Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2023 года по административному делу N 2а-626/2023 по административному исковому заявлению Лабушкина А.И. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лабушкин А.И. обратился в суд с административным иском о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении. В обоснование заявленных требований указал, что в период с 25 мая 2016 года по 24 мая 2017 года отбывал наказание в виде лишения свободы в федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области), где содержался в отрядах "карантин" и N8 в условиях, не отвечающих установленным законодательством требованиям. Указывает на отсутствие горячего водоснабжения в общежитиях, на необеспечение его постельными принадлежностями, вещевым довольствием средствами индивидуальной защиты по установленной норме, на отсутствие личного пространства. В общежитиях отрядов не соблюдалась норма санитарной площади, отряды были переполнены, в связи чем ему приходилось делить спальное место с другим осужденным.
Решением Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 июля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2023 года, иск удовлетворен частично: признано незаконным бездействие ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, выразившиеся в необеспечении Лабушкину А.И. надлежащих условий содержания в исправительном учреждении. Присуждена компенсация в размере 6 000 рублей.
На вступившие в законную силу судебные постановления административные ответчики подали кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", в силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Как следует из материалов дела, Лабушкин А.И. в период с 25 мая 2016 года по 24 мая 2017 года отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, где содержался в отряде "карантин" и отряде N 8.
В административном иске Лабушкин А.И. настаивал на том, что санитарно-бытовые условия его содержания в исправительном учреждении в указанный период не соответствовали установленным нормам.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив, что в период содержания административного истца допускались нарушения условий содержания, в частности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены в связи с отсутствием горячего водоснабжения в общежитии отряда N8, необеспечение Лабушкина А.И. вещевым довольствием согласно установленным нормам, пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227, частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, для частичного удовлетворения административного иска.
С таким выводом согласилась судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда, так как он мотивирован, основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями процессуального закона, и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Так, в силу частей 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация (далее - УИК РФ) уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 99 УИК РФ осужденный имеет право на обеспечение необходимых материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий.
Согласно положениям статьи 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (часть 1).
Абзацем двенадцатым пункта 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 16 декабря 2016 года N295, действовавших до 16 июля 2022 года, установлена обязанность осужденного соблюдать правила личной гигиены.
Аналогичные требования содержались в абзаце десятом пункта 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года N 205, действовавших до 6 января 2017 года.
В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях), утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены и ранее действовавшей Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста России от 02 июня 2003 года N 130-дсп, признанной утратившей силу Приказом Минюста России от 22 октября 2018 года N 217-дсп.
Доводы административных ответчиков о необоснованном применении судом первой инстанции положений нормативных актов, действие которых, по их мнению, не распространяется на здания учреждений, построенные и введенные в эксплуатацию до принятия этих правовых актов, судебная коллегия считает несостоятельными, так как использование ранее введенных объектов не освобождает учреждения ФСИН России от обязанности по созданию осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих действующим нормам международного права и законодательства Российской Федерации.
Указание в жалобе на то, что положения Инструкции не были официально опубликованы и поэтому необоснованно применены судом при вынесении оспариваемого решения, ошибочны и отмену судебного акта не влекут.
Наличие горячего водоснабжения в помещениях для содержания осужденных непосредственно касается обеспечения гуманных условий и охраны здоровья, соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных условий среды обитания, в связи с чем эксплуатация объекта с таким нарушением ведет к недопустимому риску для здоровья.
Поскольку обеспечение помещений для содержания осужденных горячим водоснабжением в заявленный период являлось обязательным, постольку неисполнение исправительным учреждением требований закона влечет нарушение прав лишенных свободы лиц на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Нормами вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, установленными приказом Минюста России от 3 декабря 2013 года N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах" (вместе с "Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", "Правилами ношения предметов вещевого довольствия осужденных к лишению свободы, отбывающих наказания в исправительных учреждениях"), предусматривается, что по прибытии заключенного мужчины в исправительное учреждение ему выдаются, в том числе, ботинки комбинированные (1 пара), сапоги мужские комбинированные зимние (1 пара); полуботинки летние (1 пара).
Судом первой инстанции установлено, что горячего водоснабжения в здании отряда N8 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в спорные периоды не имелось из-за отсутствия инженерно-технических сетей для производства и подачи горячей воды в здание отряда с момента его строительства.
То обстоятельство, что здания исправительного учреждения введены в эксплуатацию до введения указанного свода правил в действие, не освобождает администрацию учреждения от предусмотренной пунктами 4 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" обязанности приведения материально-технической базы в соответствии с современными техническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Факты несоответствия санитарно-технического оборудования зданий общежитий установленным требованиям, отсутствие подводки горячей воды к умывальникам, выявлялись в ходе прокурорских проверок соблюдения учреждением требований действующего законодательства.
Кроме того, из вещевой карточки осужденного Лабушкина А.И. видно, что при поступлении в исправительное учреждение 25 мая 2016 года ему были выданы спальные принадлежности (простынь и матрац) и одежда (костюм х/б, нательное белье и фуражка). Доказательства обеспечения административного истца обувью по сезону в течение всего периода его нахождения в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в материалы дела не представлены.
В целом требования административного истца и его доводы о нарушении условий содержания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области получили надлежащую оценку суда первой инстанции, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Учитывая, что нарушения условий содержания Лабушкина А.И. в исправительном учреждении частично нашли свое подтверждение (необеспечение осужденного в полном объеме предметами вещевого довольствия наряду с отсутствием горячего водоснабжения в общежитии отряда N5), принимая во внимание продолжительность данных нарушений, обстоятельства, при которых они допускались, их последствия для административного истца, который во всяком случае претерпевал нравственные страдания, выражающиеся в чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий администрации исправительного учреждения, физические страдания, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности размера присужденной компенсации.
Иные доводы административного истца о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Ссылаясь в жалобе на то, что представления прокурора не являются доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, представитель административного ответчика Федеральной службы исполнение наказаний не учитывает разъяснения, данные в абзаце первом и третьем пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", о способах доказывания нарушений условий содержания лишенных свободы лиц. Внесенные прокурором представления исправительным учреждением не оспорены, признаны обоснованными, на них даны ответы о принятых мерах по устранению выявленных прокурором нарушений.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2023 года по административному делу N 2а-626/2023 по административному исковому заявлению Лабушкина А.И. о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области", Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 июля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 29 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 марта 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.