Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Синенко М.А, действующего в интересах администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края, на решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Шеремета А.В. об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение Шеремета А.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Шеремет А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании уведомления управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Просил суд возложить на управление обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении индивидуального жилищного строительства параметров установленным параметрам и допустимости реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N
Решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным уведомление от 22 февраля 2022 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N
На управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Туапсинский район возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Шеремета А.В. о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N
В кассационной жалобе, поданной представителем администрации муниципального образования Туапсинский район Краснодарского края по доверенности Синенко М.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 27 декабря 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 января 2024 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение Шеремет А.В, полагавшего судебные акты законными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, Шеремет А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью N кв. м категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "земли под домами для индивидуальной жилой застройки", расположенный по адресу: "адрес" о чем в ЕГРН сделана запись государственной регистрации от 28 января 2022 года.
На указанном земельном участке расположен гараж площадью N кв. м и жилой дом площадью N кв. м с кадастровым номером N, право собственности на которые зарегистрировано в ЕГРН.
В целях строительства индивидуального жилого дома Шеремет А.В. обратился в управление с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N
Уведомлением от 22 февраля 2022 года административному истцу указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на названном земельном участке ввиду наличия на нем объекта самовольного строения.
Частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (пункты 1 и 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным
регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Данный перечень оснований является исчерпывающим.
Согласно материалам дела, оспариваемый отказ мотивирован тем, что на земельном участке с кадастровым номером N имеется объект самовольного строения.
Вместе с тем, судами установлено, что 24 ноября 2017 года управлением выдано административному истцу разрешение на строительство индивидуального жилого дома сроком действия до 24 ноября 2027 года.
Вступившим в законную силу решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 1 октября 2018 года по делу N 2-963/2018 признано незаконным решение администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 18 мая 2018 года об отказе в предоставлении в собственность Шеремета А.В. земельного участка с кадастровым номером N. Признано право Шеремета А.В. на приобретение в собственность земельного участка без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, на администрацию возложена обязанность заключить договор купли-продажи.
Вступившим в законную силу решением Туапсинского районного суда Краснодарского края от 19 июня 2019 года по делу N 2а-974/20219 признан незаконным отказ Шеремету А.В. в утверждении схемы образования земельного участка при перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности. На администрацию возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка площадью N кв. м по адресу: "адрес"
Постановлением администрации Джубгского городского поселения Туапсинского района от 10 марта 2020 года N 71 утверждена схема расположения земельного участка площадью N кв. м. Образованному земельному участку присвоен адрес: "адрес" "адрес"
Шеремет А.В. и администрация Джубгского городского поселения Туапсинского района 5 августа 2020 года заключили соглашение о перераспределении земельных участков, по условиям которого администрация передала в собственность Шеремета А.В. земельный участок площадью N кв. м в составе земельного участка с кадастровым номером N, площадь перераспределённого земельного участка составила N кв. м, а площадь образуемого - N кв. м.
На основании указанного соглашения зарегистрировано право собственности Шеремета А.В. на земельный участок площадью N кв. м с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". "адрес"
На указанном земельном участке находятся принадлежащие Шеремету А.В. на праве собственности объекты недвижимости: гараж площадью N кв. м и жилой дом площадью N кв. м с кадастровым номером "адрес"
Иных строений на земельном участке не имеется. Обратного административным ответчиком не представлено.
Кроме этого, административным ответчиком в оспариваемом ответе не приведены разъяснения и обоснования о несоответствии предельным параметрам реконструкции объекта капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документации по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным градостроительным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемой реконструкции.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу об удовлетворении требований административного искового заявления и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть поданное Шереметом А.В. уведомление.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Туапсинского районного суда Краснодарского края от 26 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 февраля 2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.