Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Татаринцевой Е.В. и Долматовой Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0013-01-2022-004300-24 по иску прокурора города Бийска Алтайского края, действующего в интересах Чирва Владимира Григорьевича, к Администрации города Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации мероприятий, направленных на устройство системы водоотведения многоквартирного дома, исковому заявлению Чирва Владимира Григорьевича к Администрации города Бийска, муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации мероприятий, направленных на устройство системы водоотведения многоквартирного дома
по кассационной жалобе Администрации города Бийска, муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 6 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Татаринцевой Е.В, выслушав прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Бийска в интересах Чирва В.Г. обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований после проведения судебной экспертизы, просил: признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по организации водоотведения дождевых и талых вод с земельного участка под многоквартирным домом по "адрес"; возложить на ответчиков обязанность в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по отводу дождевых и талых вод с участка проезда между 6-м и 7-м подъездами многоквартирного дома по "адрес" путем проведения капитального ремонта проезда со стороны главного фасада дома, выполнив следующие работы: демонтировать существующее асфальтобетонное покрытие и бордюры; выполнить вертикальную планировку проезда с уклоном в сторону "адрес" и далее на "адрес"; выполнить устройство постилающих слоев с установкой бордюров; выполнить асфальтобетонное покрытие проезда.
В обоснование заявленных требований указал, что Чирва В.Г. является собственником квартиры N в многоквартирном доме (далее также МКД) "адрес".
Начиная с весны 2010 г. и до настоящего времени в весенний период под арочным проездом, расположенным между 6-м и 7-м подъездами МКД, происходит скопление талых вод, которое приводит к разрушению фундамента дома, угрожает подтоплению подвального помещения и, как следствие, нарушает права собственников многоквартирного дома на благоприятные и безопасные условия проживания.
Согласно заключению судебной экспертизы скопление дождевых и талых вод в районе арочного проезда между 6-м и 7-м подъездом названного дома происходит со всей площади проезда, расположенного со стороны главного фасада, а также с территории земельного участка между дорогой по "адрес" и проездом со стороны главного фасада.
Указанный многоквартирный дом располагается на земельном участке с кадастровым N, границы которого в соответствии с действующим земельным законодательством не определены, в этой связи прилегающий к жилому дому затапливаемый проезд к общему имуществу собственников многоквартирного дома не относится.
В силу пунктов 4 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), статей 7, 42 Устава города Бийска вопросы организации в границах городского округа водоотведения и благоустройства территории городского округа относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования город Бийск организацию содержания территории общего пользования в г. Бийске осуществляет МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска".
С учетом изложенного, обязанность по проведению указанных выше работ, исключающих в дальнейшем подтопление придомовой территории, не может быть возложена на управляющую компанию.
Материальный истец Чирва В.Г. обратился в суд с аналогичными самостоятельными исковыми требованиями.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 6 апреля 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации города Бийска, Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на отвод дождевых и талых вод с земельного участка под многоквартирным домом по адресу: "адрес".
На Администрацию города Бийска, Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по отводу дождевых и талых вод с участка проезда между шестым и седьмым подъездами многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", путем проведения капитального ремонта проезда со стороны главного фасада дома, выполнив следующие работы: демонтировать существующее асфальтобетонное покрытие и бордюры; выполнить вертикальную планировку проезда с уклоном в сторону "адрес" и далее на "адрес"; выполнить устройство постилающих слоев с установкой бордюров; выполнить асфальтобетонное покрытие проезда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрации города Бийска, муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" изложена просьба об отмене постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор ссылается на то, что земельный участок под многоквартирным домом "адрес" сформирован и 3 июня 2023 г. поставлен на кадастровый учёт под N площадью 10 733, 78 кв.м и в силу прямого указания закона принадлежит на праве общей долевой собственности собственниками помещений МКД с момента постановки на кадастровый учёт. Территория под аркой между 6-м и 7-м подъездами многоквартирного дома по "адрес" входит в границы указанного земельного участка и, соответственно, принадлежи собственниками многоквартирного дома, в связи с чем суды необоснованно признали незаконным бездействие ответчиков и возложили обязанность по принятию мер по отводу дождевых и талых вод с участка проезда между указанными подъездами. Полагает, что в данном случае надлежащим ответчиком будет являться ООО "УК "Ваша управляющая компания".
На кассационную жалобу прокурором, участвующим в деле, и Чирва В.Г. поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела по доводам жалобы не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Чирва В.Г. является собственником квартиры N, расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далене - ЕГРН).
Управление данным многоквартирным домом с 1 марта 2021 г. осуществляет ООО УК "Ваша управляющая компания".
В 2021 и 2022 гг. истец неоднократно обращался в Администрацию города Бийска, управляющую компанию по вопросу организации водоотведения (строительства сооружения) и уборке мусора с территории, прилегающей к дому, в связи с подтоплением дома талыми водами.
В ответе ООО УК "Ваша управляющая компания" на запрос прокурора города указано, что около арочного проезда на дороге между подъездами N 6 и 7 образуется скопление талых вод с вышерасположенной прилегающей к дому территории (погреба и проезжей части). При этом указанная территория не относится к общему имуществу собственников помещений МКД. Мероприятия по очистке прилегающей территории и удалению талых вод проводятся управляющей компанией по мере необходимости.
Из ответов администрации города следует, что подтапливаемая территория относится к общему имуществу собственников МКД; контроль и мониторинг за прохождением талых вод, мероприятия по недопущению подтопления обслуживающей организацией проводится своевременно, что подтверждается актами выполненных работ. Подтопление многоквартирного дома, подвальных помещений не допущено (т. 1 л.д. 16-20).
Скопление талых вод на прилегающей к дому территории подтверждается ответом Инспекции строительного и жилищного надзора от 13 апреля 2022 г. В ответе на обращение также сообщается, что территория со стороны уличного фасада дома относится к муниципальному образованию г. Бийск; мероприятия для осуществления водоотвода относятся к капитальным работам, требуют разработки проектной документации и определения источника финансирования (т. 1 л.д. 23-24).
Согласно землеустроительному делу, выписке из ЕГРН земельный участок, на котором расположен названный многоквартирный дом, поставлен на кадастровый учет, кадастровый N присвоен в 2003 г. Границы земельного участка в установленном законом порядке не определены.
В целях установления юридически значимых обстоятельств судом по делу назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "АлтайСтройЭксперт".
Согласно экспертному заключению от 17 ноября 2022 г. N проведенным экспертным осмотром установлено, что со стороны главного фасада на проезде напротив арки между 6-м и 7-м подъездами установлено скопление атмосферных осадков в виде лужи; скопление дождевых и талых вод в районе арочного проезда исследуемого многоквартирного дома происходит со всей площади проезда: расположенного со стороны главного фасада, а также с территории земельного участка между дорогой по "адрес" и проездом; наличие ливневой канализации по "адрес" не установлено.
Отвод дождевых и талых вод со стороны главного фасада не организован, так как уклон проезда выполнен к арке между 6-м и 7-м подъездами, где и собирается основная часть воды.
Основной причиной, препятствующей отводу дождевых и талых вод с участка проезда со стороны главного фасада дома по "адрес" между 6-м и 7-м подъездами, является несоответствие уклонов проезда со стороны главного фасада исследуемого многоквартирного дома.
На дату экспертного осмотра дорожное полотно со стороны главного фасада в процессе эксплуатации не ремонтировалось и пришло в негодность (находится в неудовлетворительном состоянии). Скопление воды возникло при строительстве дорожного полотна проезда без учета существующих планировочных отметок прилегающей территории и отсутствия ливневой канализации по "адрес", кроме того, при проведении капитального ремонта проезжей части по данной улице выполнялся подъем отметок дорожного полотна.
В связи с этим экспертами предложено выполнить отвод дождевых и талых вод с участка проезда между 6-м и 7-м подъездами путем проведения капитального ремонта проезда со стороны главного фасада, и выполнить следующие работы: демонтировать существующее асфальтобетонное покрытие и бордюры; выполнить вертикальную планировку проезда с уклоном в сторону "адрес" и далее на "адрес"; выполнить устройство постилающих слоев с установкой бордюров; выполнить асфальтобетонное покрытие проезда.
В проведении по делу дополнительной судебной экспертизы отказано, экспертом представлены ответы на уточняющие вопросы. В частности, экспертами разъяснено, что капитальный ремонт проезда является единственным оптимальным вариантом решения вопроса по отводу воды с территории МКД. Приведение благоустройства и рельефа местности в состояние на период строительства МКД по "адрес" технически невозможно.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 4 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г..N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 10 декабря 1995 г..N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г..N 491, статьями 7 и 42 Устава города Бийска, утверждённого решением Думы города Бийска от 23 июня 2005 г..N 250 (далее - Устав города Бийска), Сводом правил СП 42.1330.2011 "Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений", разъяснениями, данными в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г.."О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что проезд вдоль многоквартирного дома N по адресу: "адрес" является внутриквартальным, так как обеспечивает транспортную связь с улицами местного значения; земельные участки, по которым проходит внутриквартальный проезд, находятся в собственности соответствующего публично-правового образования, в данном случае города Бийска, в связи с этим не могут быть поставлены на кадастровый учет собственниками МКД, надлежащее содержание технического состояния внутриквартальных проездов направлено охрану жизни и здоровья граждан, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности по ремонту проезда на органы местного самоуправления, в том числе МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска", на которое Правилами благоустройства города возложена обязанность по организации содержания территории общего пользования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, оставив решение без изменения.
При этом суд приобщил к материал дела в качестве дополнительного доказательства ответ на запрос МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" от 2 октября 2023 г. N, согласно которому земельный участок за границами земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом "адрес", со стороны главного фасада дома относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение такими землями осуществляет орган местного самоуправления городского округа.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах. Правовая позиция судов базируется на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, конкретные обстоятельства дела, а выводы судов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно пункту 3.37 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утверждённого приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр (далее - СП 42.13330.2016), улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения транспорта и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Проездом в соответствии СП 42.13330.2016 является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов).
К элементам улично-дорожной сети согласно пункту 2 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 относятся улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное.
Приказом Минфина России от 5 ноября 2015 г. N 171н утвержден Перечень элементов улично-дорожной сети, куда вошли: аллея, бульвар, магистраль, переулок, площадь, проезд, проспект, проулок, разъезд, спуск, тракт, тупик, улица, шоссе.
Изложенное соответствует понятию территории общего пользования, приведенному в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где указано, что территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, внутриквартальный (внутридворовой) проезд является дорогой (частью дороги), элементом улично-дорожной сети, по которой осуществляется проезд транспортных средств к жилым зданиям, расположенным на внутриквартальной территории, то есть это дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределённого круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что указанные внутриквартальные проезды относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 3.2, 3.23 "СП 82.13330.2016. Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утвержденному п Минстроя России от 16 декабря 2016 г. N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016), под благоустройством территории понимается комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка. Элементы благоустройства территории - это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, применяемые как составные части благоустройства.
В силу пункта 6.1 раздела 6 (Проезды, пешеходные дорожки и площадки) СП 82.13330.2016 правила настоящего раздела распространяются на строительство внутриквартальных проездов. В данном пункте указано, что покрытия внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек и площадок должны обеспечивать отвод поверхностных вод, не должны быть источниками грязи и пылить в сухую погоду. Материал поверхности покрытия и его структура должны обеспечивать необходимые сцепные свойства, поверхность мощения не должна быть скользкой при любых погодных условиях.
Решением Думы города Бийска от 17 июня 2019 г. N 276 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Бийск (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 Правил к объектам благоустройства относятся территории муниципального образования город Бийск (земельные участки и земли) различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе улицы, пешеходные тротуары, дороги, проезды, подъездные пути к земельным участкам, зданиям, строениям, сооружениям, некапитальным нестационарным объектам.
Согласно пункту 2.1 Правил организация содержания территории общего пользования осуществляется МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" либо привлекаемыми на основании муниципального контракта иными лицами.
Собственники многоквартирного дома принимают решение о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке, ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Основными функциями Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска, согласно пункту 2.1. Положения, утвержденного постановлением Администрации города Бийска от 8 апреля 2022 г. N 666, являются: управление содержанием транспортных инженерных сооружений в границах городского округа; дорожная деятельность, в том числе организация дорожного движения; организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования.
Учредителем Управления является муниципальное образование город Бийск в лице Администрации города Бийска.
Установив, что внутриквартальный проезд является частью дороги, улично-дорожной сети, осуществление дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского округа, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований о признании бездействия незаконным и возложении на ответчиков обязанности устранить нарушения путём принятия мер по отводу дождевых и талых вод с участка проезда между 6-м и 7-им подъездами многоквартирного дома по адресу: "адрес".
Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению судебной коллегий как несостоятельные.
При оценке судами первой и апелляционной инстанции доказательств нарушения требований статьей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации допущено не было. Выводы судов мотивированны и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанции не усматривается.
Изложенные в кассационной жалобе суждения не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела и повлияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Как неоднократно разъяснялось Конституционным Судом Российской Федерации в ряде определений, данные нормы права, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений нижестоящих судов.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бийского городского суда Алтайского края от 6 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 4 октября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Бийска, муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.