Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Цветкова "данные изъяты" на решение Славского районного суда Калининградской области от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а - 17/2023 по административному исковому заявлению прокурора Славского района Калининградской области к окружному Совету депутатов муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области", Цветкову "данные изъяты" о признании незаконными бездействия, решения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя прокуратуры Скибенко С.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Славского района Калининградской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию; установить наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", директора Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры Славского района" Цветкова "данные изъяты" с главой администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО10 и с муниципальным служащим администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО11; признать незаконным решение окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" от 23.03.2023 N 21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова "данные изъяты" и досрочно прекратить полномочия депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию.
Определением Славского районного суда Калининградской области от 3 апреля 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 14 июня 2023 года, принят отказ прокурора от части заявленных требований: о признании незаконным бездействия окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", выразившегося в непринятии мер к привлечению к установленной законом ответственности главы администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО10 по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию; признании незаконным протокола N 2 заседания комиссии окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ" по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов от 13.09.2022, обязании окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" после вступления решения суда в течение месяца принять меры по привлечению к установленной законодательством о противодействии коррупции и муниципальной службе, ответственности главы администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО10 Производство по административному делу N 2а-17/2023 в указанной части прекращено.
Решением Славского районного суда Калининградской области от 17 апреля 2023 года, оставленного без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 августа 2023 года, административные исковые требования прокурора Славского района Калининградской области удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия по причине несоблюдения ограничений и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции, в части неисполнения обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию. Установлено наличие незадекларированного конфликта интересов у депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", директора Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры Славского района" Цветкова Д.Д. с главой администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО10 и с муниципальным служащим администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" ФИО11 Признано незаконным решение окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" от 23.03.2023 N 21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д." в части основания досрочного прекращения полномочий по п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Указано считать прекращенными полномочия депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" Цветкова Д.Д. на основании ч. 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению (уведомлению) о возможном возникновении у него конфликта интересов и по принятию мер по его предотвращению или урегулированию, В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 21 декабря 2023 года, заявитель просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Славского района в адрес главы администрации МО "Славский муниципальный округ" от 03.03.2022 исх. N направлено требование (в порядке ст.ст. 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации") о предоставлении информации о подаче должностными лицами (муниципальными служащими), руководителями муниципальных учреждений администрации МО "Славский муниципальный округ" уведомлений о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов в 2020, 2021, истекшем периоде 2022 года и уведомлений о наличии конфликта интересов за указанный период.
11.08.2022 прокурором направлено требование о предоставлении документов для проведения анализа исполнения законодательства о противодействии коррупции.
В письме исх. N 129 от 11.08.2022 глава МО "Славский муниципальный округ" ФИО6 сообщила, что в имеющемся журнале о поступивших уведомлениях о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в 2020-2022 гг. записи не вносились.
13.09.2020 Цветков Д.Д. избран депутатом окружного Совета депутатов муниципального образования "Славский городской округ Калининградской области" шестого созыва, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Славского района по избирательному округу N 5.
На основании решения N 46 от 24.09.2020 "О постоянных комиссиях Окружного совета МО "Славский городской округ" Цветков Д.Д. избран в постоянную комиссию по вопросам бюджета и социально-экономического развития, а также в постоянную комиссию по регламенту вопроса законности, правопорядка, депутатской этики и связям с общественностью.
На основании п. 1 решения N 56 от 26.10.2020 "Об утверждении председателей постоянных комиссий окружного Совета депутатов муниципального образования "Славский городской округ" председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития утвержден Цветков Д.Д.
Решением N 6 от 27.01.2021 утверждено Положение о комиссиях окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ", которым также регламентированы обязанности председателя постоянной комиссии, обязанности комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития.
На основании решения N 54 от 26.10.2020 "О назначении на должность главы администрации МО "Славский городской округ" ФИО10 назначен на должность главы администрации МО "Славский городской округ" с 27.10.2020 на срок полномочий окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" шестого созыва.
Согласно ст. 37 Устава МО "Славский муниципальный округ" глава администрации муниципального округа, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен окружному Совету депутатов, в состав которого входил депутат Цветков Д.Д.
На территории муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области" осуществляет деятельность Муниципальное бюджетное учреждение "Центр культуры Славского района".
Учредителем указанного учреждения является муниципальное образование "Славский муниципальный округ Калининградской области". Функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждения осуществляет в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, администрация МО "Славский муниципальный округ Калининградской области".
Учреждение находится в ведении органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Славского муниципального округа на основании бюджетной сметы. Контроль за деятельностью учреждения осуществляется учредителем, а руководителем учреждения является директор, назначаемый на условиях контракта главой администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области".
В соответствии с Уставом МБУ "Центр культуры Славского района", утвержденным постановлением администрации от 27.12.2021 N 2648, в состав учреждения на правах подразделений, не имеющих юридического лица входят: Славский районный Дом культуры, Ясновский сельский Дом культуры, Мысовский сельский Дом культуры, Яснополянский сельский клуб, Прохладненский сельский клуб, Причаловский сельский клуб, Многофункциональный досуговый центр п. Вишневка, Болыпаковский сельский Дом культуры, Придорожненский сельский клуб, Побединский сельский клуб, Краснянский сельский клуб, Высоковский сельский клуб, Громовский сельский клуб, Тимирязевский сельский клуб, Ржевский сельский клуб, Заповедненский клуб, Приозерненский сельский клуб, Гастелловский сельский клуб.
В соответствии с п. 4.3. Устава МБУ "Центр культуры Славского района" директор учреждения назначается и освобождается на должность главой администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" на основании трудового договора, в соответствии с п. 4.3.2 директор подотчетен учредителю, а по имущественному вопросу соответственному органу по управлению имуществом администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области".
На основании личного заявления от 07.12.2020 распоряжением главы администрации ФИО10 N 66-р/к от 08.12.2020 Цветков Д.Д. принят на работу на должность директора МБУ "Центр культуры Славского района".
08.12.2020 между администрацией МО "Славский городской округ" в лице главы администрации ФИО10 и Цветковым Д.Д. заключен трудовой договор N 30/20 на срок до 07.12.2025, в соответствии с которым должностной оклад руководителя устанавливается в размере 42720 рублей в месяц. В соответствии с п. 19 договора выплаты стимулирующего характера осуществляются раз в квартал с учетом результатов деятельности учреждения культуры в соответствии с критериями оценки и достижением целевых показателей эффективности деятельности: ежеквартальная доплата за достижение целевых показателей эффективности учреждения не более 60% должностного оклада (при наличии денежных средств), премия по итогам выполнения особо важных и срочных работ, успешному проведению социально-значимых мероприятий не более 50% должностного оклада (при наличии денежных средств).
Распоряжениями главы администрации МО "Славский муниципальный округ" ФИО10 увеличивался оклад руководителя учреждения Цветкова Д.Д. Так, распоряжением 15.03.2021 N 120/1-лс оклад установлен в размере 41646 руб, распоряжением 16.09.2021 N517-лс - в размере 44250 руб, распоряжением 28.01.2022 N 29-лс - в размере 48431 руб, что противоречит п. 1.6 Положения об оплате труда руководителей муниципальных учреждений культуры МО "Славский городской округ", утвержденного постановлением администрации МО "Славский муниципальный округ" от 29.12.2018 N 2562, согласно которому должностной оклад руководителя изменяется один раз в год на 1 января.
На основании протокола N 12 от 15.12.2020 очередного собрания окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" шестого созыва рассматривался вопрос "О бюджете МО "Славский городской округ" на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 гг.", в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 "Культура", предусмотрены расходы на деятельность учреждений культуры в сумме 16993 тыс. руб, библиотеки в сумме 11164 тыс. руб, укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек, кирхи в сумме 67860, 232 тыс. руб, расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме 30 тыс. руб, мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме 30 тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.
На основании протокола N 5 от 10.12.2020 заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал бюджетную смету на финансирование администрации на 2021 год.
На основании протокола N 16 от 17.12.2021 очередного собрания окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" шестого созыва рассматривался вопрос "О бюджете муниципального образования "Славский муниципальный округ Калининградской области на 2022 и на плановый период 2023 и 2024 гг.", в котором планировалось направление расходов в подразделе 0801 "Культура", предусмотрены расходы на приобретение деятельностей учреждений культуры в сумме 18 692 тыс. руб, библиотеки в сумме 13000 тыс. руб, укрепление материально-технической базы и ремонт учреждений культуры, библиотек в сумме 3740, 669 тыс. руб, расходы на мероприятия по сохранению, возрождению народных промыслов и ремесел в сумме 30 тыс. руб, мероприятия по сохранению и содержанию памятников культуры в сумме 30 тыс. руб. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.
Директор МБУ "ЦКСР" Цветков Д.Д, являясь председателем бюджетной комиссии и депутатом окружного Совета депутатов, предлагал главе администрации ФИО10 для рассмотрения и последующего утверждения план финансово-хозяйственной деятельности МБУ "ЦКСР", а ФИО10 утверждал его, что подтверждается утвержденными планами финансово-хозяйственной деятельности на 2020-2022 гг.
Глава администрации ФИО10 издает распоряжения о выделении финансовых средств за счет субсидий бюджетному учреждению.
МБУ "ЦКСР" реализуются муниципальные программы, утвержденные главой администрации ФИО10: "Развитие культуры", "Молодежь", "Развитие физической культуры и спорта", "Патриотическое воспитание граждан". Исполнителем указанных программ является МБУ "ЦКСР", директором которого является депутат Цветков Д.Д, На реализацию указанных программ из местного бюджета выделяются денежные средства при принятии бюджета муниципального образования. При принятии бюджета окружным Советом депутатов депутат Цветков Д.Д, будучи председателем бюджетной комиссии и директором МБУ "ЦКСР" принимал участие в обсуждении и голосовании за выделение финансирования по указанным программам для МБУ "ЦКСР".
Также при принятии бюджета на очередной год Цветков Д.Д. принимал участие в обсуждении и голосовании о выделении муниципальных денежных средств на исполнение муниципальных заданий (содержание) учреждения, директором которого является.
Для исполнения муниципальных заданий из местного бюджета выделяются ежемесячные субсидии, в связи с чем, между главой администрации ФИО10 и директором учреждения Цветковым Д.Д, который являлся председателем бюджетной комиссии и депутатом, заключались соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на финансирование учреждения.
Согласно условиям соглашений о предоставлении субсидий, учредитель - глава администрации ФИО10 вправе изменять размер предоставляемой субсидии, руководитель учреждения Цветков Д.Д. вправе обращаться к учредителю по вопросам изменения субсидии.
Цветков Д.Д. отчитывается перед ФИО10 за выполнение муниципального задания и исполнение соглашений о выделении субсидий, направляя отчеты о выполнении муниципального задания и проделанной работе, в структурное подразделение администрации муниципального района.
Установлено, что Цветков Д.Д. состоит в зарегистрированном браке с ФИО11
В соответствии с трудовым договором N 57 от 19.10.2017 ФИО11 занимает должность ведущего специалиста отдела муниципальных закупок, референт муниципальной службы 1 класса администрации МО "Славский муниципальный округ Калининградской области".
Распоряжением главы администрации МО "Славский городской округ" от 28.12.2020 N 710-лс в соответствии с ходатайством от 28.12.2020 N 533 о премировании сотрудников администрации в соответствии с п. 5 решения окружного совета депутатов МО "Славский городской округ" "Об утверждении Порядка установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО "Славский городской округ", ФИО11 была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.
Распоряжением главы администрации МО "Славский городской округ" от 17.11.2021 N 656-лс на основании служебной записки начальника отдела муниципальных закупок ФИО7 от 16.11.2021 N 530 за досрочную подготовку и размещение документации для электронных аукционов в рамках реализации мероприятий программы приграничного сотрудничества Литва-Россия 2014-2022 гг. ФИО11 была премирована денежной премией в размере одного должностного оклада.
На основании протокола N 7 от 23.12.2020 заседания постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально-экономического развития депутат Цветков Д.Д. поддержал вопрос о внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО "Славский городской округ".
На основании протокола N 13 от 24.12.2020 очередного собрания окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" шестого созыва рассматривался вопрос "О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО "Славский городской округ", утвержденный решением окружного совета депутатов от 26.05.2016 N 51, в котором принято решение об установлении должностных окладов муниципальным служащим МО "Славский городской округ". Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.
На основании протокола N 14 от 24.11.2021 очередного собрания окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" шестого созыва рассматривался вопрос "О внесении изменений в Порядок установления размеров должностных окладов, размеров ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим и условий их осуществления в МО "Славский городской округ", утвержденный решением окружного совета депутатов от 26.05.2016 N 51, в котором принято решение о предоставлении к отпуску единовременной денежной выплаты в размере одного должностного оклада муниципального служащего и материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда муниципального служащего в размере одного должностного оклада муниципального служащего. Решение принято единогласно, при этом на собрании присутствовал и голосовал депутат Цветков Д.Д.
В соответствии с указанными решениями увеличен размер должностного оклада и единовременных денежных выплат ФИО11, которая является супругой депутата Цветкова Д.Д.
При этом депутатом Цветковым Д.Д. уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в Совет депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" шестого созыва до 09.09.2022 не подавалось.
14.12.2021 решением аттестационной комиссии, председателем которой являлся ФИО10, был рассмотрен вопрос о соответствии квалификации ФИО11 занимаемой должности, что отражено в аттестационном листе.
В связи с наличием признаков конфликта интересов в деятельности Цветкова Д.Д. 23.08.2022 исх. N прокурором Славского района в адрес главы МО "Славский городской округ" - председателю окружного Совета депутатов ФИО6 направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; рассмотреть вопрос о применении к депутату Цветкову Д.Д. мер ответственности, установленных действующим законодательством, в том числе рассмотреть вопрос о применении к нему меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий.
Указанное представление прокурора рассмотрено на заседании комиссии окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ" по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов администрации 13.09.2022 (протокол N 2).
Комиссия в составе 7 человек единогласно вынесла заключение об отсутствии конфликта интересов со стороны депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" Цветкова Д.Д. и соблюдении с его стороны требований к урегулированию конфликта интересов.
Решением окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ" от 28.07.2016 N 71 (ред. от 29.03.2018 N 20) утверждено Положение о порядке уведомления депутатами окружного Совета депутатов МО "Славский городской округ", главой муниципального образования "Славский городской округ", главой администрации "Славский городской округ", муниципальными служащими аппарата окружного Совета депутатов и контрольно-счетной палаты муниципального образования "Славский городской округ" о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о применении мер по предотвращению или урегулированию такого конфликта"
Пунктом 2 Положения определено, что указанные лица обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Протоколом N 3 заседания комиссии окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" по соблюдению требований к служебному поведению должностных лиц и урегулированию конфликта интересов от 21.11.2022 и заключением по итогам рассмотрения уведомления депутата Цветкова Д.Д. установлено, что в рамках принятия решений окружным Советом депутатов по вопросам, выносимым на повестку дня заседания окружного Совета депутатов вопросов об утверждении (о внесении изменений) местного бюджета, при условии, что в обсуждение не выносится вопрос о финансировании МБУ "Центр культуры Славского района", которым руководит депутат Цветков Д.Д, не образует личной заинтересованности (конфликт интересов отсутствует) в принятии решений и деятельность депутата по своей сути направлена на обеспечение решения задач, имеющих публично-правовой характер, вытекающих из вопросов местного значения, установленных законом; рекомендовано воздержаться от обсуждения вопроса, связанного с установлением размера бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения деятельности МБУ "Центр культуры Славского района"; установлено, что депутат Цветков Д.Д. соблюдает требования к служебному поведению и требования по урегулированию конфликта интересов. Принятые меры по предотвращению или урегулированию конфликта являются достаточными.
09.09.2022 Цветков Д.Д. обратился в Совет депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" с заявлением о прекращении полномочий председателя комиссии по вопросам бюджета и социально - экономического развития.
Решением постоянной комиссии по вопросам бюджета и социально- экономического развития от 28.09.2022 удовлетворено заявление Цветкова Д.Д. о сложении полномочий председателя.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что Цветков Д.Д. являющийся депутатом окружного Совета депутатов, не принял меры по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является. В действиях депутата окружного Совета депутатов "МО "Славский муниципальный округ" Калининградской области" Цветкова Д.Д, одновременно являющегося председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, занимающего должность директора МБУ "Центр культуры Славского района", имеется конфликт интересов, выразившийся в личной заинтересованности последнего при получении доходов в виде денежных средств (заработная плата и премии) от подконтрольного ему, как депутату и председателю постоянной комиссии представительного органа, главы администрации муниципального образования. В действиях Цветкова Д.Д. также имеется конфликт интересов, в связи с тем, что он, являясь депутатом окружного Совета депутатов и председателем постоянной комиссии по вопросам бюджета, имеет возможность через Совет депутатов лоббировать интересы возглавляемого им учреждения МБУ "ЦКСР" при выделении учреждению денежных средств, а также интересы своей семьи, выразившиеся в личной заинтересованности при получении дохода его супруги ФИО11 в виде заработной платы и выплат стимулирующего характера.
Конфликт интересов имел место с 08.12.2020 (дата заключения трудового договора) до принятия решения МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" от 23.03.2023 N 21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д.", в то время как административное исковое заявление прокурором Славского района было подано в суд 08.11.2022.
23.03.2023 окружным Советом депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" принято решение N 21 о досрочном прекращении полномочий депутата окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" по избирательному округу N 5 Цветкова Д.Д. по собственному желанию.
В соответствии с трудовым договором (контрактом) N 6 с муниципальным служащим от 06.04.2023, заключенным между МО "Советский городской округ" и Цветковым Д.Д, последний принят на работу на должность начальника управления по культуре, спорту и делам молодежи.
Признавая незаконным решение Окружного совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области" от 23.03.2023 N 21 "О досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д." в части досрочного прекращения полномочий по п. 2 ч. 10 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд исходил из того, что нарушение депутатом Цветковым Д.Д. установленной антикоррупционным законодательством обязанности в силу пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в связи с наличием незадекларированного конфликта интересов влечет за собой безальтернативное последствие в виде досрочного прекращения полномочий депутата в связи с утратой доверия.
Фактически указанным решением Совет депутатов освободил Цветкова Д.Д. от ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности, к которым, в том числе, относится включение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (ст. 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
Признавая незаконным бездействие окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ Калининградской области", выразившееся в непринятии мер к досрочному прекращению полномочий депутата Цветкова Д.Д. суд исходил из того, что в соответствии с ч. 11 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий; представление прокурора Славского района о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона о противодействии коррупции в адрес главы МО "Славский муниципальный округ" - председателю Окружного Совета депутатов МО "Славский муниципальный округ" ФИО8 поступило 23.08.2022, однако Советом депутатов МО "Славский городской округ" решение о досрочном прекращении полномочий депутата Цветкова Д.Д. в связи с утратой доверия за неисполнение обязанности по сообщению о возникшем у него конфликте интересов, а также в связи с непринятием мер по его предотвращению или урегулированию принято не было.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;
должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при "данные изъяты" голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу требований части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273 - ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273 - ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230 - ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79 - ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (определение от 26 января 2017 года N 104-0).
Таким образом, гражданин, вступая в должность депутата, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
В силу требований части 4.1. статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Закона N 273-ФЗ под конфликтом интересов в приведенном Законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 данной статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 названной статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Частью 6 статьи 11 Закона N 273-ФЗ предусмотрено, что непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 упомянутого Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что Цветков Д.Д. обязан был сообщить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принять меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Непринятие депутатом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вопреки утверждению подателя жалобы, является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Славского районного суда Калининградской области от 17 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 августа 2023 года по административному делу N 2а - 17/2023 - оставить без изменения, кассационную жалобу Цветкова "данные изъяты" - без удовлетворения.
Решение Славского районного суда Калининградской области от 17 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 23 августа 2023 года, кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.