Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 декабря 2016 г. N 530 в подраздел 1 раздела II настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков развития образования Липецкой области
Целью государственной политики в сфере образования является повышение доступности и качества образования, приведение системы образования в соответствие с перспективными потребностями социально-экономического комплекса Липецкой области (далее также - область).
Система образования Липецкой области в последние годы обеспечивала решение поставленных задач в соответствии с заданными показателями и имеющимися ресурсами с учетом стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", отдельных направлений приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта "Модернизация региональной системы общего образования Липецкой области на 2011 - 2013 годы".
В настоящее время в области обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
Отличительными особенностями региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования стали внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
Доказали свою эффективность механизмы конкурсной финансовой поддержки проектов модернизации образования в регионах по принципу "деньги в обмен на обязательства".
В целях реализации основных полномочий в области образования и воспитания в течение последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Липецкой области.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования, улучшение демографической ситуации в Липецкой области.
Всего на территории Липецкой области в формате юридических лиц действуют более 700 государственных и муниципальных образовательных учреждений различных уровней образования и подведомственности.
Система дошкольного образования в Липецкой области призвана обеспечить для каждого ребенка необходимый уровень развития, позволяющий ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
Услуги дошкольного образования получают более 43 тысяч детей, различными формами дошкольного образования в Липецкой области охвачено 74,8% детей (2012 год - 60,3%, 2010 год - 57,9%). За последние годы создана вариативная многофункциональная сеть дошкольных образовательных учреждений, которая предоставляет широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей семьи и общества в целом.
В области на начало 2012 - 2013 учебного года функционируют 473 муниципальных образовательных учреждения, реализующих программы дошкольного образования:
346 муниципальных дошкольных образовательных организаций (39,2 тыс. чел.);
2 начальные школы - детских сада (19 чел.);
123 общеобразовательных организаций с 174 дошкольными группами (3,2 тыс. чел.).
Негосударственный сектор дошкольного образования представлен только 2 негосударственными образовательными организациями (178 чел.).
В области продолжает развиваться система дошкольного образования. За 2012 год дополнительно введено 1499 мест.
В течение 2013 года по области планируется создать около 1468 мест.
Наиболее эффективно, используя свободные помещения в основном сельских школ, создаются дошкольные группы в общеобразовательных организациях для детей, не посещающих детские сады. Сегодня в 45% школ области функционируют дошкольные группы.
Однако положительная динамика и темпы роста рождаемости в области опережают темпы создания дополнительных дошкольных мест.
Несмотря на то, что в ряде муниципальных районов области наметилась положительная динамика снижения количества детей, не обеспеченных местами, острый дефицит мест сохраняется в детских садах г. Липецка, г. Ельца, Лебедянского, Липецкого, Задонского, Елецкого муниципальных районов.
Для решения этой проблемы в области проводятся следующие мероприятия.
С 2008 года негосударственным общеобразовательным организациям предоставляется субсидия на возмещение 100% фактически понесенных затрат по реализации программ дошкольного образования.
С сентября 2011 года родителям детей 3 - 6 лет, не обеспеченных местами в муниципальных детских садах, за счет средств консолидированного бюджета области осуществляется выплата ежемесячной субсидии в размере 5,0 тыс. рублей. Полученные средства родители направляют на оплату услуг негосударственных дошкольных организаций, индивидуальных предпринимателей или осуществляют обучение и воспитание детей самостоятельно, получая необходимую помощь по вопросам воспитания и обучения детей в консультативных пунктах на базе муниципальных детских садов и школ.
Таким образом, выплата субсидии родителям стала стимулом для развития вариативных форм дошкольного образования.
Создаются условия для негосударственных детских садов, более 20 индивидуальных предпринимателей оказывают услуги присмотра и ухода за детьми или дополнительного образования дошкольников в центрах развития, частных детских садах, в которых в течение года более 4 тыс. детей получают данные услуги.
Однако проблема обеспечения местами детей в дошкольных образовательных учреждениях на сегодня не решена. Количество детей, не обеспеченных дошкольными местами, по области на начало 2012 - 2013 учебного года составило более 7000 детей, в том числе около 3000 детей в возрасте 3 - 6 лет.
Для решения данной проблемы необходимо активизировать и продолжить планомерную работу по созданию дополнительных мест в образовательных учреждениях, оказывающих дошкольные услуги, по развитию негосударственного сектора в дошкольном образовании в целях обеспечения 100% доступности дошкольного образования.
В Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2013 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" поставлена задача обеспечения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "07.05.2012"
В целях выполнения данного Указа с текущего года Липецкая область участвует в комплексном проекте "Модернизация региональных систем дошкольного образования". В 2013 году на реализацию данного проекта областью получена субсидия из федерального бюджета в размере 336,1 млн. рублей.
Не менее значима еще остается проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые детскими садами, не в полной мере отвечают запросам родителей. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценке качества дошкольного образования.
Система общего образования Липецкой области позволяет обеспечить конституционное право граждан на получение общедоступного бесплатного общего образования с учетом потребностей различных категорий граждан.
Продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций. На начало 2013/2014 учебного года создана сеть школ, состоящая из 265 общеобразовательных организаций. Филиальная сеть связана с базовыми организациями не только административно, но и системой дистанционного образования. Базовые школы обеспечены высококвалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Многие сельские базовые школы и их филиалы являются интегрированными социально-культурными учреждениями, выполняющими не только функции образования, но и иные социальные функции (культуры и спорта, социального обслуживания и др.).
В условиях демографического спада за последние 5 лет контингент учащихся в области снизился более чем на 3000 чел., что привело к существенному сокращению сети образовательных учреждений на 138 единиц.
В сложившихся условиях необходимо обеспечить равный доступ обучающихся вне зависимости от места жительства за счет безопасного подвоза обучающихся.
Для решения данной проблемы в течение последних лет в современные базовые школы ежедневно подвозится более 9 тысяч детей на 270 школьных автобусах. Реализация данного направления обеспечивает доступность качественного образования всем категориям граждан.
Для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления.
В 2015 - 2016 учебном году в две смены функционируют 63 школы (23% общего количества школ), в которых обучается свыше 13261 человек (12,1% общей численности обучающихся) в восьми муниципальных образованиях. Кроме того, многие школьные здания нуждаются в капитальном ремонте.
До 2020 года численность обучающихся в школах согласно демографическому прогнозу возрастет на 10% от общего количества обучающихся.
Общая прогнозная потребность по вводу новых мест с 2016 по 2020 годы составляет более 4 тысяч мест.
В области развивается региональная система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами независимой оценки качества образования.
Ведется активная работа по развитию информационной образовательной среды школы. Удалось обеспечить высокое насыщение образовательных организаций современным компьютерным оборудованием, появились эффективные проекты внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, активно развиваются дистанционные формы обучения. Процесс формирования системы общественно-государственного управления образованием имеет положительную динамику развития. Во всех организациях образования созданы попечительские, управляющие, наблюдательные советы.
Одной из актуальных проблем в сфере общего образования остается создание в общеобразовательных организациях материально-технических условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, и предоставление современных условий обучения в комплексе всех основных видов.
Особого внимания требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В специальных (коррекционных) государственных образовательных организациях - более 600 обучающихся. В муниципальных общеобразовательных организациях разного типа созданы места для 528 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для данного контингента детей организовано дистанционное обучение. На сегодняшний день на базе ОА С(К) ОУ школы-интерната III-IV вида создан Центр дистанционного образования, в котором в настоящее время осуществляется обучение детей-инвалидов в количестве 223 человек.
Качество кадрового потенциала отрасли образования остается актуальной проблемой: сохраняется тенденция старения педагогических работников (увеличение числа работающих пенсионеров, недостаточный приток молодых специалистов, неэффективная ротация управленческих кадров).
В системе общего образования области по состоянию на 2013 - 2014 учебный год работает 7888 учителей, из которых 58% (от общего количества) учителей имеют стаж работы свыше 20 лет; 14,3% (1 155 человек) составляют люди, достигшие пенсионного возраста и старше; 8,4% - молодые специалисты в возрасте до 30 лет.
При значительной доле учителей, достигших пенсионного возраста, медленно идет обновление кадрового состава педагогических работников. В целом обновление контингента учителей в школах области происходит темпами не более 0,3 - 0,5% в год. Значительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования: ежегодно выбывает около 50% молодых специалистов.
Обновление кадрового состава общеобразовательных учреждений осуществляется за счет привлечения молодых специалистов через создание системы мероприятий мотивационного и стимулирующего характера на уровне муниципалитетов и самих образовательных организаций и внедрение механизмов, позволяющих создать условия для их успешной профессиональной адаптации, а также через конкурсы профессионального мастерства (областной публичный конкурс "Учитель года Липецкой области", областной образовательный форум, профессиональный праздник "День учителя", областная премия им. К.А. Москаленко и др.).
В рамках реализации проекта модернизации общего образования и выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2013 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в целях повышения социального статуса педагогов размер среднемесячной заработной платы педагогических работников общего образования за полугодие 2013 года составил 23783 руб., что составляет по сравнению с аналогичным периодом 2012 года 136% (17487 руб.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Указа следует читать как "07.05.2012"
Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством их инициативного действия является дополнительное образование детей. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются более 90 тысяч детей, или 60% детей в возрасте от 5 до 18 лет (2012 год более 86 тыс. детей или 57%).
Система начального и среднего профессионального образования в Липецкой области на 1 сентября 2013 г. представлена 31 учреждением, в которых обучаются 19,5 тыс. человек (2012 г. - 20,8 тыс. человек) по 62 профессиям начального профессионального и 70 специальностям среднего профессионального образования.
За последние пять лет в системе профессионального образования области произошли позитивные изменения по целому ряду системообразующих направлений, в том числе принята с 1 января 2012 года в ведение области федеральная сеть организаций среднего профессионального образования, поэтапно осуществляется оптимизация сети образовательных учреждений, формируются система государственно-общественного управления образованием и независимая система оценки качества профессионального образования.
Система высшего профессионального образования области состоит из 20 организаций, среди них 3 государственных и 3 негосударственных вуза, 14 филиалов вузов, 6 из которых являются государственными. Общая численность студентов вузов и филиалов составляет 34 811 человек, в том числе 25 675 человек обучается в государственных и 9 136 человек в негосударственных и муниципальном вузах и филиалах.
С 2006 года функционируют 8 ресурсных центров по подготовке рабочих кадров для социально-экономического комплекса области на базе учреждений начального и среднего профессионального образования.
В этих центрах сконцентрированы модернизированные образовательные ресурсы по родственным профессиональным профилям, предназначенные для совместного использования организациями профессионального образования области, развивается сетевое взаимодействие с предприятиями области. Только в 2011 году в ресурсных центрах прошли переподготовку и курсы повышения квалификации более 1000 человек, в том числе 120 мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин повысили свой образовательный уровень.
Восемь учреждений начального и среднего профессионального образования области стали победителями приоритетного национального проекта "Образование". Государственная поддержка победителям с 2007 года составила свыше 450 миллионов рублей, что позволило приобрести современное учебно-производственное, лабораторное оборудование, программно-методическое обеспечение и повысить квалификацию персонала.
Современный этап развития начального и среднего профессионального образования в области характеризуется созданием бизнес-инкубаторов, малых предприятий, учебных фирм, активным включением образовательных учреждений в систему переподготовки.
В настоящее время созданы 4 бизнес-инкубатора: в ПУ N 29, Чаплыгинском аграрном колледже, ЕГУ им. И.А. Бунина и Липецком кооперативном институте. Успешно работает учебная фирма в Чаплыгинском аграрном колледже и 3 малых предприятия: ООАУ НПО ПЛ N 9, Г(О)БОУ НПО ПУ N 33 п. Агроном, Г(О)БОУ НПО ПУ N 35. В профессиональном лицее N 9 открыта новая учебная лаборатория "Крупяной цех", новая учебная мастерская "Трубо-радиаторный цех".
Вместе с тем, в условиях создания принципиально новой технологической базы экономического роста область не может позволить себе сохранять систему профессионального образования, созданную для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде, которая характеризуется следующими проблемами и негативными тенденциями:
- недостаточная гибкость организационной структуры государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования, что приводит к неэффективному использованию ресурсов и не позволяет "настраивать" систему образования в соответствии с тенденциями социально-экономического развития области и требованиями потребителей;
- слабая связь с предприятиями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что приводит к снижению качества учебного процесса, отсутствию практической подготовки будущих специалистов;
- недостаточные темпы развития систем профессиональной переподготовки взрослого населения и непрерывного профессионального образования в целом, преобладание в этой деятельности устаревших технологий и практик обучения;
- низкий уровень материально-учебной обеспеченности профессиональных образовательных организаций.
Учитывая вышеизложенное, модернизация системы профессионального образования области должна быть связана с реализацией следующих направлений:
- формирование эффективной сети профессиональных образовательных организаций;
- концентрация материальных, финансовых, кадровых, методических ресурсов на наиболее перспективных направлениях подготовки в образовательных организациях-лидерах;
- обновление учебно-материальной базы образовательных организаций, предоставление всем обучающимся образовательных организаций возможности обучения на передовом учебно-производственном, учебно-лабораторном оборудовании и автотранспорте;
- повышение качества деятельности, результатов труда мастеров производственного обучения, педагогов, управленческих кадров образовательных организаций;
- обеспечение непрерывности профессионального роста обучающихся, основанного на предоставлении возможностей постоянного совершенствования имеющихся и приобретения новых компетентностей.
Для проведения системного изменения облика системы за короткий срок требуется средствами программно-целевого метода создать адаптивную к внешним требованиям региональную сеть профессиональных образовательных организаций.
Таким образом, в ходе реализации государственной программы решаются проблемы образования области и могут возникнуть следующие группы рисков:
- финансово-экономические;
- социальные.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации государственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств. Это потребует внесения изменений в государственную программу, пересмотра целевых значений показателей, и, возможно, отказ от реализации отдельных мероприятий и задач государственной программы. Сокращение финансирования государственной программы негативным образом скажется на показателях, приведет к снижению прогнозируемого вклада в улучшение качества жизни населения, развитие социальной сферы, обеспечение доступности качественного образования.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях.
Минимизация рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий государственной программы, а также на основе совершенствования межрегионального и межведомственного взаимодействия.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем.
2. Приоритеты государственной политики в сфере образования, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Приоритеты региональной государственной политики в сфере образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, поставленных в следующих стратегических документах федерального и регионального уровней:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 2148-р);
Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года (утверждена Законом Липецкой области от 25.12.2006 г. N 10-ОЗ);
Программа социально-экономического развития Липецкой области на 2013 - 2017 годы (утверждена Законом Липецкой области от 29.12.2012 г. N 108-ОЗ);
Комплекс мер по модернизации общего образования Липецкой области в 2013 году и на период до 2020 года (утвержден распоряжением администрации Липецкой области от 13.02.2013 г. N 42-р);
План мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Липецкой области на 2013 - 2018 годы" (утвержден постановлением администрации Липецкой области от 15.04.2013 г. N 189).
Приоритетными направлениями государственной политики в сфере развития образования Липецкой области, направленными на решение актуальных задач по всем уровням образования, являются:
- обеспечение доступности дошкольного образования;
- обновление содержания и повышение качества дошкольного образования;
- повышение качества результатов образования на разных уровнях (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное образование);
- совершенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи в образовательном процессе;
- создание условий и определение механизмов успешной социализации и адаптации детей к современным условиям жизни;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся и студентов, воспитания культуры здоровья, здорового образа жизни;
- развитие современных материально-технических, информационных, кадровых ресурсов (в том числе, оборудованных кабинетов, электронных и печатных учебных пособий, демонстрационного и лабораторного оборудования, интерактивных и мультимедиа-комплексов); их концентрацию в базовых школах;
- модернизация подготовки и переподготовки педагогических кадров, в том числе, организация подготовки по новым профессиям в сфере образования; устранение кадрового дефицита;
- совершенствование системы оценки качества образования (оценка учебных и личностных достижений обучающихся, аттестация педагогических и руководящих кадров, лицензирование, государственная аккредитация образовательных учреждений).
В связи с этим целью государственной программы является повышение доступности и качества образования.
Индикатор цели государственной программы: доля детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет).
Для достижения цели в государственной программе предусматривается решение следующих задач:
1. Создание условий для инновационного социально ориентированного развития дошкольного, общего и дополнительного образования;
2. Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с актуальными проблемами рынка труда, ориентированного на инновационность развития экономики Липецкой области;
3. Социализация детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психолого-педагогическая и медико-социальная помощь, реабилитация и коррекция детей;
4. Создание эффективной системы организации отдыха и оздоровления детей, способствующей их воспитанию и развитию.
В рамках решения задачи 1 осуществляются мероприятия по формированию образовательной среды, обеспечивающей равный доступ населения к услугам дошкольного, общего и дополнительного образования, культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников, развития и поддержки одаренных детей и молодежи.
Оценка реализации первой задачи осуществляется по показателю "Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, %".
В рамках решения задачи 2 осуществляются мероприятия по совершенствованию региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития области, по созданию условий для научно-методической деятельности педагогических кадров, по модернизации материально-технического обеспечения системы профессионального образования.
Оценка реализации второй задачи осуществляется по показателю "Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности, %".
В рамках решения задачи 3 осуществляются мероприятия, направленные на обучение, воспитание и содержание детей находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, реабилитацию и коррекцию детей.
Оценка реализации третьей задачи осуществляется по показателю "Доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, %".
В рамках решения задачи 4 осуществляются мероприятия, направленные на приобретение оборудования и мебели загородных стационарных лагерей отдыха и оздоровления детей, на предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат на укрепление материально-технической базы юридическим лицам, организующим отдых и оздоровление детей в загородных стационарных лагерях отдыха и оздоровления детей, на проведение и участие в межрегиональных, областных, всероссийских акциях, фестивалях, смотрах, выставках и конкурсах по организации отдыха и оздоровления детей.
Оценка реализации четвертой задачи осуществляется по показателю "Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области, %".
Постановлением Администрации Липецкой области от 27 декабря 2016 г. N 530 в подраздел 3 раздела II настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Государственная программа включает в себя четыре подпрограммы, в том числе:
Реализация подпрограмм позволит обеспечить к 2020 году:
- увеличение доли детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования до 100%;
- увеличение охвата детей дошкольным образованием (от 0 до 7 лет) до 59,1%;
- увеличение обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей в возрасте от 1 до 7 лет) до 632 детей;
- увеличение доли обучающихся в общеобразовательных организациях, обучающихся по программам федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в общей численности обучающихся до 90%;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, использующих в учебном процессе дистанционные технологии до 18,2%;
- увеличение доли обучающихся, подвозимых в общеобразовательные организации школьным автотранспортом, соответствующим ГОСТу, от общего количества обучающихся, подвозимых в общеобразовательные организации до 87,3%;
- увеличение доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей, в общей численности детей и молодежи 5 - 18 лет до 87%;
- увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций, охваченных двухразовым горячим питанием до 55%;
- увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста до 99,5%;
- увеличение доли детей, победителей и призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников от общего количества участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников до 24,4%;
- увеличение доли учащихся, студентов, молодых ученых, занятых в научно-исследовательской работе и участвующих в конкурсах, от общего количества учащихся 5 - 11 классов общеобразовательных организаций, студентов и молодых ученых в образовательных организациях высшего образования до 62,7%;
- увеличение доли учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 20%;
- увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности до 90%;
- доведение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников муниципальных образовательных организаций дошкольного образования к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования региона до 100%;
- доведение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных организаций общего образования к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) до 100%;
- увеличение удельного веса численности воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования до 100%;
- доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами ЕГЭ до 1,46%;
- увеличение удельного веса численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии) до 59,2%;
- увеличение доли учебно-производственного, учебно-лабораторного оборудования и автотранспорта, используемого в учебном процессе профессиональных организаций, соответствующего современным технологиям производства до 67%;
- увеличение доли профессиональных образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях регионального, межрегионального и международного уровнях до 90%;
- доведение отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных образовательных организаций, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) до 100%;
- увеличение доли выпускников профессиональных образовательных организаций, получивших повышенные разряды или дипломы с отличием от общего количества выпускников до 15%;
- увеличение доли выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 96,1%;
- увеличение доли детей, переданных из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, от общего числа воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей до 20%;
- увеличение детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области до 82%;
- увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных отдыхом и оздоровлением в профильных лагерных и палаточных сменах от общего количества детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в загородных лагерях и палаточных лагерях до 14,2%;
- увеличение доли загородных стационарных лагерей отдыха и оздоровления детей, в которых реализованы мероприятия по укреплению материально-технической базы до 77%;
- увеличение доли педагогических работников, принявших участие в фестивалях, смотрах, акциях и использующих в своей работе современные методы и технологии в сфере организации отдыха и оздоровления детей от общего количества педагогических работников, осуществляющих деятельность в сфере отдыха и оздоровления детей до 82%;
- доведение отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей по региону до 100%.
Достижение указанных значений показателей позволит обеспечить соответствие качества образования изменяющимся запросам общества, а также будет способствовать увеличению охвата детей всеми формами образования, повышению доступности и качества образования.
Постановлением Администрации Липецкой области от 9 августа 2016 г. N 344 в подраздел 4 раздела II настоящего приложения внесены изменения
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации государственной программы
Государственная программа реализуется с 2014 по 2020 годы и осуществляется в два этапа:
- первый этап - 2014 - 2015 годы;
- второй этап - 2016 - 2020 годы.
Реализация государственной программы предусматривает проведение мероприятий, направленных на повышение качества и доступности образования, на оснащение материально-технической базы образовательных учреждений, внедрение государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования.
За период реализации государственной программы планируется достичь следующих значений индикаторов целей и показателей задач:
- увеличение доли детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет) с 74,1% до 84,5%;
- увеличение доли государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций с 70,1% до 84%;
- увеличение удельного веса численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии) с 44,4% до 59,2%;
- увеличение доли выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 91,4% до 96,1%;
- увеличение доли детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области с 74,5% до 82%.
Подробно сведения об индикаторах цели и показателях задач государственной программы по годам реализации представлены в приложении 1 к государственной программе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 21 марта 2017 г. N 120 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации государственной программы
Прогнозируемый объем финансирования государственной программы составит - 72963500,8 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
в том числе:
- средства федерального бюджета, предоставленные главным распорядителям средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм, составят - 3033291,7 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2014 г. - 480774,2 тыс. руб.,
2015 г. - 267532,3 тыс. руб.,
2016 г. - 535869,1 тыс. руб.,
2017 г. - 359309,1 тыс. руб.,
2018 г. - 463269,0 тыс. руб.,
2019 г. - 463269,0 тыс. руб.,
2020 г. - 463269,0 тыс. руб.;
- средства областного бюджета, предоставленные главным распорядителям средств областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограмм, составят - 69493698,9 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2014 г. - 9 740 240,9 тыс. руб.,
2015 г. - 10111804,1 тыс. руб.,
2016 г. - 10031371,7 тыс. руб.,
2017 г. - 10059560,0 тыс. руб.,
2018 г. - 9856107,4 тыс. руб.,
2019 г. - 9847307,4 тыс. руб.,
2020 г. - 9847307,4 тыс. руб.
- средства бюджетов муниципальных образований - 436510,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 145045,8 тыс. руб.;
2015 г. - 65439,5 тыс. руб.;
2016 г. - 49600,0 тыс. руб.;
2017 г. - 49425,9 тыс. руб.;
2018 г. - 42333,0 тыс. руб.;
2019 г. - 42333,0 тыс. руб.;
2020 г. - 42333,0 тыс. рублей.
Прогнозная оценка расходов бюджетов муниципальных образований сформирована на основании оперативных данных мониторинга, проведенного управлением образования и науки Липецкой области. Расходы муниципальных образований по конкретным мероприятиям формируются в муниципальных программах.
Объем расходов на 2014 - 2016 годы приведен в соответствие с доведенным до управления образования и науки области предельным объемом финансирования областного бюджета по главным распорядителям средств областного бюджета на 2014 - 2016 годы. Объем расходов последующих лет определен экспертно с учетом достижения контрольных значений индикаторов развития сферы образования и науки, определенных Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года.
Информация об объемах финансирования за счет средств областного бюджета по годам реализации государственной программы представлена в приложении 1 к Государственной программе, прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию Государственной программы - в приложении 2 к Государственной программе.
6. Описание мер государственного регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач государственной программы
Меры государственного регулирования (налоговые, тарифные, кредитные, гарантии, залоговое обеспечение) не применяются.
7. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Задачи, стоящие перед сферой образования многообразны и значимы, и существуют определенные риски при реализации государственной программы.
Анализ рисков и управление рисками при реализации государственной программы осуществляет ответственный исполнитель - управление образования и науки Липецкой области.
К наиболее серьезным рискам можно отнести финансовый и административный риски реализации государственной программы.
Финансовый риск реализации программы представляет собой недофинансирование в полном объеме принятых в государственной программе финансовых обязательств.
Способом снижения финансового риска является ежегодная корректировка объема финансирования программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутых результатов. Минимизация рисков недофинансирования мероприятий государственной программы из областного бюджета осуществляется путем максимального участия в федеральных программах в сфере образования и науки с целью привлечения средств федерального бюджета и развития государственно-частного партнерства.
Административный риск связан с неэффективным управлением государственной программой, которое может привести к недостижению целей и невыполнению задач государственной программы.
Способами ограничения административного риска являются:
- контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией государственной программы;
- непрерывный мониторинг выполнения государственной программы.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели государственной программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. В целях снижения рисков достижения ожидаемых конечных результатов государственной программы ответственный исполнитель вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы на соответствующий год.
2. Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации государственной программы.
8. Мониторинг реализации государственной программы
Управление образования и науки Липецкой области является ответственным исполнителем государственной программы и осуществляет:
- выполнение мероприятий, входящих в подпрограммы 1 - 4;
- координацию деятельности по реализации государственной программы;
- оценку отклонений фактических результатов от их запланированных показателей и вносит предложения по уточнению ее целевых значений;
- ежеквартальный мониторинг реализации государственной программы,
- анализ последствий не реализации основных мероприятий подпрограмм на реализацию государственной программы;
- подготовку отчета о выполнении показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) государственной программы;
- подготовку доклада о ходе реализации государственной программы;
- подготовку предложений по дальнейшей реализации государственной программы (в случае отклонений от плановой динамики реализации государственной программы или воздействия факторов риска, оказывающих негативное влияние на основные параметры государственной программы);
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на реализацию задач государственной программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Доклад о ходе реализации государственной программы ответственный исполнитель готовит в сроки, установленные постановлением администрации Липецкой области от 18 августа 2011 года N 294 "О Порядке разработки, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации государственных программ Липецкой области".
9. Методики расчетов целевых индикаторов и показателей задач государственной программы, значения которых не утверждены методиками международных организаций, Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Липецкой области, а также не определяются на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения и данных бюджетной отчетности
В состав индикатора цели и показателей задач государственной программы включены данные федерального государственного статистического наблюдения, а также ведомственные показатели, необходимые для комплексного анализа основных направлений реализации государственной программы, данные для расчета которых отсутствуют в действующей статистической практике.
Целевой индикатор: Доля детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет), %.
Значение целевого индикатора: определяется исходя из следующей формулы:
,
где
- доля детей охваченных образовательными услугами, от общей численности детей в возрасте от 1 до 18 лет;
- численность воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций;
- общая численность детей в возрасте от 1 до 18 лет.
Значение показателя задачи 1 государственной программы: "Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций" определяется исходя из следующей формулы:
,
где
- доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения от общего количества государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций;
- количество государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения;
- общее количество государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций.
Значение показателя задачи 2 государственной программы: "Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии)" определяется исходя из следующей формулы:
,
где
- доля выпускников, трудоустроившихся по профессии (специальности) в первый год после выпуска от общей численности выпускников;
- численность выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся не позднее завершения первого года после выпуска;
- общая численность выпускников в профессиональных образовательных организациях.
Значение показателя задачи 3 государственной программы: "Доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяется исходя из следующей формулы:
,
где
- доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- численность выпускников продолживших обучение в организациях профессионального образования;
- общая численность выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Значение показателя задачи 4 государственной программы: "Доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области" определяется исходя из следующей формулы:
,
где
- доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области;
- численность детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления;
- общая численность детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.