Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к муниципальной программе
"Развитие образования города
Липецка на 2017 - 2022 годы"
Подпрограмма 1 "Повышение доступности и качества услуг в системе общего образования" муниципальной программы "Развитие образования города Липецка на 2017 - 2022 годы"
6 декабря 2016 г., 5 апреля, 3 июля 2017 г.
Постановлением Администрации г. Липецка от 3 июля 2017 г. N 1156 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт подпрограммы 1 "Повышение доступности и качества услуг в системе общего образования"
2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 реализуется в системе общего образования города Липецка, в которую входят 136 муниципальных образовательных учреждений (74 дошкольных и 62 общеобразовательных). В них получают образование 77943 обучающегося (в том числе 28259 воспитанников), трудятся 9745 работников (включая 5368 педагогических).
Целью развития этой сферы в 2014 - 2016 годах было обеспечение равного доступа к качественному общему образованию всем категориям детского населения города.
Для обеспечения доступности дошкольного образования детям от 3 до 7 лет в 2014 - 2016 годах было создано 4139 мест за счет строительства 2-х детских садов, 3-х новых зданий действующих детских садов и школ, капитального ремонта и реконструкции 6-ти ДОУ, возврата в систему 2-х ранее перепрофилированных зданий, открытия дополнительных 23-х дошкольных групп в 15-ти ДОУ. На 01.06.2016 в ДОУ и школах города действуют 1006 дошкольных групп, из них 819 общеразвивающей (включая 19 групп кратковременного пребывания детей), 152 компенсирующей, 33 комбинированной направленности, что позволяет удовлетворять различные образовательные потребности населения. В 1-ом квартале 2016 года на базе 2-х ДОУ открыты 2 семейные группы в соответствии с родительским спросом.
Осваиваются альтернативные формы получения дошкольного образования в рамках негосударственного сектора. Развитию последнего способствовало выделение до 31.12.2015 субсидии (5 тыс. руб.) из городского и областного бюджетов лицам, воспитывающим детей на дому. По данным на 01.06.2016, негосударственный сектор дошкольного образования представляют 33 некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателя.
Соблюдается информационная прозрачность постановки на учет детей для зачисления в детские сады. Обеспечена возможность подачи заявления в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг Липецкой области. Кроме того, прием заявлений с 01.06.2015 осуществляется во всех филиалах МФЦ, расположенных на территории города Липецка.
К июню 2016 года практически все дети от 3 до 7 лет, поставленные на учет по предоставлению места в ДОУ, были ими обеспечены. Повышена доступность данной услуги для детей раннего возраста, о чем свидетельствует сокращение очереди в ДОУ для детей до 3 лет (2015 год - 1679 чел., 2014 - 2585, 2013 - 2437).
Однако продолжающийся рост рождаемости (в среднем 3,3% ежегодно) требует действий по поддержанию 100-процентного охвата детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием и решению проблемы обеспечения им детей младше 3-х лет. Кроме того, продолжает увеличиваться наполняемость действующих дошкольных групп (рост с 18% в 2014 году до 27% в 2016-ом).
Таким образом, перспективы дальнейшего развития данной сферы, определяемые муниципальной программой, связаны с ликвидацией очереди в детские сады для детей от 2 месяцев до 7 лет, снижением наполняемости действующих дошкольных групп.
Решению проблемы равного доступа к начальному, основному, среднему общему образованию (при охвате общим образованием 99,97% учащихся актуальной становится именно задача обеспечения равного доступа к нему) способствовало в 2014 - 2016 годах создание условий для получения общего образования всеми категориями граждан от 6,5 до 18 лет, включая детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ, в т.ч. инвалидов, одаренных в какой-либо сфере деятельности, временно проживающих на другой территории, т.п.):
- введение в строй новой школы (N 18), инфраструктура которой соответствует требованиям ФГОС и обеспечивает условия для обучения детей с ОВЗ;
- апробация модели реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий (услугу на базе СШ N 48 на 01.01. 2016 получают 35 учащихся 7-10 классов);
- дифференциация предоставляемого образования (в 2015 - 2016 уч. году в 35-ти (56,4%) школах функционировали 226 (3147 чел.) профильных классов (групп), в 16-ти (25,8%) 270 классов (4882 чел.) с углубленным изучением предметов; на реализации адаптированных общеобразовательных программ специализируются 2 школы (N 16, 32 - 490 чел.) и 34 класса 6-ти (9,7%) школ (335 учащихся с ОВЗ). Работа по данным программам преемственно продолжает деятельность, начатую на уровне дошкольного образования: в том же учебном году в 61 (82%) детском саду и 1-ой (20%) школе функционировали 149 групп для 2245 детей-дошкольников с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, с заболеваниями других систем и органов, а также с задержкой психического развития, умственной отсталостью; работали 24 логопедических пункта.
В ходе обеспечения равного доступа к качественному общему образованию решалась и другая важная задача - перевод школ в односменный режим работы. Ее сложность обусловлена ежегодным, фиксируемым с 2010 года, увеличением контингента учащихся примерно на тысячу человек (2010 г. - 43884 чел.; 2011 - 44773; 2012 - 45254; 2013 - 46384; 2014 - 47882, 2015 - 49684). В 2016 году был разработан и утвержден приказом департамента образования от 17.05.2016 N 460 План мероприятий "Создание новых мест в общеобразовательных учреждениях города Липецка" на 2016 - 2025 годы (дорожная карта). В нем был учтен прогнозируемый рост ученического контингента школ (2016 - 2017 - 51298; 2017 - 2018 - 53146, 2018 - 2019 - 54400, 2019 - 2020 - 55954, т.д.). Таким образом, была обеспечена готовность системы образования г. Липецка к реализации федеральной программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2015 N 2145-р, Плана мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях Липецкой области на 2016 - 2025 годы, утвержденного приказом управления образования и науки Липецкой области от 31.12.2015 N 1494. Реализация плана началась уже в 2016 году.
Выравнивание материально-технических условий ОУ осуществлялось также через капитальные и текущие ремонты конструктивов их зданий. Объемы проводимых ремонтов значительны, т.к. высока степень изношенности зданий ОУ. В результате в системе общего образования отсутствуют учреждения, находящиеся в аварийном состоянии, нуждающиеся в капитальном ремонте.
Совершенствовалась оснащенность образовательного процесса необходимым оборудованием. Особое внимание уделялось созданию информационно-образовательной среды. В результате ОУ города имеют возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме разные виды деятельности: от размещения и сохранения материалов образовательного процесса, фиксации его хода и результатов в специальных базах данных до осуществления оперативной связи между участниками образовательных отношений, учреждением и учредителем. Целенаправленно формировались ресурсы для оказания услуг в электронном виде, включая работу с электронными журналами и дневниками.
В процессе обеспечения детям равного доступа к качественному общему образованию создавались условия "безбарьерной" среды для детей с ОВЗ, к июню 2016 года они имелись в 8 детских садах и 32 школах.
Поскольку переход на новые стандарты является важным фактором повышения качества образования, во всех ДОУ был введен ФГОС дошкольного образования, обеспечено обучение по ФГОС начального и основного общего образования 64-х % учащихся. Созданы условия для введения с 01.09.2016 ФГОС среднего общего образования в 2-х школах с опережением массовой практики. Предмет особого внимания - поэтапное введение с 01.09.2016 ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В 2014 - 2016 годах проводилась комплексная работа по развитию форм морального и материального стимулирования педагогических работников; обеспечению роста их заработной платы. В результате ее среднемесячный размер составил к началу 2016 года: в ДОУ - 21010 руб. (план - 20979 руб.); школах - 24333 руб. (план - 24137 руб.). Реализованные меры стабилизировали ситуацию в кадровом обеспечении отрасли, сдержав такие негативные процессы, как отток педагогов из отрасли, их старение, падение престижа педагогической профессии, др.
В ряду мер, направленных на обеспечение равного доступа к качественному образованию, особая роль отводится мерам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях. Соответствующие выплаты из средств областного бюджета своевременно и в запланированном объеме осуществлялись управлением опеки (попечительства) и охраны прав детства.
Значение подпрограммы 1 в муниципальной программе состоит в том, что она обеспечивает необходимые условия (включая ресурсы) для реализации прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование, гарантированное им Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также для осуществления социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с действующим региональным законодательством.
3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы 1, задачи и ожидаемые конечные результаты
Муниципальная политика в сфере общего образования, представленная в таких документах, как Стратегия социально-экономического развития города Липецка до 2035 года, утвержденная решением Липецкого городского Совета депутатов от 02.08.2016 N 204, Программа социально-экономического развития города Липецка на 2015 - 2019 годы, принятая решением Липецкого городского Совета депутатов от 04.12.2014 N 968, План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Липецке, на 2014 - 2018 годы", утвержденный постановлением администрации города Липецка от 23.12.2014 N 2920, учитывает следующие объективные факторы (проблемы), которые окажут влияние на функционирование и развитие системы в ближайшие годы:
- незавершенность мер по ликвидации очереди на устройство детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения детей от 2 месяцев до 7 лет, превышение плановой наполняемости действующих дошкольных групп;
- высокая наполняемость школ и, как следствие, - обучение 18% учащихся во вторую смену;
- различия учреждений в условиях организации образовательного процесса (прежде всего, в материально-технической базе и оснащенности необходимым оборудованием, инвентарем) и, как следствие, разница в качестве предоставляемых образовательных услуг;
- наличие негативных тенденций в кадровом обеспечении системы (старение педагогических кадров, низкие темпы их воспроизводства, дефицит кадров ряда специальностей);
- ограниченность ресурсов для надлежащего психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, предусмотренного ФГОС, а также для предоставления инклюзивного образования.
Указанные проблемы обусловили задачи подпрограммы 1 "Повышение доступности и качества услуг в системе общего образования":
- обеспечение условий для равного доступа обучающихся к качественному общему образованию, включая условия доступной среды и социальные гарантии отдельным категориям детей;
- обеспечение условий для достижения новых образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Ожидаемыми конечными результатами подпрограммы 1 являются:
- обеспечение возможности получения дошкольного образования детям от 1 до 7 лет, поставленных на учет по предоставлению места в ДОУ;
- развитие основных ресурсов системы, обеспечивающих равную доступность услуг в сфере общего образования независимо от социального и материального положения семей, состояния здоровья детей;
- обеспечение выполнения требований ФГОС к условиям реализации основных общеобразовательных программ (включая программы дошкольного образования);
- сформированность компетентностной педагогической среды.
4. Сроки реализации подпрограммы 1
Сроком реализации подпрограммы 1 является период с 2017 года по 2022 год.
5. Основные мероприятия и ведомственные целевые программы
1. Развитие дошкольного образования.
2. Развитие начального, основного, среднего общего образования.
3. Совершенствование инфраструктуры общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования путем строительства и реконструкции.
4. Осуществление социальной поддержки отдельных категорий граждан.
5. Ведомственная целевая программа "Ресурсное обеспечение и развитие системы общего образования города Липецка на 2017 - 2022 годы".
Постановлением Администрации г. Липецка от 3 июля 2017 г. N 1156 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы 1
Объем финансового обеспечения подпрограммы 1 из бюджета города составляет - 6374477,7 тыс. руб., из них
2017 год - 1426202,7 тыс. руб.
2018 год - 1320485,0 тыс. руб.
2019 год - 925485,0 тыс. руб.
2020 год - 891485,0 тыс. руб.
2021 год - 915280,0 тыс. руб.
2022 год - 895540,0 тыс. руб.
|
Е.Н. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.