Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 8 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года, принятые по административному делу N 2а-2037/2023 по административному иску Шербобоева Умарджона Умаровича к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, Федеральной службе исполнения наказаний об оспаривании бездействия и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шербобоев У.У. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с административным иском к ФКУ Исправительная колония N 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении за период с августа 2022 года до момента обращения в суд с данным иском в размере 150000 рублей.
В обоснование иска Шербобоев У.У. указал, что с 21 августа 2022 года отбывает наказание в отряде N 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, в общежитии которого условия его содержания не соответствуют установленным законом требованиям - отсутствует горячее водоснабжение, кроме того, административный истец не обеспечен средствами личной гигиены.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Шербобоева У.У. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10000 рублей. В удовлетворении остальной части административного иска Шербобоеву Умарджону Умаровичу отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ "Исправительная колония N 8 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
В кассационной жалобе на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 27 ноября 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 11 декабря 2023 года, представитель ФКУ "Исправительная колония N 19 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме, указывая на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным по делу обстоятельствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, указывает на необоснованность присуждения истцу денежной компенсации, поскольку отсутствие горячего водоснабжения компенсируется возможностью помывки два раза в неделю в бане учреждения, воду для питья осужденные имеют возможность подогревать до нужной им температуры электрическими кипятильниками; кроме того, указано на необоснованное применение судом строительных норм и правил в отношении исправительного учреждения построенного и не прошедшего реконструкцию, введенного в эксплуатацию до момента вступления в законную силу указанных в решениях судов строительных норм и правил; представитель исправительной колонии и ФСИН России полагает, что отсутствие горячей воды может расцениваться как существенное отклонение от стандартов, причиняющее нравственные страдания и умаляющие человеческое достоинство, лишь при установленных иных, более серьезных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену постановленных судебных актов, не допущено.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что Шербобоев У.У. осужден приговором Свердловского районного суда г. Перми от 16 августа 2017 года и с 18 октября 2018 года по настоящее время отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-8 Управления ФСИН России по Республике Коми.
Ранее Шербобоев У.У. обращался о присуждении компенсации за нарушение условий его содержания в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми за период с 16 марта 2020 года по 21 августа 2022 года (дата обращения с иском в суд). Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 28 сентября 2022 года исковые требования Шербобоева У.У, удовлетворены частично - с Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Шербобоева У.У. взыскана денежная компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 25000 рублей.
Разрешая требования по данному делу, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии материально-бытовых условий в заявленный период содержания истца в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми в части касающейся обеспечения санузлов общежитий исправительной колонии горячим водоснабжением в период с 21.08.2022 по 15.03.2023 (даты ввода в эксплуатацию системы горячего водоснабжения), а также несоблюдении сроков выдачи индивидуальных средств гигиены, в связи с чем признал за Шербобоевым У.У. право на денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определив к взысканию в его пользу 10000 рублей.
Иных существенных нарушений условий содержания суд первой инстанции не установил.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов следует признать правильными.
Отвергая доводы представителя административных ответчиков, сводящиеся к тому, что отсутствие горячего водоснабжения обусловлено постройкой помещений исправительной колонии в периоды, когда требования к оборудованию помещений санузлов исправительных колоний горячим водоснабжением отсутствовали, суды правильно руководствовались пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, согласно которым здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также ранее действующих нормативных документов, в частности Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп, предусматривающей требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях исправительных учреждений.
Кроме того, в силу части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным и уголовно-исполнительным законодательством, и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 8 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривает право гражданина на благоприятную среду обитания, которая, в свою очередь, предполагает возможность гражданина пользоваться во время гигиенических процедур горячей водой. Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство такое право никак не ограничивает.
Определяя размер компенсации за ненадлежащие условия содержания в рамках настоящего спора, суд первой инстанции, исходя из обстоятельства данного дела, характера выявленного нарушения и периода (7 месяцев), в течение которого имело место нарушение прав заключенного, руководствуясь принципом разумности и справедливости, обоснованно установилсумму компенсации равной 10000 рублей.
Установив несоответствие условий содержания административного истца установленным законом требованиям, суды пришли к верному выводу о том, что ненадлежащими условиями содержания ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Оснований полагать размер взысканной судом компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, суд кассационной инстанции не находит.
Понятия разумности и справедливости являются оценочной категорией, чёткие критерии которых законодательством не предусмотрены.
Таким образом, в каждом конкретном случае суд вправе определить пределы разумности, справедливости и соразмерности компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 8 Управления ФСИН России по Республике Коми", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 14 августа 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.