Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Жуковой Н.А, Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-667/2023 по иску Новоселова Валерия Геннадьевича к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 на решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Ложкарёвой О.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Новоселов В.Г. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N7 (далее по тексту - Управление социальной политики N 7) о признании решения от 05 апреля 2023 года N 16/1 об отказе во включение в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" незаконным; возложении обязанности по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование требований сослался на то, что при прохождении службы в уголовно-исполнительной системе награжден медалью ФСИН России "За отличие в службе" 2 степени. Полагая, что у него возникло право на присвоение звания "Ветеран труда", в силу требований пункта 2 части 1, части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах", пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ, 25 марта 2023 года обратился с соответствующим заявлением в Управление социальной политики N 7. Ему незаконного отказано в присвоении звания "Ветеран труда".
Решением Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2023 года, исковые требования Новоселова В.Г. удовлетворены: признано незаконным решение Управления социальной политики N 7 от 05 апреля 2023 года N16/1 об отказе во включение Новоселова В.Г. в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда"; на Управление социальной политики N 7 возложена обязанность включить Новоселова В.Г. в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".
В кассационной жалобе представитель Управления социальной политики N 7 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Новоселов В.Г. проживает на территории Свердловской области, зарегистрирован по адресу: "данные изъяты".
Из справки ГУФСИН России по Свердловской области от 11 апреля 2017 года N 56/5151 и трудовой книжки Новоселова В.Г, следует, что с 14 января 1988 года по 27 декабря 1993 года работал в колхозе имени П. Морозова, с 04 января 1994 года по 25 февраля 2010 года проходил службу в уголовно-исполнительней системе, с 26 февраля 2010 года является пенсионером Министерства юстиции Российской Федерации пожизненно; выслуга лет в календарном исчислении составляет 19 лет 10 месяцев 23 дня, в льготном исчислении - 27 лет 9 месяцев 21 день.
Согласно архивным справкам филиала государственного казенного учреждения Свердловской области "Государственный архив документов по личному составу Свердловской области" Восточного управленческого округа (г. Ирбит) от 06 апреля 2023 года N н-549, N Н-549/2 в документах архивного фонда "Колхоз имени Павлика Морозова" муниципального образования "Тавдинский район", в книгах учета расчетов по оплате труда с членами колхоза за январь 1988 года - декабрь 1993 года имеются сведения о трудовом стаже Новоселова В.Г. и начисленной ему заработной плате.
Из справки объединенного военного комиссариата г. Тавда Свердловской области следует, что в период с 04 июля 1986 года по 10 ноября 1987 года Новоселов В.Г. проходил в военную службу по призыву.
Приказом от 02 июня 2008 года N 475 Новоселов В.Г. награжден медалью "За отличие в службе" II степени.
25 марта 2023 года Новоселов В.Г. обратился в Управление социальной политики N 7 с заявлением о включении его в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", приложив к заявлению: копию паспорта; копию военного билета, копию пенсионного удостоверения; справку с места работы, сведения о наградах.
Решением Управления социальной политики N 7 от 05 апреля 2022 года N 16/1 Новоселову В.Г. отказано во включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", по причине отсутствия необходимой выслуги лет в календарном исчислении для включения в список лиц, претендующих на присвоение звание "Ветеран труда" (не менее 25 лет).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области", Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области", утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ, исходил из того, что у истца имеется совокупность условий для присвоения звания "Ветеран труда", в частности, он проживает на территории Свердловской области, период службы Новоселова В.Н. в уголовно-исполнительной системе составляет более 12 лет 6 месяцев, общий стаж составляет более 25 календарных лет (с учетом осуществления в период с 14 января 1988 года по 27 декабря 1993 года трудовой деятельности в колхозе имени П. Морозова), в период службы истец награжден ведомственной наградой ГУФСИН - медалью "За отличие в службе" II степени, которая является ведомственной наградой, в связи с чем пришел к выводу о незаконности отказа ответчика в удовлетворении заявления истца о включении в списки лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", возложив на Управление социальной политики N 7 обязанность по включению Новоселова В.Г. в указанный список.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
В доводах кассационной жалобы представитель Управления социальной политики N 7 указывает, что удовлетворяя заявленные требования истца суд неправомерно суммировал периоды трудового (страхового) стажа и период выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также засчитал в трудовой (страховой) стаж период трудовой деятельности истца с 14 января 1988 года по 27 декабря 1993 года; условия назначения пенсии и условия присвоения звания "Ветеран труда" различны, включение выслуги лет в трудовой (страховой) стаж не может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда".
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 01 июля 2016 года) ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" внесены изменения, в том числе в статью 7 Федерального закона "О ветеранах", которые вступили в силу с 01 июля 2016 года, и установлены переходные положения о сохранении прав на присвоение звания "Ветеран труда" в отношении граждан, награжденных по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде.
Так, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" изложен в следующей редакции: награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" дополнена пунктом 1.1, согласно которому порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 Закона Свердловской области от 25 ноября 2004 года N 190-ОЗ "О социальной поддержке ветеранов в Свердловской области" предусмотрено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются нормативным правовым актом Свердловской области, издаваемым Губернатором Свердловской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05 июня 2006 года N 458-УГ, звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Свердловской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с Положением медалью "За отличие в службе", приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 10 ноября 2005 года N 855 (действовавшим на момент награждения истца) медалью награждаются сотрудники уголовно-исполнительной системы за безупречную службу в уголовно-исполнительной системе, имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении; лица, безупречно прослужившие и перешедшие из других федеральных органов исполнительной власти в уголовно-исполнительную систему, имеющие стаж военной службы или службы в федеральных органах исполнительной власти, где предусмотрена правоохранительная служба, и имеющие соответствующую выслугу лет в календарном исчислении.
Медаль "За отличие в службе" состоит из трех степеней: медаль "За отличие в службе" I степени; медаль "За отличие в службе" II степени; медаль "За отличие в службе" III степени. Высшей степенью является I степень. Награждение производится последовательно: III степенью, II степенью и I степенью. Награждение медалью "За отличие в службе" производится: за 10 лет службы - медалью III степени; за 15 лет службы - медалью II степени; за 20 лет службы - медалью I степени.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 27 сентября 2019 года N 871 "О ведомственных наградах Федеральной службы исполнения наказаний" утверждено, что медаль ФСИН России "За отличие в службе" I, II, III степени, являются ведомственной наградой (пункт 1); в качестве ведомственных наград Федеральной службы исполнения наказаний, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", являются медаль "За отличие в службе" I или II степени, медаль "За отличие в труде" (пункт 3).
Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 данного Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральной службы судебных приставов, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы, начальствующего состава органов принудительного исполнения
Российской Федерации; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, лицам начальствующего состава органов принудительного исполнения Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
В силу части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" установлены периоды службы и работы, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 данного Федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в статьях 2, 10, 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 19 июля 2018 года N197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" периоды службы в уголовно-исполнительной системе засчитываются в календарном исчислении в общий трудовой стаж, стаж работы по специальности, а также в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в страховой стаж, стаж работы в органах внутренних дел Российской Федерации и другие.
Судами правильно установлено, что у истца имеется ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда".
Как верно установлено судами при определении продолжительности трудового (страхового) стажа, необходимого для присвоения звания "Ветеран труда", суд правомерно включил период с 14 января 1988 года по 27 декабря 1993 года трудовой деятельности в колхозе имени П.Морозова, поскольку включение в трудовой (страховой) стаж периода прохождения службы, предусмотренное при назначении страховой пенсии, может быть применено при определении права на получение звания "Ветеран труда".
Вопреки доводам кассационной жалобы, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитывается период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, предусмотренной Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Утверждение подателя жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии и дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", периода прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации со ссылкой на часть 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" является неправомерным, поскольку в настоящем случае речь идет о наличии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда", а не о праве истца на назначение страховой пенсии по старости.
Частью 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" урегулированы вопросы исчисления страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, когда в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Данная норма в исключение из общего правила, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", о включении периода службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации в страховой стаж, регламентирует вопросы одновременного назначения гражданину двух пенсий: по Закону от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и по Федеральному закону "О страховых пенсиях", поэтому она не подлежит применению для определения трудового (страхового) стажа, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда".
Исключение из трудового стажа, дающего право на присвоение звания "Ветеран труда", у лиц, прошедших службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и получающих пенсию по выслуге лет, но не имеющих продолжительности указанной службы в календарном исчислении 20 лет, ставит их в неравное положение с лицами, также прошедшими службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, но не получающими пенсию за выслугу лет, которым период указанной службы на основании пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" включается в страховой стаж наравне с периодами работы.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Тавдинского районного суда Свердловской области от 13 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 13 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.