Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Мишиной И.В, Лукьяновой Т.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ондара Хулер-оола Херел-ооловича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 декабря 2023 года
по административному делу N 2а-126/2023 по административному исковому заявлению Ондара Хулер-оола Херел-ооловича к Хуралу представителей муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва", Комиссии по проведению конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна Республики Тыва об оспаривании решения, признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Хурала представителей муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва"- Сарыглар А-Х.О, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ондар Хулер-оол Херел-оолович обратился в суд с административным иском к Хуралу представителей муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва", Комиссии по проведению конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна Республики Тыва об отмене решения Хурала представителей Овюрского кожууна, признании незаконным бездействия Хурала представителей Овюрского кожууна и Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна, ссылаясь на несоответствие принятого решения решению Хурала представителей от 19 июня 2023 года N и Порядку проведения конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна, Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закона Республики Тыва от 25 апреля 2018 года N 368-3PT "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва". Просил отменить решение Хурала представителей муниципального района "Овюрский кожуун Республики. Тыва" "О назначении председателя администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" от 25 июля 2023 года N, признать незаконным бездействие Хурала представителей Овюрского кожууна и Конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности председателя администраций Овюрского кожууна, обязать Хурал представителей Овюрского кожууна заново объявить конкурс на замещение должности главы администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" в предусмотренный законом срок.
Решением Овюрского районного суда Республики Тыва от 22 сентября 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично, отменено Решение от 25.07.2023 N Хурала представителей муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва "О назначении председателем администрации Овюрского кожууна Республики Тыва Куулара Айдыса Алексеевича". Возложена обязанность на Хурал представителей муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва заново объявить конкурс на замещение должности главы администрации муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва в предусмотренный законом срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 декабря 2023 года, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменено, в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ондара Хулер-оола Херел-ооловича. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ондар Х.Х. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 декабря 2023 года, с оставлением в силе решения суда первой инстанции со ссылкой на нарушения норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции относительно законности решения от 25.07.2023 г. N, полагая необоснованными выводы о наличии у Куулара А.А. необходимого муниципального стажа и стажа работы по специальности.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что решением Хурала представителей Овюрского кожууна от 19 июня 2023 года N объявлен конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы - председателя администрации Овюрского кожууна на 25 июля 2023года в 11:00 часов по "адрес" указаны условия конкурса.
Согласно извещению о проведении конкурса на замещение должности муниципальной службы председателя администрации Овюрского кожууна, конкурс проводится 25 июля 2023 года в 11:00 часов, также указано, что Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администраций Овюрского кожууна размещен на официальном сайте администрации Овюрского; кожууна www.ovur.tuva.ru.
Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна, решение Хурала представителей Овюрского кожууна от 19 июня 2023 года N о проведении конкурса и извещение о проведении конкурса были опубликованы в газете "Овур черде" от 22 июня 2023 - года N 6 (50), в установленный законом срок.
Распоряжением Главы Республики Тыва от 29 июня 2023 года N 381-РГ, распоряжением Хурала представителей Овюрского района от 29 июня 2023 года N39, распоряжением Хурала представителей сельского поселения сумона Хандагайты Овюрского района от 7 июля 2023 года N 25 назначены члены конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности председателя администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" в количестве 8 человек.
25 июля 2023 года состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии, по результатам которого принято решение, оформленное протоколом N 2, "предложить Хуралу представителей Овюрского района для назначения на должность председателя администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" следующие кандидатуры: Куулара А.А, ФИО1
Решением Хурала представителей муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" от 25 июля 2023 года N Куулар А.А. назначен на должность председателя администрации муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва" по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Хурала представителей. Из протокола очередной сессии Хурала представителей Овюрского кожууна от 25 июля 2023 года следует, что 25 июля 2023 года в заседании сессии принимали участие 14 депутатов и 19, все 14 депутатов единогласно проголосовали за избрание председателем администрации Овюрского кожууна Куулара А.А, проголосовав против кандидатуры ФИО1
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания незаконным решения Хурала представителей от 25 июля 2023 года N, исходил из того, что на момент назначения на должность председателя администрации Куулар А.А. не соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, не имел высшего образования по направлению подготовки, необходимому для замещения высшей должности муниципальной службы, в связи с чем пришел к выводу о том, что административные ответчики назначили Куулара А.А. на указанную должность в нарушение закона и требований, регулирующих отношения муниципальной службы и устанавливающих специальные требования к муниципальным служащим, чем нарушили права муниципального образования и неопределенного круга лиц, а также административного истца.
Отказывая в удовлетворении требования административного истца в части признания незаконным бездействия административных ответчиков в части проведения конкурса, несвоевременного опубликования решения о проведении конкурса на замещение должности председателя администрации, суд первой инстанции исходил из того, что информация об опубликовании в газете "Овур черде" от 22 июня 2023 года N 6 нашла свое подтверждение, работа по проведению конкурса на замещение должности председателя администрации проведена, в результате которой принято оспариваемое решение Хурала представителей от 25 июля 2023 года N
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность принятого по делу судебного акта, не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для признания незаконным решения Хурала представителей от 25 июля 2023 года N, отменяя решение суда в данной части и отказывая в удовлетворении иска, исходил из того, что Куулар А.А. соответствовал квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Тыва от 25 апреля 2018 года N 368-3PT "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва".
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы.
Доводы административного истца, изложенные в кассационной жалобе, основанием для отмены оспариваемого судебного постановления не являются.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) местная администрация входит в структуру органов местного самоуправления, порядок формирования которых и иные вопросы их организации и деятельности определяются уставом муниципального образования.
Согласно статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии со статьей 30 Устава муниципального района "Овюрский кожуун Республики Тыва", утвержденного решением Хурала представителей Овюрского кожууна от 24 сентября 2019 года N 190 (далее - Устав), председателем администрации является лицо, назначаемое на должность Хуралом представителей по результатам конкурса. Председатель администрации назначается на срок полномочий назначившего его Хурала представителей (до дня начала работы Хурала представителей нового созыва), но не менее чем на два года. Глава кожууна заключает контракт с назначенным по результатам конкурса председателем администрации. Условия контракта для председателя администрации кожууна утверждаются Хуралом представителей в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района, и законом Республики Тыва - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Тыва. Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администрации кожууна устанавливается Хуралом представителей. Условия конкурса, сведения о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта публикуются не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Кандидатура на должность председателя администрации могут быть выдвинуты Главой Республики Тыва или гражданами непосредственно путем самовыдвижения. Лицо назначается на должность председателя администрации кожууна Хуралом представителей из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с председателем администрации кожууна заключается Главой кожууна.
Согласно статьей 21 Устава в полномочия Хурала представителей входит назначение на должность председателя администрации кожууна.
Процедура и условия проведения конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна, а также порядок формирования и полномочия конкурсной комиссии определены Порядком проведения конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна, утвержденного Решением Хурала представителей от 19 июня 2023 года N 222.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона N131-ФЗ правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ), для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей.
Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 25-ФЗ).
Пунктом 1 раздела 2, подпунктом "а" пункта 1 раздела 3, разделом 4 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва (Приложение N 3 к Закону Республики Тыва от 25 апреля 2018 года N 368-3PT "О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Республике Тыва") предусмотрено, что для замещения высших и главных должностей муниципальной службы необходимо иметь высшее образование не ниже уровня специалитета, магистратуры. Установить следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения высших должностей муниципальной службы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. У граждан, назначаемых на должность председателя администрации муниципального района, городского округа по контракту, помимо указанных в пункте 1 раздела 2, подпункте "а" пункта 1 раздела 3 настоящего приложения требований, должна отсутствовать неснятая или непогашенная судимость.
Учитывая нормы права, регулирующие спорные правоотношения, установленные по делу обстоятельства, выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным решения от 25.07.2023 N Хурала представителей муниципального района "Овюрский кожуун" Республики Тыва являются обоснованными.
Доводы административного истца в части несоответствия кандидата на должность председателя администрации Куулара А.А. предъявляемым квалификационным требованиям, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана правовая оценка, не согласится с которой у судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований.
Отклоняя доводы истца в данной части, суд апелляционной инстанции, установив, что Куулар А.А. имеет диплом специалиста ГБОУ ВПО "Тувинский государственный университет", квалификация "педагог по физической культуре" по специальности "Физическая культура" - 2003 год; прошел профессиональную переподготовку в ГОУ ВПО "Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации" по программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ "Менеджмент - российский и международный бизнес" с получением квалификации "менеджмент" - 2010 год; а также в ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" по направлению подготовки "Государственное и муниципальное управление" с присвоением квалификации магистр - 2021 год, пришел к выводу, что образование Куулара А.А. соответствует образованию, указанному в пункте 1 раздела 2 Квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в Республике Тыва.
Также суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Куулар А.А. соответствовал установленным требованиям и в отношении стажа работы, установив, что Куулар А.А, имея высшее педагогическое образование уровня специалитета и уровня магистратуры по направлению "Государственное и муниципальное управление", работал в должности и.о. директора ГАУ "Национальный парк культуры и отдыха Республики Тыва" по специальности, направлению подготовки более 8 лет.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) административных ответчиков могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Между тем, совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на лицо, обратившееся в суд с административным иском, возлагается обязанность доказывания обстоятельства нарушения его прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, действием (бездействием) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
Однако таких доказательств административный истец в ходе судебного разбирательства не представил, нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением в ходе рассмотрения дела судом не установлено.
Отклоняя доводы административного истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемым решением Хурала представителей Овюрского кожууна от 25 июля 2023 года N, суд апелляционной инстанции обоснованно сослался на то, что решение Хурала представителей Овюрского кожууна от 19 июня 2023 года N о проведении конкурса и извещение о проведении конкурса, а также Порядок проведения конкурса на замещение должности председателя администрации Овюрского кожууна были опубликованы в установленный законом срок в газете "Овур черде" от 22 июня 2023 - года N 6 (50), административный истец в конкурсе не участвовал, документы на участие в конкурсе на замещение должности председателя администраций Овюрского кожууна не сдавал и не пытался сдать.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, данные доводы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонены в связи с необоснованностью, что отражено в судебном постановлении, эти доводы не подтверждают нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, по сути, направлены на переоценку обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 21 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.