Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний на решение Псковского городского суда Псковской области от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 июня 2023 года по административному делу N 2а-818/2023 по административному иску Рыбалтовского Андрея Эдуардовича к ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Рыбалтовский А.Э. обратился в Псковский городской суд Псковской области с тремя самостоятельными административными исками к ФКУ СИЗО-1 Управления ФСИН России по Псковской области, в которых оспаривал бездействие администрации названного казённого учреждения и просил взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в каждом из предъявленных в суд исков.
Определением Псковского городского суда от 13 декабря 2022 года административные дела NN 2а-5707/2022, 2а-5729/2022, 2а-5758/2022 по административным искам Рыбалтовского А.Э. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Другим определением суда от 13 декабря 2022 года, внесённым в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного соответчика судом привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
В обоснование заявленных требований Рыбалтовский А.Э. указывал, что в период с 21 августа 2022 года по 04 октября 2022 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области; 21 августа 2022 года в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут условия содержания не соответствовали требованиям и нормам, гарантированными законодательством Российской Федерации, а именно, команды "отбой" не последовало, дневной свет в камере продолжал гореть, что впоследствии послужило причиной незаконного наложения администрацией следственного изолятора взыскания на административного истца за нарушение требований Правил внутреннего распорядка; кроме того, по утверждению истца, по прибытию в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области он не был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, чем ему был причинен моральный вред; другим основанием для взыскания денежных средств компенсации морального вреда истец полагал то обстоятельство, что в период содержания в камере N 59 следственного изолятора после 22 часов периодически не выключался дневной свет, что лишало его восьмичасового сна и чем причинялись ему нравственные страдания.
Решением Псковского городского суда Псковской области от 26 января 2023 года административные исковые требования Рыбалтовского А.Э. удовлетворены частично - с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний в пользу Рыбалтовского А.Э. в счет компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области, выразившееся в отсутствии ночного освещения в камере N 59 29 августа 2022 года, взыскано 2000 рублей. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 июня 2023 года решение Псковского городского суда Псковской области от 26 января 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФСИН России - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Псковского городского суда Псковской области от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 30 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2023 года, представитель Федеральной службы исполнения наказаний ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, указывая на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации.
В обоснование кассационной жалобы указано, что факт нахождения в нерабочем состоянии светильника ночного освещения камеры N 59 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области не может расцениваться в качестве такого нарушения условий содержания в следственном изоляторе, которое требовало бы назначения денежной компенсации, поскольку не является существенным отклонением от установленных законом требований и носило непродолжительный характер.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что в период с 21 августа по 04 октября 2022 года административный истец Рыбалтовский А.Э. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области в камере N 59 на основании статьи 77.1 УИК РФ для участия в рассмотрении уголовного дела в качестве свидетеля по постановлению Островского городского суда Псковской области.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года N110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
19 июля 2022 года врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области в целях обеспечения режима содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных издан приказ N211 "Об утверждении распорядка дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных".
В силу статьи 12 УИК РФ и подпункта 6.1 пункта 6 Правил N110 от 04 июля 2022 года осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, порядке изменения условий отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация исправительного учреждения обязана предоставить осужденным к лишению свободы указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания.
Полагая несостоятельными утверждения истца о неисполнения администрацией следственного изолятора обязанности ознакомления его с Правилами внутреннего распорядка, суд первой инстанции учёл, что Правила внутреннего распорядка размещены в камере N 59, в которой содержался административный истец, а также принял во внимание то обстоятельство, что Рыбалтовский А.Э. был ознакомлен с ранее действовавшими Правилами внутреннего распорядка, утвержденными приказом Министерства юстиции РФ от 14 октября 2005 года, не имеющими существенных отличий от действующих Правил, знал и применял указанные Правила на практике в период его службы в должности младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ФКУ ИК-2 Управления ФСИН России по Псковской области.
Проверяя доводы административного истца о нарушении условий его содержания 21 августа 2022 года с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности данного факта - доводы административного истца об отсутствии в указанную дату ночного освещения камеры и команды "отбой" судом первой инстанции отвергнуты, решение суда в указанной части подробно мотивировано.
Решение суда в апелляционном порядке со стороны Рыбалтовского А.Э. не обжаловалось, в связи с чем следует признать, что с выводами суда в указанной части он согласился.
Представитель административного соответчика ФСИН России Чуянов Д.В. в судебном заседании 26 января 2023 года не оспаривал факт отсутствия 29 августа 2022 года ночного освещения в камере N 59, где содержался административный истец, но указал, что это было устранено в кратчайшее время, 30 августа 2022 года ночное освещение работало.
В соответствии с пунктом 395 гл. XXII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 04 июля 2022 года N110, распорядок дня осужденных к лишению свободы в ИУ (за исключением ВК) включает в себя время на непрерывный восьмичасовой сон.
В соответствии с пунктом 28.11 статьи 28 гл. X Правил, камеры СИЗО оборудуются: светильниками дневного и ночного освещения.
Порядок оборудования камер регламентируется сводом правил СП 247.1325800.2016 "Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2020 года N899/пр, в соответствии с которым в обязательном порядке камеры следственных изоляторов оборудуются светильниками дежурного (ночного) освещения.
Установлено, что за период содержания административного истца в СИЗО-1 29 августа 2022 года установлена неисправность ночного освещения в камере N 59, которая была устранена к 30 августа 2022 года, что подтверждено рапортами дежурных по корпусному отделению N1 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Псковской области и сообщением начальника СИЗО-1 от 19 декабря 2022 года.
Факт отсутствия ночного освещения в камере N 59 подтвердил также допрошенный свидетель ФИО1
Таким образом, установив факт нарушения прав административного истца отсутствием ночного освещения в отведенное для сна время при содержании в ФКУ СИЗО-1 Управления ФСИН России по Псковской области 29 августа 2022 года, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в его пользу компенсации морального вреда в силу положений статей 151, 1101, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав при этом в постановленном по делу решении, что непродолжительный характер периода нахождения светильника ночного освещения в нерабочем состоянии не опровергает факт нарушения прав административного истца на непрерывный восьмичасовой сон, так как из объяснений административного истца следовало, что его спальное место в камере N 59 располагалось на втором ярусе, лампочка дневного освещения находилась рядом с ним (на расстоянии вытянутой руки), поэтому яркий свет лампочки в ночное время препятствовал истцу спать.
Доводы Рыбалтовского А.Э. утверждавшего, что ночное освещение в камере не работало на протяжении нескольких недель, в связи с чем он вынужден был все это время спать при дневном свете лампы, суд посчитал не имеющими доказательств.
Определяя размер подлежащей взысканию в пользу Рыбалтовского А.Э. денежной компенсации в размере 2000 рублей, суд первой инстанции учел разъяснения, содержащиеся в пунктах 1, 25, 30, 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", степень нравственных страданий с учетом естественного права лица на полноценный отдых и восьмичасовой сон в ночное время, незначительную продолжительность периода нарушения, данные о личности истца, отсутствие тяжелых негативных последствий для истца в результате нарушения его прав, требования разумности и справедливости, соразмерность последствиям нарушения и достойность компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Между тем выводы судов о необходимости назначения денежной компенсации Рыбалтовскому А.Э. за ненадлежащие условия содержания в следственном изоляторе 29 августа 2022 года не соответствуют указаниям части 5 статьи 227.1 КАС РФ, согласно которой при рассмотрении административного иска, поданного в соответствии с частью 1 названной статьи закона, суд обязан установить не только сам факт нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, но также характер и продолжительность нарушения, его последствия.
Аналогичные положения содержит и часть 2 статьи 12.1 УИК Российской Федерации.
Судами не учтены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", согласно которым только существенные отклонения от установленных законом требований могут рассматриваться в качестве нарушений условий содержания.
Совершая преступление, Рыбалтовский А.Э. должен был осознавать, что исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы предполагает определённый уровень ограничения прав и изменения привычного образа жизни, а также лишения значительной части материальных и нематериальных благ, которыми он пользовался на свободе.
Каких либо неблагоприятных последствий для здоровья вследствие нарушения сна 29 августа 2022 года у Рыбалтовского А.Э. не возникло; на невозможность сна в течение всех восьми часов, отведённых Правилами для отдыха в ночное время, Рыбалтовский А.Э. ни в исковом заявлении, ни в ходе судебного разбирательства не ссылался.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Псковского городского суда Псковской области от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 2 июня 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Рыбалтовского Андрея Эдуардовича к ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области", Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.