Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1) Характеристика текущего состояния, в том числе формулировки основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере развития социальной сферы района
Программа разработана в соответствии с Уставом Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, постановлением администрации Чаплыгинского муниципального района от 30.03.2013 г.
Важнейшей составляющей социально ориентированной экономики является широко развитая и успешно функционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера - это самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.
В современной экономике социальная сфера стала важнейшим фактором и источником экономического роста. Возможности поступательного развития экономики оказались напрямую связанными с качественным развитием созидательных способностей человека. Определяющее влияние на качество рабочей силы оказывает образование, ее профессиональная подготовка, важную роль в ее формировании выполняет культурное обслуживание и все те сферы деятельности, которые сформируют человеческий капитал.
Рассматривая структуру социальной сферы, можно выделить следующие ее основные компоненты:
- образование;
- физическая культура и спорт;
- культура;
- молодежная политика;
- духовно-нравственное воспитание.
Одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, это образовательный уровень населения.
На сегодняшний день в Чаплыгинском муниципальном районе функционирует 16 дошкольных образовательных учреждений (1215 детей), 12 учреждений общего образования (3031 ученик), 3 учреждения дополнительного образования (1600 детей). В Чаплыгиском муниципальном районе удовлетворены различные образовательные потребности детей в рамках дошкольного, общего, дополнительного образования. Так, увеличено количество дошкольных мест, охват дошкольными образовательными услугами составляет 60%. Охват детей дополнительным образованием увеличился и составляет 69%. Обеспечена внеурочная занятость школьников при реализации нового образовательного стандарта. При школах на общественных началах созданы спортивные клубы, координирующие деятельность школы, дополнительного образования в спортивно-оздоровительном направлении. Увеличено количество учащихся, имеющих возможность получения качественного образования в учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса, до 20,4% от общего количества учащихся. Приоритетным направлением социально-экономического развития Чаплыгинского района является сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его физическое состояние и качество внутренней жизни. Одним из первоочередных показателей успешного развития общества является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Роль физической культуры и спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на состязаниях самого высокого уровня являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи. Осознавая важность физического развития населения района, значительное внимание уделяется физкультурно-массовым и спортивным мероприятиям. В Чаплыгинском районе стали традиционными спортивные праздники, посвященные Проводам русской зимы, Дню Победы, Дню молодежи. Дню народного единства, Дню района. Дню физкультурника, спартакиады трудящихся, соревнования по различным видам спорта, спартакиады летних оздоровительных лагерей.
Ежегодно проводятся спартакиады школьников и молодежи допризывного возраста, турниры и соревнования среди учащейся и студенческой молодежи, осуществляется работа по военно-патриотическому воспитанию и физической подготовке молодежи к службе в Российской армии: на районном уровне проводятся игры "Допризывник", "Вперед, мальчишки!".
Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к творениям культуры.
Чаплыгинский район располагает большим культурным наследием, имеющим значительный потенциал развития.
Свободный доступ к культурным ценностям и ознакомление с культурным наследием является важнейшим из институтов сформирования общественного сознания и целостной системы духовных ценностей, влияющих на все сферы общественной жизни, особенно подрастающего поколения.
В районе функционируют 35 учреждений культурно-досугового типа с общим числом посадочных мест 5482, зрительных залов 29, около 300 клубных любительских формирований с числом участников более 3000 человек.
В районе - 2 музея, совокупный фонд музеев составляет 7181 экспонат основного фонда и 7890 научно-вспомогательного фонда, количество посетителей музеев ежегодно более 7000 человек.
Библиотечно-информационные и культурные услуги в районе предоставляют 29 библиотек, в том числе сельских 27. Пользователями библиотек Чаплыгинского района являются более 26 тысяч человек ежегодно.
В районе действуют 1 детская музыкальная школа.
Доля учащихся музыкальной школы от всех детей до 18 лет - 6,2%. Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления - 120,0%. Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: клубами и учреждениями клубного типа - 73,9%, библиотеками - 125,0% , количество участников клубных формирований (от общего количества жителей) - 5,8%.
Молодежь - наиболее перспективная часть населения. За счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться наиболее мобильная и интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей муниципального развития и повышения конкурентоспособности района.
На территории района проживает свыше 7333 молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет почти 22% от общего количества населения.
Сегодняшние 14 - 30-летние жители к 2020 году станут основным трудовым ресурсом района, их трудовая деятельность станет источником средств социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
В развитии и сформировании личности большое значение имеет нравственное воспитание и развитие, роль моральных принципов.
В ходе реализации районной целевой подпрограммы "Гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания населения Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" в целом сложится механизм, обеспечивающий становление и функционирование системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
В связи с переходом на одногодичный срок службы по призыву возросла необходимость глубокой и качественной подготовки к службе в армии и военно-патриотического воспитания молодежи.
Духовно-нравственное воспитание по-прежнему остается важным аспектом в работе по патриотическому воспитанию населения.
Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, охраны здоровья, досуговой деятельности до социально-культурных и национальных отношений. Для стабильного развития социальной сферы в районе в ближайшее время необходимо решить ряд существующих проблем.
1. Основные проблемы развития сферы образования:
В системе образования района имеется ряд проблем, основные из которых заключаются в следующем:
- содержание качества образования не в полной мере отвечает современным требованиям;
- повышается возрастной ценз педагогических кадров;
- недостаточные условия использования эффективных информационных компьютерных и коммуникативных технологий в учебном и воспитательном процессе с обучающимися с ОВЗ;
2. Основные проблемы в развитии физической культуры и спорта:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- недостаточное количество спортивных объектов, отвечающих современным требованиям;
- отсутствие специалистов по физкультуре на предприятиях, в трудовых коллективах, особенно в сельской местности;
- отсутствие у инвесторов заинтересованности для финансирования спорта и физкультуры.
3. Основные проблемы развития культурной сферы:
- повышение конкуренции за потребителя со стороны телевидения, компьютерных игр, развлекательных учреждений, которая проявляется в том, что жители района предпочитают проводить свой досуг вне учреждений культуры;
- снижение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры района, в результате ухудшения их материально-технической базы, отсутствия современного технологического оборудования и других факторов, связанных с недостатком финансирования отрасли;
- недостаточность кадрового потенциала.
4. Основные проблемы в сфере молодежной политики:
- высокое количество правонарушений, совершенных незанятыми молодыми людьми,
- снижение качественных показателей здоровья подрастающего поколения,
- отсутствие развитой культурно-досуговой инфраструктуры для молодежи и целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих деятельность в системе государственной молодежной политики.
5. Основные проблемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан:
- возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной социальной ситуации для развития молодежи;
- появление новой системы требований общества личности;
- размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений;
- внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей;
- забвение отечественной истории, культуры, традиций.
Анализ рисков и управление рисками при реализации муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель - комитет организационно-контрольной и кадровой работы администрации Чаплыгинского муниципального района Липецкой области.
К рискам, также способным оказать негативное влияние на результаты реализации муниципальной программы, можно отнести:
- риски экономического характера (безработица);
- риски демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство);
- разрушение физического и духовного здоровья населения;
- недофинансирование мероприятий программы из муниципального бюджета.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели муниципальной программы относятся:
- мониторинг выполнения муниципальной программы, контроль за ходом выполнения программных задач;
- формирование ежегодных планов реализации муниципальной программы, включающих перечень необходимых на краткосрочный период мероприятий.
В целях эффективного решения названных проблем и рисков требуется реализация мероприятий муниципальной программы "Развитие социальной сферы Чаплыгинского района Липецкой области на 2014 - 2020 годы".
2) Приоритеты муниципальной политики в сфере развития социальной сферы района, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Ключевой механизм социального развития Чаплыгинского муниципального района - активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей.
Социальная политика - одно из направлений деятельности органов местного самоуправления по регулированию социально-экономических условий жизни населения. Суть социальной политики состоит в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.
Основными приоритетами социальной политики являются:
1) дальнейшее развитие образовательной системы муниципального района, обеспечение поддержки одаренных, творчески и интеллектуально развитых детей, ориентация выпускников учебных заведений на перспективу складывающегося в районе рынка труда (удовлетворение не только разнообразных образовательных запросов населения, но и обеспечение конкурентоспособности трудовых ресурсов, укрепление интеллектуального потенциала муниципального района);
2) создание условий для укрепления здоровья жителей района путем развития инфраструктуры спорта;
3) популяризация массового спорта и приобщение различных слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
4) повышение уровня нравственно-эстетического и духовного развития общества, сохранение нематериального культурного наследия, выявление, популяризация художественного наследия и развитие самобытного народного творчества, содействие вовлечению в сферу традиционной народной культуры различных возрастных и социальных слоев населения, развитие их общественно-культурной деятельности, расширению спектра информационно-образовательных, культурно-просветительских, интеллектуально-досуговых услуг, предоставляемых населению, повышение их качества, комфортности предоставления, уровня соответствия запросам пользователей;
5) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки творческой и предпринимательской активности молодежи;
6) формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи;
7) сохранение и развитие духовных, гражданских, патриотических традиций.
Целью муниципальной программы является создание условий для гармоничного развития личности и повышения качества жизни.
Индикаторы достижения цели:
- удовлетворенность населения качеством общего образования, %;
- удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, %;
- удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, %;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта, %;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства, %;
- удовлетворенность граждан социальным обслуживанием, в % от общего числа граждан, получивших социальное обслуживание (находящихся на социальном обслуживании);
- удовлетворенность молодых людей, вовлеченных в социально-политическую и экономическую жизнь района, %.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Повышение доступности и качества образования.
2. Приобщение населения района к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни населения.
3. Развитие культурного пространства.
4. Повышение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи.
5. Осуществление военно-профессионального ориентирования молодежи, подготовки ее к военной службе, создание условий для культурного, духовного, личностного развития граждан, изучения истории России и родного края.
6. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
В соответствии с указанной целью и задачами предполагается создать условия для обеспечения устойчивого сбалансированного развития социальных составляющих качества жизни населения при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии образования, создании целостной и эффективной системы духовно-нравственного воспитания и просвещения семьи, детей и молодежи на основе традиций и ценностей отечественной культуры.
3) Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы охватывает период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
Результатом реализации муниципальной программы является создание к 2020 году благоприятных условий для создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
К ожидаемым конечным результатам выполнения муниципальной программы в 2020 году относятся:
- удовлетворенность населения качеством общего образования, 100%;
- удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, 100%;
- удовлетворенность населения качеством дополнительного образования, 90%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта, 90%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства, 88%;
- удовлетворенность молодых граждан в условиях, созданных для самореализации молодых людей, включения их в процессы социально-экономического, общественно-политического и культурного развития района, 90%;
- удовлетворенность граждан, социальным обслуживанием, в 100% от общего числа граждан, получивших социальное обслуживание (находящихся на социальном обслуживании).
Эффективность реализации муниципальной программы оценивается по целевым индикаторам и целевым показателям задач, характеризующим позитивные изменения в социальной сфере района в целом.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач муниципальной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в Приложении 1 к муниципальной программе.
4) Перечень подпрограмм, сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы
Для решения поставленной цели и задач муниципальной программы реализуются пять подпрограмм в социальной сфере Чаплыгинского муниципального района:
Подпрограмма "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" направлена на обеспечение устойчивого развития системы образования в районе, доступности и обязательности, повышении качества и эффективности образования, комплексной безопасности обучающихся и воспитанников образовательных учреждений посредством решения следующих задач:
- развитие системы дошкольного образования;
- развитие системы общего образования;
- развитие системы дополнительного образования, организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время. Подпрограмма "Развитие физической культуры и спорта в Чаплыгинском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" направлена на сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан посредством решения следующих задач:
- приобщение жителей района к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- повышение интереса населения Чаплыгинского района к занятиям физической культурой и спортом, привитие потребности к двигательной активности;
- развитие физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для качественной подготовки сборных команд и резерва сборных команд района.
Подпрограмма "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" направлена на развитие единого культурного пространства, совершенствование профессионального искусства и самодеятельного художественного творчества, повышение доступности и качества культурных услуг посредством решения следующей задачи:
- удовлетворение потребностей в сфере культуры.
Подпрограмма "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы направлена на повышение доли молодых людей, принявших участие в мероприятиях, направленных на социальную и профессиональную адаптацию молодежи посредством решения следующих задач:
- повышение гражданской активности и ответственности молодежи;
- обеспечение различных форм социальной и профессиональной поддержки молодежи, поддержка талантливой молодежи.
Подпрограмма "Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" направлена на осуществление военно-профессионального ориентирования молодежи, подготовки ее к военной службе, создание условий для культурного, духовного, личностного развития граждан, изучения истории России и родного края посредством решения следующих задач:
- формирование у населения Чаплыгинского района чувства уважения и почитания государственных символов Российской Федерации, Липецкой области и символов Чаплыгинского района;
- совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания населения района и повышение качества допризывной подготовки молодежи.
5) Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной программы с обобщением данной информации по форме
Финансовое обеспечение реализации муниципальной программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований бюджета муниципального района в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств федерального, областного бюджетов, а также средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования муниципальной программы за счет средств муниципального бюджета за весь период реализации прогнозно составит 1021486,8 тыс. руб., в том числе
- подпрограммы "Развитие образования Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 468214,8 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие и сохранение культуры Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 548000 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие физической культуры и спорта жителей Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 3500 тыс. руб.;
- подпрограммы "Молодежная политика Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 1724 тыс. руб.;
- подпрограммы "Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Чаплыгинского муниципального района на 2014 - 2020 годы" - предположительно 48 тыс. руб.
Объемы бюджетного финансирования за счет средств бюджета муниципального района уточняются при формировании бюджета муниципального района на очередной финансовый год.
6) Мониторинг реализации муниципальной программы
Управление реализацией программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Чаплыгинского муниципального района Липецкой области, утвержденным Постановлением администрации муниципального района от 12.08.2013 г. N 725. Реализация программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов программы.
Мониторинг реализации программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценки эффективности программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.