Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А.
судей
Савинова К.А, Бушминой А.Е.
при секретаре
Швецовой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с использованием системы видео-конференцсвязи по административному исковому заявлению Костиной Р.Г. к Правительству Пермского края о признании не действующими в части со дня принятия постановлений Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 г. N 756-п, от 25 ноября 2020 г. N 896-п, от 29 ноября 2021 г. N 940-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 27 ноября 2023 года, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя административного истца "данные изъяты" заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты", судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п), опубликованным 3 декабря 2018 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 48, часть 2, а также размещенным 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www/pravo/gov/ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, являющийся Приложением к данному Постановлению.
Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п), опубликованным 7 декабря 2020 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к данному Постановлению.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п), опубликованным 6 декабря 2021 года в издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края", N 49, том 1, а также размещенным 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год согласно приложению к данному Постановлению.
Под пунктом 5207 Перечня на 2019 год, под пунктом 1069 Перечня на 2021 год, под пунктом 979 Перечня на 2022 год включено здание с кадастровым номером "Номер", расположенное по адресу: "Адрес"
Костина Р.Г. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта 5207 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п, пункта 1069 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п, пункта 979 таблицы 1 Приложения к постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п.
Требования мотивирует тем, что спорное здание, в котором расположено нежилое помещение, принадлежащее Костиной Р.Г. на праве собственности, не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога в большем размере.
Решением Пермского краевого суда от 27 ноября 2023 года постановлено: административное исковое заявление Костиной Р.Г. удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия:
- пункт 5207 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 1069 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 979 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Костиной Р.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 900 рублей.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края".
В апелляционной жалобе административным ответчиком Правительством Пермского края ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Административный ответчик считает, что объект недвижимости обоснованно признан соответствующим критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Относительно апелляционной жалобы участвующим по делу прокурором Пермского края, административным истцом представлены возражения, в которых просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного истца "данные изъяты". доводы апелляционной жалобы отклонил, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, явившегося представителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, административному истцу Костиной Р.Г. на праве собственности с 28 декабря 2017 года принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером: "Номер" площадью 381.3 кв.м, расположенное на цокольном этаже в здании с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес" (том 1 л.д. 13-14, том 3 л.д. 113).
Согласно ответу филиала ППК "Роскадастр" по Пермскому краю от 12 сентября 2023 года, представленному по запросу суда, сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером: "Номер" исключены из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН) путем присвоения статуса записи об объекте "Архивная" на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поданного Костиной Р.С. с приложением технического плана помещения от 19 февраля 2021 года, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 7 объектов недвижимости, расположенных: "Адрес" в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером: "Номер" (том 3 л.д. 6-7).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, представленным суду филиалом ППК "Роскадастр" по Пермскому краю, помещение с кадастровым номером: "Номер" снято с кадастрового учета 10 марта 2021 года (том 3 л.д.10), по состоянию на 29 ноября 2021 года Костиной Р.С. на праве собственности принадлежали нежилые помещения с кадастровыми номерами:
- "Номер", площадью 61, 6 кв.м, - "Номер", площадью 40, 7 кв.м, - "Номер", площадью 20, 8 кв.м, - "Номер", площадью 20, 5 кв.м, - "Номер", площадью 15, 4 кв.м, - "Номер", площадью 61, 6 кв.м (общая долевая собственность, 265/503), всего 6 помещений общей площадью 220, 6 кв.м, расположенные на цокольном этаже в здании с кадастровым номером "Номер" по адресу: "Адрес" (том 3 л.д. 95-98, 101-108).
По сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером "Номер" имеет назначение: нежилое, наименование: учебный корпус, площадь 8114, 4 кв.м, количество этажей - 7, в том числе подземных 0 (том 3 л.д. 8-9).
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером "Номер", категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под здание учебного корпуса (том 3 л.д. 109-110).
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "Номер" по состоянию на 29 ноября 2018 года, 25 ноября 2020 года, 29 ноября 2021 года по документу "Под здание учебного корпуса", по классификатору Росреестра "Для общего пользования (уличная сеть)". Вид разрешенного использования установлен на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Пермскому краю от 12 декабря 2008 года N 1665-р. В сведениях ЕГРН отсутствует информация об изменении вида разрешенного использования земельного участка (том 3 л.д.6-7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод, что спорный объект недвижимости не отвечает признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
При этом, судом первой инстанции указано, что из данной технической документации площадь помещений, расположенных в здании предусматривающих размещение офисов, организаций общественного питания, составляет 1628, 5 кв.м, что менее 20 процентов от общей площади данного здания (8466, 1 кв.м по состоянию на 8.11.2012).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В материалах дела имеются технические паспорта, датированные оба - 25 ноября 2004 г, содержащие разную информацию как об общей площади объекта, так и наименованиях помещений.
Так, согласно техническому паспорту, представленному филиалом ППК "Роскадастр" по Пермскому краю нежилое здание состоит из 5 этажей, а также цокольного и технического этажей. Технический паспорт составлен по состоянию на 25 ноября 2004 года, с учетом изменений на даты текущих технических инвентаризаций от 6 апреля 2005 года, 3 июля 2006 года, 5 октября 2006 года, 22 января 2007 года, 30 января 2007 года, 2 марта 2007 года, 6 марта 2007 года, 16 апреля 2007 года, 18 июля 2007 года, 27 ноября 2007 года, 22 ноября 2010 года.
В соответствии с экспликацией к поэтажному плану, содержащейся в техническом паспорте по состоянию на 22 ноября 2010 года, в составе здания имеются помещения со следующими наименованиями:
- на цокольном этаже: торговый зал, подсобное помещение, сан.узел, лестница, кладовая, коридор, узел управления, кабинет, электрощитовая, тамбур, вестибюль, кладовая материальная, кладовая хозяйственная, умывальник, туалет, лестничная клетка, бойлер;
- на первом этаже: кабинет, вестибюль, тамбур, подсобное помещение, шкаф, венткамера, коридор, АТС, автоклавная, сан.узел, лестничная клетка;
- на втором этаже: офис, кабинет, коридор, подсобное помещение, сан.узел, лестничная клетка;
- на третьем этаже: кабинет, офис, подсобное помещение, приемная, касса, коридор, кладовая, сан.узел, серверная, лестничная клетка, туалет, умывальник, тамбур;
- на четвертом этаже: офис, кладовая, кабинет, подсобное помещение, коридор, умывальник, лестничная клетка, сан.узел, туалет;
- на пятом этаже: кабинет, коридор, лестничная клетка, сан.узел, умывальник, туалет;
- на техническом этаже: помещение, лестничная клетка (том 3 л.д. 145-148).
Согласно данному техническом паспорту площадь здания составляет 8114, 4 кв.м. При этом, площадь помещений, расположенных в здании предусматривающих размещение офисов, объектов торговли составляет 1688, 6 кв.м, что составляет 20, 81 процентов от общей площади данного здания.
Из содержания технического паспорта, представленного ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" на нежилое здание, расположенное по адресу: "Адрес" (литер А) следует, что здание состоит из 5 этажей, а также цокольного и технического этажей, площадь составляет 8469, 8 кв.м.
При этом, площадь помещений, расположенных в здании предусматривающих размещение офисов, объектов общественного питания, составляет 1628, 5 кв.м, что составляет 20, 07 процентов от общей площади данного здания, указанной в ЕГРН, а именно 8114, 4 кв.м.
Судом первой инстанции установлено, что причиной расхождения площади здания между сведениями ЕГРН и техническим паспортом, представленным ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" являются производимые работы по изменению наименований, площади помещений на цокольном, первом этажах.
Между тем, судом первой инстанции не было учтено, что согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости.
В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 8 названного федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются, в том числе, в результате строительства и реконструкции зданий, сооружений и помещений, перепланировки помещений; в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место.
Следовательно, допустимыми сведениями о площади объекта недвижимости, для целей статьи 378.2 НК РФ, применительно к рассматриваемому случаю, следует признавать сведения содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним, поскольку они не противоречат имеющейся в кадастровом деле техническом паспорте информации.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно пояснения самого административного истца изменения площади объекта недвижимости с вязано преимущественно с увеличением площади первого этажа на 365, 7 кв.м. (Т-5, л.д.17), в то время как помещения, предусматривающие использование для целей статьи 378.2 НК РФ расположены на цокольном, втором, третьем и четвертом этажах, что также согласуется с техническим паспортом содержащимся в кадастровом деле.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, площадь помещений, расположенных в здании предусматривающих размещение офисов, организаций общественного питания, составляет менее 20 процентов от общей площади данного здания не соответствует правовым нормам.
В материалах дела имеется акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 20 сентября 2018 года согласно которому свыше 20 процентов площади объекта используется под размещение торговых, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Между тем, данный акт не свидетельствует о наличии оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на основании следующего.
Постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения" утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
Пунктом 14 Порядка, в редакции действующей в период составления данного акта предусмотрено, что при проведении обследования объектов недвижимого имущества по согласованию с собственником (владельцем) объекта недвижимого имущества осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта недвижимого имущества, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанных объектах недвижимого имущества.
Между тем, приложенные к акту обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 20 сентября 2018 года фотографии не позволяют в полной мере определить фактическое использование указанного здания. При этом в самом акте указано об отсутствии ограничений в доступе на объект или противодействию проведения обследования.
Кроме того, в акте обследования фактического использования здания помещений от 20 сентября 2018 года содержится указание лишь на общую площадь здания и отсутствует указание на площадь помещений и процентное соотношение площадей помещений в спорном здании, что не позволяет определить площадь, используемую для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного акт обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 20 сентября 2018 года обоснованно признан судом первой инстанции недопустимым доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением методики
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции, которым удовлетворено административное исковое заявление Костиной Р.Г, а именно признаны не действующими со дня принятия: пункт 5207 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п "Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; пункт 1069 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года N 896-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; пункт 979 таблицы 1 Приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года N 940-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"; взысканы с Правительства Пермского края в пользу Костиной Р.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 900 рублей; в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" подлежит отмене ввиду неправильного применения норм права и принятием нового
решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Костиной Р.Г. о признании недействующим в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2021 год, на 2022 год.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 27 ноября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Костиной Р.Г. о признании недействующим в части Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, на 2021 год, на 2022 год отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.