Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тиуновой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 54 ГУФСИН России по Свердловской области", ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России на решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 18 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года по административному делу N2а-532/2023 по административному иску Абдулгазина Янсафа Ильфатовича к начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральному казенному учреждению "Управление по конвоированию Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Федеральной службе исполнения наказаний о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Абдулгазин Я.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании в его пользу компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что при этапировании 2 февраля 2022 года из Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области" (далее также - ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области) в филиал областной больницы N 2 Федерального казенного учреждения "Медико-санитарная часть N 66 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее также - филиал ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России), которое длилось более шести часов, он не был обеспечен индивидуальным рационом питания. Кроме того, при убытии из ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области при посадке в специальный автомобиль "Газель" ему пришлось с трудом подниматься на подножку, высота которой от земли составляла более метра. Поскольку у него имеется ряд заболеваний, в том числе связанных с нарушением функций ходьбы, то погрузка в специальный автомобиль, равно как в последующем в поезд, доставила ему значительные неудобства. Со стороны сотрудников исправительного учреждения и службы конвоя помощи ему оказано не было.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, ФКУ "Управление по конвоированию ГУФСИН России по Свердловской области".
Решением Верхотурского районного суда Свердловской области от 18 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года административный иск Абдулгазина Я.И. удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Абдулгазина Я.И. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 2 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 12 января 2024 года представителем ФКУ Исправительная колония N 54 ГУФСИН России по Свердловской области, ГУФСИН России по Свердловской области, ФСИН России, поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения. Указывает, что суды не учли, что действующее законодательство не предусматривает передачу осужденному индивидуального рациона питания под роспись.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии со ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела по искам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства. При рассмотрении административного искового заявления о нарушении условий содержания и присуждении компенсации суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В пунктах 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
На основании пункта 130 Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 02 сентября 2016 года N 696 (далее - Порядок) при конвоировании из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути - учреждением уголовно-исполнительной системы, расположенным на маршруте конвоирования.
Согласно пунктам 137, 138, 139 Порядка, осуждённые, подозреваемые и обвиняемые, состоящие на котловом довольствии, при убытии из учреждения уголовно-исполнительной системы снимаются с продовольственного обеспечения на основании приказа, издаваемого в учреждении уголовно-исполнительной системы, с выдачей аттестата на продовольствие. В случае убытия осуждённых, подозреваемых и обвиняемых из учреждения уголовно-исполнительной системы в составе группы в другие учреждения уголовно-исполнительной системы аттестат на продовольствие выписывается один на всю группу. К аттестату прилагается список осуждённых, подозреваемых и обвиняемых, который подписывается начальником и главным бухгалтером учреждения уголовно-исполнительной системы и заверяется оттиском гербовой печати учреждения уголовно-исполнительной системы. Общее время нахождения в пути следования (c учетом пересадок), исчисляемое по расписанию железнодорожного, воздушного, водного или иного вида транспорта, свыше шести часов принимаются за полные сутки.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что 2 февраля 2022 года Абдулгазин Я.И. в составе группы осуждённых из пяти человек этапирован из ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, где отбывал наказание в виде лишения свободы, в филиал ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России для прохождения лечения.
В материалы административным ответчиком представлен корешок аттестата о выдаче рациона питания на пять человек, конвоируемых из ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области в ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при ФКУ ИК-2 города Екатеринбурга, подписанный начальником учреждения, бухгалтером, содержащий оттиск печати, а также расписку начальника караула в получении аттестата; копия накладной от 28 января 2022 года на отпуск ИРП в количестве 5 штук, а также раздаточная ведомость на осуждённых в составе 7 человек: Абдулгазина Я.И, "данные изъяты"
Решениями Верхотурского районного суда Свердловской области от 17 октября 2022 года по административным делам N 2а-511/2022, 2а-513/2022 частично удовлетворены административные исковые требования "данные изъяты" соответственно, признано незаконным бездействие ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в нарушении требований при конвоировании 02 февраля 2022 года "данные изъяты", с Российской Федерации в лице ФСИН России взыскана компенсация в размере 2 000 рублей в пользу каждого.
Решения не обжаловались, вступили в законную силу 01 декабря 2022 года.
Решениями установлено, что указанные лица, а также Абдулгазин Я.И. входили в группу осуждённых, подлежащих этапированию в ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России при ФКУ ИК-2 города Екатеринбурга, "данные изъяты" при конвоировании обеспечены питанием не были.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о нарушении ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области как учреждением-отправителем условий содержания Абдулгазина Я.И. в исправительном учреждении, выразившемся в необеспечении последнего индивидуальным рационом питания при его этапировании 2 февраля 2022 года в филиал ОБ-2 ФКУЗ МСЧ-66 ФСИН России, в связи с чем в пользу административного истца взыскана компенсация. Иных нарушений судами не установлено.
Определяя размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, подлежащей присуждению в пользу административного истца, суд учел характер нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, однократность этого нарушения, а также требования разумности и справедливости и взыскал в пользу Абдулгазина Я.И. компенсацию в размере 2 000 рублей.
Оснований не соглашаться с выводами судов не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию административных ответчиков в суде первой и апелляционной инстанции, были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность судебных актов не влияют.
С учётом конкретных обстоятельств данного административного дела, а именно, этапировании Абдулгазина Я.И. в составе группы осуждённых, на которых положениями Порядка предусмотрено оформление одного аттестата на продовольствие, а также установленного вступившими в законную силу судебными актами бездействия ФКУ ИК-54 ГУФСИН России по Свердловской области при осуществлении конвоирования "данные изъяты", следовавших в одной группе с Абдулгазиным Я.И, выразившегося в необеспечении их питанием, несогласие административных ответчиков с выводами суда первой и апелляционной инстанции не может являться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Рассматривая дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к их отмене.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верхотурского районного суда Свердловской области от 18 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 54 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области", Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Свердловской области, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.