Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 16 декабря
2023 года кассационную жалобу Степанова В.В. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 27 июня 2023 года по административному делу N 2а-1818/2023 по административному исковому заявлению Степанова В.В. к муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" об оспаривании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанов В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью 5832 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для ведения дачного хозяйства" (л.д. 13-19, т. 1).
Уведомлением муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" от 7 октября 2022 года N 02-RU03544000-206 Степанову В.В. сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке в территориальной зоне "С-2": зона сельскохозяйственных угодий, в силу того, что согласно Разделу 2 "Карта градостроительного зонирования сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан", Главы 15 "Карта градостроительного зонирования сельского поселения Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Совета Айгулевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район
от 18 сентября 2018 года N 50/8 (далее - уведомление от 7 октября 2022 года, л.д. 20-22, т. 1).
Не согласившись с уведомление от 7 октября 2022 года, Степанов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 22 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 июня 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Степанов В.В. просит об отмене судебных актов, с направлением дела на новое рассмотрение. Приводит доводы о недостоверности сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки относительно принадлежащего ему земельного участка, что не было учтено судебными инстанциями и повлекло вынесение незаконных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований не имеется.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, указанные в части 1 данной статьи, и прикладывает документы, поименованные в части 3.
По результатам рассмотрения названного уведомления уполномоченный орган направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Земли сельскохозяйственного назначения являются одной из категорий земель в Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 вышеприведенной статьи, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно статье 77 названного выше кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункты 1 и 4).
В соответствии с пунктом 6 вышеприведенной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что обжалуемое уведомление о недопустимости размещения на рассматриваемом земельном участке жилого дома соответствует положениям нормативных правовых актов, регулирующих возникшие правоотношения, поскольку земельный участок расположен в территориальной зоне "С-2" "зона сельскохозяйственных угодий" и не может быть использован для строительства жилого дома.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Поскольку отмена или изменение судебных актов в кассационном порядке возможны в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, доводы кассационной жалобы, не содержащие данных о несоответствии выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильном применение норм материального права, нарушении или неправильном применение норм процессуального права, основанием для отмены судебных актов не являются.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан
от 22 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
от 27 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанова В.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 марта
2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.