводов ссылается на то, что выводы судов об отсутствии доказательств в подтверждение причинения ФИО1 морального вреда, не соответствуют материалам дела. В материалах дела имеется вступивший в законную силу судебный акт, которым уже установлен сам факт нарушения ответчиком неимущественных прав ФИО1 и действующего законодательства.
По мнению заявителя, установлению подлежит лишь размер причиненного ФИО1 морального вреда, который подлежит компенсации за счет лица, причинившего вред.
Также судами не было принято во внимание, что данные правоотношения, в том числе и по вопросам предоставления истцу информации, возникли из ранее имевших место между истцом и ответчиком трудовых правоотношений, что также предполагает право граждан (работников данной организации) на компенсацию причиненного им нарушением трудовых прав морального вреда.
Также заявитель указывает, что данное дело было рассмотрено в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции в отсутствие истца и без надлежащего извещения его лично о месте и времени рассмотрения дела. Извещение представителя истца о времени рассмотрения дела не освобождало суд от обязанности известить истца лично о месте и времени рассмотрения его искового заявления.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Приморского районного суда города Новороссийска от 1 апреля 2022 года удовлетворены исковые требования ФИО1 по гражданскому делу N о признании неправомерным бездействия Новороссийской городской организации Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов, допущенного при рассмотрении его письменного обращения. Судом установлен факт нарушения прав ФИО7 несвоевременным рассмотрением по существу указанной организацией поданного им письменного обращения от 20 июня 2019 года.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная "данные изъяты" свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная "данные изъяты" и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
Из норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод и их толкования в соответствующих решениях Европейского Суда по правам человека в их взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, положениями статей 150, 151 ГК РФ следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь и здоровье, охрана которых гарантируется государством, в том числе путем оказания медицинской помощи. В случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, причинения вреда жизни и здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда) ненадлежащим оказанием медицинской помощи этому лицу.
Статья 1101 ГК РФ предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Согласно абз. 2 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Согласно пунктам 25 - 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.
Как следует из искового заявления, в обоснование исковых требований о компенсации морального вреда ФИО1 указал, что в результате виновных действий ответчика, выразившихся в неполучении ответа от ответчика на свое обращение, нарушены его неимущественные права, в связи с чем он был вынужден обращаться в суд, нести расходы на представителя для правильного оформления искового заявления и оказания необходимой квалифицированной юридической помощи в судебных заседаниях, вынужден отвлекаться от своих повседневных дел, нервничал, неоправданно терял своем время.
При этом истцом не приведены обоснования причиненных ему физических и нравственных страданий, не указанно, в чем именно они заключаются, какой вред и негативные последствия наступили для истца в результате установленного судом бездействия ответчика, отсутствуют доказательства наличия причинно-следственной связи между ними.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 29.09.2011 N 1068-О-О, пришел к выводу о недоказанности истцом факта причинения ему морального вреда установленным судом бездействием ответчика, и отказал истцу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы жалобы о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, являются необоснованными.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).
Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Поскольку судами не установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда.
Доводы кассационной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда об отсутствии нарушения прав истца, являвшиеся предметом проверки судебных инстанций, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя о неизвещении его судами первой и апелляционной инстанции надлежащим образом о дате и времени судебного заседания опровергаются материалами дела, согласно которым ФИО1 о дате и времени судебного разбирательства в суде перовой инстанции 15 февраля 2023 года и апелляционной инстанции 18 апреля 2023 года извещен надлежащим образом и своевременно посредством судебных повесток, которые были им получено заблаговременно, о чем имеются его расписки на корешках почтовых отправлений (л.д. 18, 60).
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 15 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Якубовская
О.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.