Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бросовой Н.В, судей Туляковой О.А, Тарасовой С.М, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 14 июля 2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 октября 2023 года по гражданскому делу N 2-2034/2023 по иску Пилипчук Ольги Сергеевны к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области о признании незаконными и отмене решений комиссии, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты, заслушав доклад Туляковой О.А, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Пилипчук О.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - Главное управление МЧС России по Ульяновской области) о признании незаконными и отмене решений комиссии, возложении обязанности восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что Пилипчук О.С. с 01.09.2004 проходит службу в органах МЧС. Жилищной комиссией Главного управления МЧС России по Московской области 11.07.2016 она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из двух человек (заявитель Пилипчук О.С. и её дочь - Пилипчук С.О, 22.08.2009 года рождения) в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 29.12.2018 в связи с рождением дочери Белоуско Е.Ю, 23.08.2017 года рождения в учетное дело внесены изменения. После откомандирования в Главное управление МЧС России по Ульяновской области 09.10.2020 снята с учета для получения единовременной социальной выплаты на основании подпункта "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24-04-2013 N 369, так как жилищная комиссия пришла к выводу об обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы 15 кв.м. на дату постановки на учет. В результате повторного обращения в Главное управление МЧС России по Ульяновской области истцу отказано в восстановлении на учете.
Истец просил суд признать незаконными и отменить решения комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 09.10.2020 N 61 о снятии с учета для приобретения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, от 16.11.2021 N 70 об отказе в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на момент первоначальной постановки на учет 11.07.2016, возложить обязанность на Главное управление МЧС России по Ульяновской области восстановить Пилипчук О.С. и членов её семьи Пилипчук С.О, 22.08.2009 года рождения, Белоуско Е.Ю, 23.08.2017 года рождения, на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016.
В ходе рассмотрения спора к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Московской области, Пилипчук С.О, Белоуско Е.Ю. в лице законного представителя Пилипчук О.С, Бердникова И.Н.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 14 июля 2023 исковые требования Полипчук О.С. удовлетворены частично.
Признано незаконным и отменено решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленное протоколом N 70 от 16.11.2021 по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, об отказе Пилипчук Ольге Сергеевне в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области возложена обязанность поставить Пилипчук Ольгу Сергеевну на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты принятия решения об отказе Пилипчук Ольги Сергеевны в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а именно с 16.11.2021.
В удовлетворении остальной части иска Пилипчук О.С. отказано.
Судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 октября 2023 решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2023 с учетом определения об исправлении описки от 14 июля 2023 в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленного протоколом N 61 от 09.10.2020, возложении обязанности по восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отменено и принято в указанной части новое решение.
Признано незаконным и отменено решение комиссии Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области, оформленное протоколом N 61 от 09.10.2020 о снятии Пилипчук Ольги Сергеевны с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области возложена обязанность восстановить Пилипчук Ольгу Сергеевну на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты первоначальной постановки на учет 11.07.2016.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области -без удовлетворения.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области обратились с кассационной жалобой, в которой просят постановленные судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Пилипчук О.С.
В кассационной жалобе указано на то, что суды неправильно применили нормы материального права; по состоянию на дату первоначальной постановки на учет Пилипчук О.С. и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением более чем 15 кв.м. на каждого человека; в соответствии с требованиями Федерального закона N283, Постановления Правительства N369 законных оснований для постановки истицы на указанный выше учет в 2016 году у Главного управления МЧС России по Московской области не было.
Определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции 17 января 2024 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы назначено на 8 февраля 2024 на 9 час. 30 мин.
8 февраля 2024 ввиду не поступления сведений о надлежащем извещении всех участников спора судебное заседание по рассмотрению кассационной было отложено на 6 марта 2024 на 10 час. 15 мин, к рассмотрению кассационной жалобы по существу 8 февраля 2024 судебная коллегия не приступала.
Представитель МЧС России и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - Хаярова Т.Х. в судебном заседании суда кассационной инстанции 6 марта 2024 посредством использования системы видеоконференц-связи кассационную жалобу поддержала, просила удовлетворить.
Иные лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание оспариваемых судебных актов, и материалы дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом установлено, что Пилипчук О.С. с 22 февраля 2009 состояла в зарегистрированном браке с Пилипчуком О.Л, брак прекращен 20 ноября 2012 на основании решения мирового судьи судебного участка N 1 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 8 октября 2012.
Пилипчук О.С. с 7 декабря 2015 по 10 сентября 2019 проходила службу в федеральном казенном учреждении "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Московской области".
Согласно выписки из приказа по личному составу за N133-НС от 7 декабря 2015 по состоянию на 7 декабря 2015 выслуга составила 11 лет 3 месяца 7 дней.
В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области N 12 от 19 августа 2016г. Пилипчук О.С. была поставлена на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 2 человека, с дочерью - Пилипчук Софьей Олеговной, 22.08.2009 года рождения, с 11.07.2016г.
В связи с рождением дочери, Белоуско Екатерины Юрьевны, 23.08.2017 года рождения, на основании рапорта Пилипчук О.С. в учетное дело внесены изменения. В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Московской области от 22.03.2019г. N 24, состав семьи Пилипчук О.С. составляет 3 человека.
Судом установлено, что с 19 февраля 2016 Пилипчук О.С. зарегистрирована по адресу, "адрес", в жилом помещении общей площадью 72, 4 кв.м, собственником которого является мать истца - Бердникова И.Н.
В указанном жилом помещении были зарегистрированы дети Пилипчук О.С, с 19.02.2016 - Пилипчук С.О. (внучка собственника), с 01.09.2017 - Белоуско Е.Ю. (внучка собственника), а также с 01.09.2017 по 11.06.2019 - Белоуско Ю.А. (зять собственника).
Приказом Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 11.09.2019 N 109-НС Пилипчук О.С. назначена на должность старшего инспектора отделения нормативно-технического, контроля за оборотом пожарнотехнической продукции и лицензионного контроля отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ульяновску управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области с 11.09.2019г.
Учетное дело Пилипчук О.С. было передано Главным управлением МЧС России по Московской области в Главное управление МЧС России по Ульяновской области по акту приема-передачи 02.10.2020г.
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области (выписка из протокола N 61 от 09.10.2020г.) было принято решение о снятии Пилипчук О.С. с учета на получение ЕСВ. Согласно выписке из имеющихся учетов ОРУГ ООО "РИЦ-Ульяновск" от 22.05.2020 N 5001002794959 истец с детьми зарегистрирован по адресу: "адрес". Собственником данного жилого помещения является мать Пилипчук О.С. - Бердникова Ирина Николаевна на основании свидетельства о государственной регистрации права N, которая также имеет регистрацию по данному адресу. Общая площадь жилого помещения составляет 72, 4 кв.м. В связи с чем, Пилипчук О.С. и двое ее несовершеннолетних детей обеспечены жилой площадью более 15 квадратных метров на каждого человека.
Таким образом, основанием, послужившим для снятия Пилипчук О.С. с учета 09.10.2020, предусмотренным подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обозначено выявление сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 1 июля 2021 удовлетворены исковые требования Бердниковой И.Н. к Пилипчук О.С, Пилипчук С.О, Белоуско Е.Ю. о признании их утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". Вступившее в законную силу решение суда явилось основанием для снятия 10.08.2021 Пилипчук О.С, Пилипчук С.О, Белоуско Е.Ю. с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Решением комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области (выписка из протокола от 16.11.2021 N 70) Пилипчук О.С. отказано в восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на момент первоначальной постановки на учет 11.07.2016 на основании пункта 11 Порядка формирования и работы в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом МЧС России от 25.03.2019 N 160.
С 04.02.2022 Пилипчук О.С. с детьми имеют временную регистрацию по адресу: "адрес", собственником жилого помещения является Мелекесова Н.А.
Судами также установлено, что в настоящее время Пилипчук О.С. и ее несовершеннолетние дети Пилипчук С.О, Белоуско Е.Ю. проживают по адресу: "адрес" на основании договора найма жилого помещения (квартиры) от 19.08.2019.
Удовлетворяя исковые требования в части признания незаконным и отмене решения ответчика от 16.11.2021 за N 70, а также восстановлении истца на учете на получение единовременной социальной выплаты с 16.11.2021, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" исходил из того, что на момент принятия последнего решения имелось вступившее в законную силу решение суда о признании Пилипчук О.С. с детьми утратившими право пользования жилым помещением по месту их прежней регистрации, что исключало возможность их признания обеспеченными жилой площадью более 15 кв.м на человека.
Не усматривая оснований для удовлетворения требований Пилипчук О.С. относительно признания незаконным решения ответчика от 09.10.2020 за N61 о снятии ее с учета, суд указал, что вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником Бердниковой И.Н. (мать истицы). Таким образом решение комиссии ГУ МЧС по Ульяновской области, оформленное протоколом N61, является обоснованным, а восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с первоначальной даты постановки на учет истец не подлежит.
Не соглашаясь с указанным выводом районного суда в части отказа в удовлетворении вышеуказанных исковых требований, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, в соответствии с пунктом 23 которых единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются подтверждающие документы.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Таким образом, сотрудник имеет право на единовременную социальную выплату, если он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу подпункта "г" пункта 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет).
Из приведенных норм материального права следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 11 постановления от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Таким образом, названные выше лица, вселенные собственником в жилое помещение, не могут быть признаны членами его семьи в случае их раздельного проживания в разных жилых помещениях.
Учитывая несогласие истца с восстановлением на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 16.11.2021, а не с первоначальной даты постановки на учет, невозможность удовлетворения требования о восстановлении на учете с августа 2016 при наличии решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Ульяновской области от 09.10.2020 N 61, судебная коллегия суда апелляционной инстанции в интересах законности, соблюдения права на обеспечение жилым помещением на основании абзаца 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ пришла к выводу о необходимости выйти за пределы доводов апелляционной жалобы истца и проверить обжалуемое решение суда в полном объеме.
Из оспариваемого истцом решения жилищной комиссии о снятии Пилипчук О.С. с учета для получения единовременной социальной выплаты не усматривается, какие сведения, представленные истцом, не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и в представленных документах, послуживших основанием для постановки его на учет.
Суд апелляционной инстанции верно отметил, что указание в выписке из имеющихся учетов ОРУ Г сведений о родстве с собственником жилого помещения безусловно не свидетельствует о том, что истец с детьми и ее мать Бердникова И.Н. являются членами одной семьи.
Само по себе наличие между истцом и ее матерью родственных отношений достаточным основанием для такого вывода являться не может, в связи с чем, при определении жилищной обеспеченности истца и ее дочерей площадь жилого помещения, принадлежащего матери вне занимаемой ей для постоянного проживания, учету не подлежит.
Суд апелляционной инстанции также исходил из того, что на момент постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пилипчук О.С. проходила службу в Главном управлении МЧС России по Московской области, и проживала по месту прохождения службы. В связи с чем несмотря на её регистрацию с 19.02.2016 в квартире матери по адресу: "адрес", прийти к выводу о том, что Пилипчук О.С. с детьми и Бердникова И.Н. являлись членами одной семьи, а также об обеспеченности истца жилой площадью более учетной нормы 15 кв.м, в рассматриваемом случае нельзя.
При таком положении в отсутствие опровергающих доказательств постановка истца на учет в августе 2016 года для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не может быть признана незаконной.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание содержание вступившего в законную силу решения Железнодорожного районного суда г, Ульяновска от 1 июля 2021, которым Пилипчук О.С, Пилипчук С.О, Белоуско Е.Ю. признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". Предъявление иска собственником жилого помещения Бердниковой И.Н. было вызвано тем, что ответчики самостоятельное право на жилое помещение не получали, расходы по содержанию квартиры не несли, членами семьи собственника не являлись, совместное хозяйство не вели, раздельно проживали и имели раздельный бюджет. После разрыва отношений со своим супругом Бердникова И.Н. предупредила Пилипчук О.С. о своем намерении продать данное жилое помещение.
Суд кассационной инстанции соответствующие выводы суда апелляционной инстанции считает правильными.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований и ответчик в обоснование своих возражений, получили соответствующую правовую оценку суда апелляционной инстанции исходя из положений жилищного законодательства.
При изложенной совокупности обстоятельств, снятие с регистрационного учета истца и ее несовершеннолетних детей по иску матери не связано с намеренным ухудшением своих жилищных условий, что нельзя квалифицировать в качестве злоупотребления своими правами, которое в соответствии с ч. 2 ст. 10 ГК РФ защите не подлежит.
Доводы кассационной жалобы заключаются в том, что поскольку истец и ее мать на дату постановки на учет были зарегистрированы в одном жилом помещении и являются родственниками, то они признаются членами одной семьи и данное жилое помещение учитывается при определении ее жилищной обеспеченности. При этом на ответчика не возложена обязанность по установлению того обстоятельства, являются или нет совместно проживающие лица членами одной семьи.
Однако данная позиция ответчика не основана на законе по вышеуказанным причинам. Совокупность предусмотренных законом условий для признания истца членом семьи Бердниковой И.Н, в рамках настоящего дела не установлена.
Ссылка кассаторов на то, что органам федеральной противопожарной службы не предоставлено право запрашивать документы, не может быть принята во внимание, поскольку указанное не исключает такую обязанность после поступления соответствующих сведений, с целью установления наличия либо отсутствия условий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 15 Правил предоставления ЕСВ, что в настоящем случае выполнено не было.
Утверждение заявителей кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права по мотиву того, что суды не учли приказ МЧС России от 25 марта 2019 N160, которым полномочий по восстановлению сотрудников на учете не предусмотрено, а имеется лишь возможность постановки и снятия с учета, не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы о неправильной оценке представленных доказательств, все представленные доказательства оценены судами предыдущих инстанций в соответствии со статьями 67, 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу его компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с оценкой представленных доказательств не является основанием к отмене или изменению постановленных судебных актов, поскольку переоценка установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Кассационная инстанция при проверке законности судебного постановления нижестоящего суда не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в подтверждение своих доводов и возражений, установление обстоятельств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Вывод суда о доказанности правомерности требований Пилипчук О.С. сделан на основании установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Разрешая спор, суды предыдущих инстанций правильно применили нормы материального права, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в приведенных в судебных актах формулировках.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителей, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 мая 2023 года с учетом определения об исправлении описки от 14 июля 2023 (в неотмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 3 октября 2023 года - оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи О.А. Тулякова
С.М. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.