Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мертиковой В.А, судей Юдановой С.В, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нанайского района Хабаровского края к КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов", Министерству социальной защиты Хабаровского края о возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Хабаровского края, на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В, выслушав объяснение прокурора Плетневой С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Нанайского района Хабаровского края обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проведения проверочных мероприятий в КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" усыновлен ряд нарушений требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. В целях устранения выявленных нарушений директору учреждения внесено представление. До настоящего времени нарушения устранены не в полном объеме. Уточнив требования, прокурор просил возложить обязанность на Министерство социальной защиты Хабаровского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы, связанные с приведением КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в соответствие требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического законодательства. Возложить обязанность на КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение четырех месяцев организовать изолятор в соответствии с п.п. 9.8, 9.15 СП 2.1.3678-20; организовать расположение электрической проводки и электромонтажных устройств (распределительные коробки, электрические розетки и пр.) в помещениях веранды, корпусов 1 и 2 и в холе корпуса 2 по негорючему основанию (п. 35а Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479); привести в соответствие с действительностью план эвакуации помещения жилого корпуса 1 (п. 31 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479); ГОСТ Р 12.2.143-2009 ССБТ "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды.
Размещение и обслуживание"); привести в соответствие требованиям пожарной безопасности ширину пандуса с коридора непосредственно наружу в жилом корпусе 1 (п.1 ч.2 ст.1; ч.2 ч.3 ст.4; ст.5; п.2 ч.1 ст.6, п. 2 ст. 52 ст. 53 ч. 1 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п.5.1.1 СП 1.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); (п.1 ч.2 ст.1; ч.2 ч. 3 ст.4; ст.5; п.2 4.1 ст.6; п. 2 ст. 52 ст. 53 ч. 1 ч. 2 ст. 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; п. 5.1.1 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"); обеспечить использование сертифицированного не горючего кабеля, провода СОУЭ (п.п.15, 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479); п. 3.4. СП 3.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре"); завести журнал учета огнетушителей, журнал технического обслуживания огнетушителей, соответствующего требованиям (ст.5; п.9 ст. 52, ст. 60 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008; п. 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.09.2020 N 1479; Приложение Г, таблица 1, 2, 3, раздел 4.3 СП 9.13130.2009 Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации).
Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2023 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично. На Министерство социальной защиты Хабаровского края возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства для приведения КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в соответствие с требованиями пожарной безопасности. На КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" возложена обязанность в течение четырех месяцев после доведения лимитов бюджетных обязательств: обеспечить соответствие требованиям пожарной безопасности ширину пандуса из коридора непосредственно наружу в жилом корпусе 1; обеспечить соответствие требованиям ширину эвакуационных выходов из веранды и холла; обеспечить использование сертифицированного не горючего кабеля, провода СОУЭ.
В кассационной жалобе Министерство социальной защиты Хабаровского края, просит указанные судебные акты отменить как незаконные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчики, третье лицо не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судами установлено, что 24 января 2023 года прокуратурой Нанайского района Хабаровского края в ходе проверки КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" установлены нарушения требований противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, о чем составлен акт с указанием допущенных нарушений.
По результатам проверки руководителю учреждения 16 февраля 2023 года внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства устранены, нарушения противопожарной безопасности устранены не в полном объеме.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная инстанция, руководствуясь положениями ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Сводом правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; Правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утв. Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 года N 940н, исходил из того, что перечисленные выше требования законодательства КГБУ "Иннокентьевский дом-интернат для престарелых и инвалидов" не соблюдаются, представление прокурора от 16 февраля 2023 года не исполнено ответчиком в полном объеме, что не позволяет обеспечить пожарную безопасность проживающих в учреждении. Установив нарушения противопожарных норм в доме-интернате, в частности не соответствие ширины пандуса из коридора непосредственно наружу в жилом корпусе 1 требованиям пожарной безопасности; не соответствие требованиям ширины эвакуационных выходов из веранды и холла; не использование сертифицированного не горючего кабеля, провода СОУЭ, суд возложил на учреждение обязанность по устранению данных недостатков. Учитывая специальный порядок процедуры организации требуемых работ, суд возложил на Министерство социальной защиты Хабаровского края обязанность профинансировать проведение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Оснований для признания указанных выводов незаконными не имеется, поскольку они основаны на правильном применении норм материального, процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые исследованы судом в совокупности и им в решении дана надлежащая правовая оценка, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о неразумном сроке, установленном для исполнения решения суда, судебная коллегия находит несостоятельным.
Согласно статье 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203, 208 ГПК РФ.
Учитывая, что принятие решения о финансировании краевого учреждения в части устранения нарушений противопожарных норм относится к компетенции Министерства социальной защиты Хабаровского края, однако эта обязанность им не исполняется, что нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и предоставления социальных услуг, суды первой и второй инстанций обоснованно пришли к выводу о возложении обязанности на Министерство профинансировать расходы связанные с приведением дома-интерната в соответствии с требованиями пожарной безопасности, установив шестимесячный срок исполнения решения суда, что соответствует критериям разумности.
Иные доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судами и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение правильного по существу судебного постановления.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 31 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства социальной защиты Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.