Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Корнюшенкова Г.В, с участием прокурора Поповой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства градостроительной политики Калининградской области и кассационное представление прокурора Калининградской области на решение Калининградского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года, принятые по административному делу N 3а-22/2023 по административному иску Романчева С.В. о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, выслушав возражения представителя Романчева С.В. - Черницкой О.А. (по доверенности), заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" утверждён в новой редакции.
Постановление подписано Губернатором Калининградской области и 2 апреля 2021 года в полном объёме размещено на официальном интернет- портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Решением окружного совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 годаN 99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
Данный документ опубликован в издании "Волна" от 3 сентября 2021 года N 34.
Романчев С.В. обратился в Калининградский областной суд с административным иском, в котором просил признать недействующими:
- Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 (далее также - Генеральный план) в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)";
- Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 (далее также - Правила землепользования и застройки), в части отнесения этих земельных участков к территориальной зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования".
В обоснование административного иска указал, что с 18 июня 2020 года является арендатором земельных участков: с кадастровым номером N, площадью 1600 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 1590 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"; с кадастровым номером N, площадью 1610 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Указанные земельные участки имеют вид разрешенного использования "под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионатов)".
Земельные участки образованы 16 февраля 2015 года путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, который, в свою очередь, 27 января 2014 года был образован из земельного участка с кадастровым номером N, образованного и поставленного на кадастровый учет 5 декабря 2005 года, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - "под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионатов)".
На дату образования земельных участков с кадастровыми номерами N, N действовал Генеральный план муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", утвержденный решением Городского Совета депутатов от 17 октября 2012 года N 157, согласно которому данная территория относилась к функциональной зоне "Гостиницы и гостиничные комплексы".
В этот же период действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Городского Совета депутатов от 12 декабря 2012 года N 173, в соответствии с которыми участок с кадастровым номером N относился к территориальной зоне ОД34 "Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности".
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 утверждены изменения в Генеральный план, согласно которым спорные земельные участки отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", в которой запрещено строительство объектов капитального строительства.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального; образования "Зеленоградский городской округ", согласно которым спорный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р-1 "Зона городских парков,, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования", что, как полагает истец, исключает возможность любого строительства объектов капитального строительства.
По мнению истца, отнесение принадлежащих ему земельных участков к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", а Правилами землепользования и застройки - к территориальной зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования" не согласуется с положениями пункта 3 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации об определении в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также порождает неопределенность правового режима земельных участков, не исключенных из границ населенных пунктов, предоставленных для целей строительства объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. Кроме того, имеет место противоречие сведений о категории земельных участков, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах на земельные участки, Лесном плане "адрес", с одной стороны, и государственном лесном реестре, с другой.
Решением Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ иск Романчева С.В. удовлетворён - признаны недействующими и не подлежащими применению с даты вступления решения суда в законную силу:
- постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)";
- Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденные решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области от 31 августа 2021 года N 99 в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N к территориальной зоне рекреационного назначения - зоне городских парков, скверов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования (индекс Р-1).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ решение Калининградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства градостроительной политики "адрес" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Калининградского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 12 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции - 22 декабря 2023 года, представитель Министерства градостроительной политики Калининградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определении е судом обстоятельств имеющих значение для дела.
В кассационном представлении, поданном на решение Калининградского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года, поступившем в суд первой инстанции 27 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции - 16 января 2024 года, прокурор Калининградской области полагает судебные акты подлежащими отмене, указывая на нарушение судом норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие нарушения были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и принятия по нему решений.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 27 января 2014 года был поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N, площадью 53780 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионата), местоположение: "адрес", отнесенный ко второй зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Зеленоградск.
Данный участок 4 июля 2014 года предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Империя", о чем заключен договор N сроком на 10 лет, действующий в редакции соглашения N от 27 февраля 2015 года, который был зарегистрирован в ЕГРН 28 июля 2014 года.
В последующем права и обязательства арендатора ООО "Империя" на образованные земельные участки из участка с кадастровым номером N были переданы иным лицам.
Так, 16 февраля 2015 года из указанного земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N, площадью 1600 кв.м, N, площадью 1590 кв.м, N, площадью 1610 кв.м. с видом разрешенного использования - под строительство объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (земельные участки домов отдыха и пансионатов)..
Романчев С.В. с 18 июня 2020 года является арендатором указанных земельных участков в соответствии с договором аренды, заключённым 4 июля 2014 года N-К30/2014 в редакции соглашения от 27 февраля 2015 года N- КЗО/2015.
На дату образования земельных участков действовал Генеральный план МО "Зеленоградское городское поселение", утвержденный решением Городского Совета депутатов от 17 октября 2012 года N, которым территория, в пределах которой расположены участки, используемые административным истцом на правах аренды, была отнесена к функциональной зоне "гостиницы и гостиничные комплексы"; в этот же временной период действовали Правила землепользования и застройки, утвержденные решением Городского Совета депутатов от 12 декабря 2012 года N, в соответствии с которыми спорные участки относились к территориальной зоне ОД34 "Зона обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности".
24 июня 2019 года решением окружного Совета депутатов МО "Зеленоградский городской округ" N утвержден Генеральный план, согласно которому земельные участки, используемые в настоящее время Романчевым С.В. на правах аренды, были отнесены к функциональной зоне делового, общественного и коммерческого назначения.
Оспариваемыми административным истцом Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки арендуемые им земельные участки, при сохранении категории земель населенных пунктов, были отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", территориальной зоне Р-1 "зона городских парков". При этом градостроительный регламент данной территориальной зоны предусматривает размещение парков культуры и отдыха, площадок для занятий спортом, природно-познавательный туризм, улично-дорожной сети, благоустройство территории, однако возведение капитальных строений в данной зоне не предусмотрено.
Проверяя обоснованность оспариваемого градостроительного решения об изменении функциональной зоны, суд первой инстанции пришел к выводу, что достаточных оснований для ее изменения в отношении участков, используемых истцом, у Правительства Калининградской области не имелось, в том числе и потому, что согласно сведений государственного лесного реестра Калининградской области, по состоянию на 14 февраля 2023 года земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N не пересекают земли лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, в постановленном по делу определении дополнительно указал, что принятое Правительством Калининградской области градостроительное решение об изменении функциональной зоны нельзя признать обоснованным в силу того, что материалы лесоустройства 2017 года с очевидностью повлекшие за собой изменение границ и площади участковых лесничеств, расположенных в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - национального парка "Куршская коса", а также по сведениям ЕГРН на землях населенных пунктов, в целях исполнения установленных статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти в области лесных отношений не были своевременно представлены для утверждения Рослесхозом, что, помимо прочих последствий, повлекло за собой отказ Рослесхоза и Минприроды России в согласовании проекта решения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" (заключение Рослесхоза от 2 февраля 2021 года N АВ-03-27/1727).
Приведённые судами обстоятельства не могли служить основанием для удовлетворения иска.
Полномочия Правительства Калининградской области и окружного Советом депутатов МО "Зеленоградский городской округ" Калининградской области на принятие оспариваемых истцом актов, последним не оспаривались; процедура принятия и опубликования обжалуемых актов были соблюдены, сами акты соответствуют законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правительством Калининградской области представлены материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, которые содержат среди прочего возможные направления развития территорий муниципального округа и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых, в том числе, на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Нахождение земельных участков в частной собственности либо использование их на основании договора аренды не может служить препятствием для изменения функциональной зоны, поскольку согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними справедливого баланса достигается посредством законодательно урегулированного порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего имущества (в случае такой необходимости), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В рамках процедуры территориального планирования устанавливаются функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Из положений пункта 5 части 1, частей 1, 11, 12 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что генеральный план является документом территориального долгосрочного планирования, определяющим назначение территории, в частности, посредством установления функциональных зон.
Установление границ и назначения функциональной зоны составляет в силу положений части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации основу для формирования правого режима земель, который определяется градостроительным регламентом и устанавливается в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
Согласно части 12 этой же статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
С учётом приведённых выше норм права вывод суда первой инстанции о неопределенности правового режима принадлежащих истцу земельных участков в результате установления функциональной зоны "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)", нельзя признать правильным и основанным на нормах действующего законодательства.
Разрешая спор по данному делу, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что генеральный план, являясь документом территориального планирования, определяет планы развития территории и не направлен на фиксацию существующего её положения, в том числе, касающегося степени озеленения земельных участков.
В соответствии с частью 1 стать 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда могут быть отнесены не только лесные земли, но и нелесные - то есть земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), а также земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Кроме того, в 2002 году, как установилсуд апелляционной инстанции, в государственный лесной реестр были внесены сведения об отнесении земельного участка, из которого впоследствии образовывались земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N, к кварталу N Романовского участкового лесничества к землям лесного фонда и к категории защитных лесов.
В результате последующей актуализации лесоустройства Калининградского лесничества в 2017 году, которым предусматривалось значительное изменение границ лесничества, в том числе в границах особо охраняемой природной территории - национального парка "Куршская коса", земельные участки уже не были отнесены к землям лесного фонда.
Материалы лесоустройства направлены Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области в ФГБУ "Рослесинфорг" - подведомственное Рослесхозу учреждение, к полномочию которого, помимо прочих, отнесено осуществление государственной инвентаризации лесов, обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, только в 2021 году; в этой связи материалы лесоустройства 2017 года не учитывались Рослесхозом и Минприроды на стадии согласования проекта решения о внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ".
По данным Министерства градостроительной политики Калининградской области, Рослесхоз, отказывая в согласовании проекта решения о внесении изменений в генеральный план городского округа, указывал на пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов площадью 358, 2 га, в том числе на территории национального парка "Куршская коса" площадью 345, 4 га (в районе "адрес" - 58, 1 га, "адрес" - 254, 3 га, "адрес" - 33 га), а также на территории вдоль побережья Балтийского моря за пределами национального парка "Куршская коса", включая территорию общей площадью 12, 3 га около города Зеленоградска, расположенную в границах Романовского участкового лесничества Калининградского лесничества по сведениям Рослесхоза и отнесенную генеральным планом муниципального образования к землям населенных пунктов.
Согласно сведениям, представленным по запросу суда первой инстанции Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области, материалы лесоустройства 2017 года по Калининградскому лесничеству в установленном порядке внесены в государственный лесной Калининградской области, согласно которым по состоянию на 14 февраля 2023 года земельные участки с кадастровыми номерами: N, N, N не пересекают земли лесного фонда (л.д. 175 том 1).
Из представленного суду Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области фрагмента планшета Романовского участкового лесничества (документ лесоустройства 2017 года), действительно, также не усматривается пересечение границ указанных земельных участков с границами названного лесничества, включённых в Лесной план Калининградской области, утверждённый указом Губернатора Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 16 том 2).
Однако, приведённые выше противоречия и расхождения в сведениях об отнесении земельных участков, арендуемых истцом, к землям лесного фонда, которые так и не были урегулированы на заседании согласительной комиссии 25 февраля 2021 года, созданной в соответствии с частью 9 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не могли служить основанием для вывода об отсутствии оснований для отнесения их к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, требований сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и необходимости рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), - представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является как таковой федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 22 сентября 2023 года N 45-П; определения от 27 июня 2000 года N 92-О и от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
По смыслу приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года N 5-О).
Постановление Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 "О внесении изменений в генеральный план муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)" ставит собой цель сохранения лесного фонда.
Данное обстоятельство в соответствии со статьёй 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации и статьёй 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" должно было учитываться судами при разрешении спора по данному административному делу
Согласно части 1 статьи 9, пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования, которые разрабатываются для определения назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в частности, перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, границы существующих населенных пунктов; особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения (статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 17 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с данной статьей и статьями 9 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Как указано в части 2 этой же статьи, правила землепользования и застройки включают в t себя карту градостроительного зонирования.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплен принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели,, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П, от 15 октября 2012 года N 21-П).
Градостроительное решение об изменении функциональной зоны, обусловлено полученной при согласовании проекта Генерального плана информацией о выявленном пересечении земель лесного фонда с землями населенных пунктов, так как Рослесхоз 16 ноября 2020 года, отказывая в согласовании проекта решения о внесении изменений в Генеральный план, ссылался на выявленное пересечение земель лесного фонда с землями населенных пунктов, в том числе и с земельными участками административного истца.
Ответы Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 26 сентября 2022 года N 5900-ОС, Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (Рослесхоз) от 17 января 2023 года (исх. N 18275/04), согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами N, N, N пересечений с землями лесного фонда не имеют, не могут служить основанием для вывода о незаконности оспариваемых истцом Генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", поскольку вступают в противоречие с материалами лесоустройства 2002 года.
Следует согласиться с доводом представителя Министерства градостроительной политики Калининградской области о том, что функциональное зонирование, установленное Генеральным планом муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 отвечает интересам сохранения лесного фонда в условиях неопределенности его границ.
Данный довод не содержит суждений, противоречащих положениям подпункта 2 пункта 5 статьи 27, статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при разработке проекта Генерального плана функциональная зона "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N правомерно установлена в соответствии с целями планирования развития территории, а Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденными решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99, земельные участки обоснованно отнесены к зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининградского областного суда от 10 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 июня 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Романчева Станислава Валерьевича о признании недействующим в части Генерального плана муниципального образования "Зеленоградский городской округ" в редакции постановления Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 отказать.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 29 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.