Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1) Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальная программа "Развитие социальной сферы Лебедянского муниципального района на 2014 - 2020 годы" разработана в соответствии с Постановлением администрации Лебедянского муниципального района от 09.08.2013 г. N 1119 "О Порядке разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ".
Социальная сфера представляет собой сложную систему, единую в своем качестве и назначении и многофункциональную в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства, дифференцированных субъектов жизнедеятельности с их потребностями, способностями, многообразием интересов. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений.
Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:
1. Развитие образования.
2. Духовно-нравственное и физическое развитие жителей района.
3. Сохранение и развитие сферы культуры и библиотечного дела.
1. Развитие образования
Целью функционирования системы образования района является развитие образовательной среды.
В настоящее время в районе функционирует 30 образовательных учреждений, в том числе:
- дошкольные образовательные учреждения - 16;
- общеобразовательные учреждения, реализующие программы среднего общего образования - 9;
- общеобразовательные учреждения, реализующие программы основного общего образования - 1;
- общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего образования - 1;
- учреждения дополнительного образования - 3.
В общеобразовательных учреждениях обучается 4111 учащихся, в дошкольных образовательных учреждениях - и 1567 воспитанников.
В 2013 году в Лебедянском районе ЕГЭ сдавали 173 выпускника 11 классов, 165 получили аттестаты. 35 выпускников окончили школу с золотой и серебряной медалями.
Анализ итогов ЕГЭ показал, что средний балл, набранный выпускниками района по 7 предметам превысил средний областной показатель (английский язык, русский язык, информатика, обществознание, литература, география, физика).
Победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2012 году стали 7 человек.
Произошли позитивные изменения по обеспечению местами нуждающихся в услугах дошкольного образования:
- возросла доля детей возрасте от 1 до 6 лет, получающих услуги дошкольного образования на 4,4% (2011 г. - 47,7%, 2012 г. - 52,1%);
- увеличилось количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения с 1309 человек в 2011 г. до 1505 человек в 2012 г.
Продолжает оставаться важной социальной проблемой нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях сельской местности. Необходимы конкретные мероприятия по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста. В целях ее решения был создан "План мероприятий" (дорожная карта) (распоряжение администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области РФ от 20.03.2013 N 158р "О мерах по обеспечению доступности дошкольного образования в Лебедянском муниципальном районе").
Вовлеченность талантливых детей в международные и всероссийские конкурсы остается низкой.
Отмечается низкий уровень подготовки выпускников школ, поступающих в образовательные учреждения (организации) среднего профессионального образования.
В районе наблюдается стабильная динамика роста заработной платы учителей: средний размер заработной платы учителя к концу 2012 года достиг уровня средней заработной платы по экономике области, Это не решает вопросов привлечения молодых специалистов в отрасль образования - их доля составляет 4%. При этом, старение и отток высококвалифицированных педагогических кадров из отрасли продолжается.
Остается низкой заработная плата педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования.
Для обеспечения доступности качественного образования обучающихся из отдаленных сельских населенных пунктов осуществляется их транспортная доставка в базовые школы. В дальнейшем следует обратить внимание на внедрение технологии дистанционного обучения сельских школьников.
Создается база данных детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяющая получить наиболее полную информацию о потребностях детей в реабилитационных, образовательных, социальных и прочих услугах. Для реализации в районе принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования осуществляются следующие мероприятия:
- развитие единого муниципального образовательного пространства, способствующего обеспечению качественных образовательных услуг;
- создание безопасной, здоровье сберегающей образовательной среды для труда и учебы;
- создание условий для повышения профессиональной компетентности и личностного развития работников образования;
- развитие современной информационной культуры участников образовательного процесса;
- внедрение современных экономических механизмов управления образованием;
- всесторонняя подготовка учащихся и развитие профильного обучения в старших классах через разработку и апробацию модели предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне;
- более полное удовлетворение потребностей образовательных учреждений в квалифицированных кадрах;
- улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.
2. Духовно-нравственное и физическое развитие жителей района
Формирование здорового и гармонично-развитого поколения - одно из предназначений такой отрасли социальной сферы как физкультура и спорт. Затраты на эту отрасль являются инвестициями в трудовые ресурсы.
Цель - обеспечение условий для развития на территории района физической культуры и массового спорта, привлечения жителей района к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Несмотря на снижение общего числа жителей района, отмечается постоянный рост числа населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (2010 г. - 7780 чел., 2011 - 9460 чел., 2012 - 10 395 чел.); увеличивается число проводимых соревнований и количество их участников; культивируется более 15 различных видов спорта.
Для занятий физической культурой и спортом в районе имеется определенная материальная база. Это 29 спортивных залов, 65 спортивных площадок, 3 футбольных поля, 10 катков, 7 хоккейных коробок. Ежегодно согласно календарному плану спортивно-массовых мероприятий в районе проводятся около 200 районных мероприятий. Наиболее популярными видами спорта являются волейбол баскетбол, лыжные гонки, настольный теннис, футбол.
В ОУ района ведется работа по профилактике наркомании согласно плану мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ; проводятся антинаркотических акции, конкурсы видеороликов, выступления агитбригад.
Постоянная работа по противодействию незаконному обороту наркотиков проводится сотрудниками МО МВД "Лебедянский", выявляются и уничтожаются очаги дикорастущих наркотических растений.
Проводится целенаправленная работа по антинаркотической пропаганде. В наркологическом кабинете (по данным на 2013 год) на учете состоит 444 человека, из них подростков - 18.
В Лебедянском районе наблюдается: уменьшение численности населения вследствие высокого уровня смертности (в 2010 г. - 754; 2011 - 706; 2012 - 735) и низкого по сравнению с ним уровня рождаемости; старение населения из-за одновременно невысокого уровня рождаемости и высокого уровня смертности. По статистическим данным, население района в 2010 г. составляло 43 051 чел., в 2011 г. - 42 416 чел., в 2012 г. -41 678 чел.
Общий коэффициент рождаемости в районе постепенно повышается. Так, в 2010 г. он составлял 11,8 (на 1000 чел.), в 2011 г. - 11, 4; в 2012 г. - 12 (в 2010 г. родилось 488 чел., в 2011 г. - 467 чел., в 2012 г. - 491 чел.).
Возросла доля инвалидов в структуре населения: в 2013 году общее число инвалидов в Лебедянском районе составило 4401 человек и 99 детей-инвалидов, что в среднем составляет 11% населения Лебедянского района. Недоступность многих объектов социальной инфраструктуры района для инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав.
Сегодня среди молодежи отмечается низкая активность в общественно-политической жизни (молодежь в целом аполитична). Основной целью развития молодежной политики в районе является реализация огромного творческого потенциала молодежи.
Численность молодых людей (в возрасте от 14 до 30 лет), проживающих на территории Лебедянского района, на 1.01.2012 г. составляет 8 890 человек. Это 21,3% от общего количества населения. Из них - 1 880 человек - учащаяся молодежь (студенты и школьники).
Молодежь как социально-демографическая группа обладает рядом особенностей:
как позитивных:
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья;
- стремление к интеграции в международное молодежное сообщество; так и негативных:
- отчуждение молодежи от участия в событиях политической, экономической и культурной жизни общества;
- снижение роли молодой семьи в процессе социального воспроизводства;
- криминализацию молодежной среды,
3. Сохранение и развитие сферы культуры и библиотечного дела
Основной целью функционирования сферы культуры Лебедянского муниципального района является сохранение и развитие культурного потенциала территории, рациональное и эффективное его использование, создание высоких образцов художественного творчества.
Сложившаяся сеть учреждений позволяет сохранять и развивать культурный потенциал жителей района.
В районе функционируют: городской и районный дома культуры, учреждения культуры в поселениях, музей им. П.Н. Черменского", центральная районная библиотека, которая имеет филиалы в населенных пунктах района, 2 музыкальные школы, дом ремесел.
За 2012 год в учреждениях культуры было организовано и проведено более 8200 мероприятий. Для охвата занятостью детей, молодежи и взрослого населения в учреждениях культуры создано 210 клубных формирований, кружков, творческих объединений, в которых занимаются более 3080 человек. Приоритетными являются такие жанры, как хореографический, театральный, вокальный, фольклорный.7 творческих коллективов носят почетное звание "народный".
Важнейшим элементом социально-культурной среды являются сельские библиотеки. Библиотеки в значительной степени осуществляют информационное обеспечение сельского населения, в том числе по вопросам права, местного самоуправления, социальной защиты.
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности составил:
- клубами и учреждениями клубного типа - 91%;
- библиотеками - 97%;
- парками культуры и отдыха - 100%.
В 2012 г. были отремонтированы помещения районного ДК, Н. Ракитинский СК, МУК "Городской центр культуры и досуга", МБУ "Лебедянский краеведческий музей им. П.Н. Черменского" и др. В результате проведенных мероприятий доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта в общей численности учреждений культуры снизилась с 37 до 19%.
Вместе с тем в сфере культуры района существует ряд проблем:
- нуждается в дальнейшем развитии процесс информатизации и компьютеризации;
- необходим системный подход к комплектованию фондов централизованной библиотечной системы;
недостаточный уровень оснащения учреждений культуры аудио-видео техническими средствами;
- многие здания и помещения учреждений культуры, по-прежнему, требуют капитальных вложений;
- недостаточное материальное оснащение деятельности учреждений (необходимо приобретение сценических костюмов и обуви, новой одежды сцены, библиотечной мебели, музыкальных инструментов и др.);
- слабая активность проектной деятельности, направленной на привлечение дополнительных финансовых поступлений в отрасль.
В результате реализации программы должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия не только как потребителей информации в сфере культуры, но и как активных участников культурообразующего процесса.
Характер программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации:
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов;
- организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках программы, неадекватность системы мониторинга реализации программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
- социальные риски, связанные с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования;
- риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточное финансирование со стороны муниципальных образований необходимых для достижения поставленных целей программы, а также непонимание органами местного самоуправления, другими соисполнителями задач и приоритетов развития образования.
- Выполнение программы зависит, прежде всего, от своевременного и стабильного финансирования, которое будет определяться ресурсами бюджетов всех уровней: федерального, областного и муниципального, а также эффективностью управления ходом реализации программы по качественным показателям и индикаторам.
- Организационные и управленческие риски: ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций.
- Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным , освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия.
- К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год.
2. Формирование и использование современной системы мониторинга на всех стадиях реализации Программы
Из вышеперечисленных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию программы могут оказать финансовые риски, которые содержат угрозу срыва реализации программы. В связи с этим наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
2) Приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач.
Программа определяет цели, задачи и направления развития системы образования, культуры, духовно-нравственного развития населения, демографии и спорта, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Цель: создание условий для гармонического развития личности и повышения качества жизни.
В соответствии с этой целью предполагается решение следующих задач:
Задача 1. Повышение доступности и качества образования.
Задача 2.Формирование здорового образа жизни и активной гражданской позиции населения.
Задача 3. Удовлетворение потребностей населения в сфере культуры и искусства.
Основными целевыми показателями, которые наиболее полно дают оценку результативности всего комплекса мероприятий являются:
Целевые индикаторы:
Индикатор цели 1. Удовлетворенность населения качеством дошкольного образования - 95%;
Индикатор цели 2. Удовлетворенность населения качеством общего образования -95%;
Индикатор цели 3. Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования - 68%;
Индикатор цели 4. Удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта - 36%;
Индикатор цели 5. Удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства - 68%.
Показатели задач:
Показатель 1 Задачи 1. Доля детей, охваченных образовательными услугами в возрасте от 1 до 18 лет в общей численности детей - 84%.
Показатель 1 Задачи 2.Количество жителей, участвующих в публичных социально-значимых мероприятиях - 1900 чел.
Показатель 1 Задачи 3. Удельный вес населения, участвующего в платных культурно - досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры - 44%.
3) Перечень подпрограмм, также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы
Для решения поставленных задач Программы реализуются три подпрограммы в сфере образования, культуры, духовно-нравственного и физического развития.
1. Подпрограмма "Развитие системы образования в Лебедянском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы"
Цель подпрограммы: комплексное и эффективное развитие муниципальной системы образования, обеспечивающее повышение доступности качества образования, посредством создания условий для индивидуализации образования и использования инновационных механизмов воспитания и социализации личности, как важного фактора устойчивого социально-экономического и социокультурного развития в интересах человека, общества и государства.
Задачи:
1. Развитие системы дошкольного образования.
2. Развитие системы общего образования.
3. Развитие системы дополнительного образования, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
4. Обеспечение соответствия муниципальной, системы образования требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества.
2. Подпрограмма "Духовно-нравственное и физическое развитие жителей Лебедянского района на 2014 - 2020 годы".
Цель: удовлетворение населения качеством услуг в сфере культуры и искусства.
Задачи
1. Сохранение и развитее культурно - досуговых учреждений.
2. Организация библиотечного обслуживания населения библиотекой, комплектование и обеспечение сохранности библиотечного фонда.
3. Развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры (музыкальные школы).
4) Краткое описание этапов и сроков реализации муниципальной программы
Реализация Программы предусматривает использование всех средств и методов воздействия: нормативно-правового регулирования, административных мер, прямых и непрямых методов бюджетной поддержки, механизмов организационной, политической и
информационной поддержки. Реализация муниципальной программы осуществляется в соответствии с планом реализации разработанным на очередной финансовый год.
Сроки реализации Программы охватывают период 2014 - 2020 годов без выделения этапов.
Результатом реализации Программы является создание к 2020 году условий для гармоничного развития личности и повышения качества жизни.
К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы в 2020 году относятся:
- удовлетворенность населения качеством дошкольного образования на 44%;
- удовлетворенность населения качеством общего образования на 21%;
- удовлетворенность населения качеством дополнительного образования на 10%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере физической культуры и спорта на 7,5%;
- удовлетворенность населения качеством услуг в сфере культуры и искусства на 10%.
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и целевым показателям задач, характеризующим позитивные изменения в экономике района в целом, в том числе в сфере образования, культуры и спорта.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач Программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в Приложении 1 к Программе.
Постановлением Администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области от 5 июля 2017 г. N 534 пункт 5 текстовой части настоящего приложения изложен в новой редакции
5) Краткое описание ресурсного обеспечения муниципальной программы за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной программы.
Механизм реализации программы включает меры, направленные на выполнение в полном объеме программных мероприятий, порядок корректировки объемов финансирования и сроков реализации.
Финансовое обеспечение реализации Программы в 2014 - 2020 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований районного бюджета в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств федерального и областного бюджетов.
Прогнозный объем финансового обеспечения Программы составляет 3294185,2 тыс. рублей.
Из них:
- за счет средств районного бюджета составит 990197,0 тыс. рублей, в том числе:
- Подпрограмма "Развитие системы образования в Лебедянском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" - 773441,0 тыс. руб.;
- Подпрограмма "Духовно-нравственное и физическое развитие жителей Лебедянского района на 2014 - 2020 годы" - 12664,0 тыс. руб.;
- Подпрограмма "Развитие и сохранение культуры, библиотечного дела и дополнительного образования детей в сфере культуры на 2014 - 2020 годы" - 204092,0 тыс. руб.
Обобщенная информация о ресурсном обеспечении муниципальной программы за счет средств районного бюджета представлена в приложении 2 к Программе.
Объемы финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на очередной финансовый год и плановый период.
- За счет средств областного бюджета составит 2215637,8 тыс. рублей, в том числе:
- Подпрограмма "Развитие системы образования в Лебедянском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" - 2200325,5 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Духовно-нравственное и физическое развитие жителей Лебедянского района на 2014 - 2020 годы" - 4481,2 тыс. руб.;
- Подпрограмма "Развитие и сохранение культуры, библиотечного дела и дополнительного образования детей в сфере культуры на 2014 - 2020 годы"
- 10831,1 тыс. руб.
- За счет средств федерального бюджета составит 88350,4 тыс. рублей, в том числе:
- Подпрограмма "Развитие системы образования в Лебедянском муниципальном районе на 2014 - 2020 годы" - 65510,7 тыс. рублей;
- Подпрограмма "Духовно-нравственное и физическое развитие жителей Лебедянского района на 2014 - 2020 годы" - 21501,0 тыс. руб.;
- Подпрограмма "Развитие и сохранение культуры, библиотечного дела и дополнительного образования детей в сфере культуры на 2014 - 2020 годы" - 1338,7 тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию муниципальной программы представлена в приложении 3 к Программе.
6) Описание мер муниципального регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач муниципальной программы
Достижение поставленных задач предлагается осуществить программно-целевым методом, который обеспечит комплексное решение проблем за счет мобилизации необходимых финансовых и организационных ресурсов.
За период реализации Программы будут заложены основы для дальнейшей реализации стратегических направлений развития экономики и социальной сферы муниципального образования Лебедянский муниципальный район.
Осуществление предусмотренных в Программе мероприятий позволит создать необходимые условия для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования Лебедянский муниципальный района уровне, обеспечивающем реализацию и достижение параметров Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Лебедянский муниципальный район на период до 2020 года.
Общие принципы управления реализацией данной программы:
- открытость (начиная с процедуры обсуждения проекта);
- единство правовых, методических и информационных оснований управления реализацией программы;
- ориентация на потребителя услуг;
- гибкость в корректировке мероприятий программы в связи с изменениями ресурсной базы.
Успех реализации программы зависит от следующих управленческих действий:
- оптимизация информационного пространства, способствующая возрастанию меры определенности сведений о процессах и противоречиях реализации Программы;
- адресность информационных потоков, связанных с реализацией Программы;
- использование современных информационных технологий в целях мониторинга и контроля выполнения программы;
- системное отслеживание промежуточных результатов реализации программы с принятием управленческих решений по корректировке;
- рациональное и своевременное распределение ответственности и полномочий:
- своевременная профилактика рисков, обеспеченная мониторингом реализации программы (соотнесение достигнутых результатов и использованных ресурсов - проверка на эффективность).
7) Мониторинг реализации муниципальной программы.
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации Лебедянского муниципального района 09.08.2013 г. N 1119.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного. Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.