Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и рисков сферы управления муниципальными финансами и муниципальным долгом городского поселения
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизаций экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского поселения.
Управление муниципальными финансами представляет собой важную часть бюджетной политики и определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета:
Бюджетный процесс организован с учетом безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств и ресурсных возможностей бюджета городского поселения, при формировании бюджета городского поселения применяются инструменты бюджетного планирования - долгосрочные целевые и ведомственные программы.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" определены новые требования к организации деятельности муниципальных учреждений, включающие как изменение форм и методов финансового обеспечения этих организаций, так и формирование количественных и качественных показателей их деятельности, определяемых в муниципальных заданиях. С 1 января 2012 года финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений городского поселения осуществляется путем предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальными заданиями муниципальных услуг (выполнением работ), а также нормативных затрат на содержание имущества.
В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, достигается долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета городского поселения, обоснованность планирования бюджетных расходов.
Осуществляется поддержка значимых для городского поселения и дающих максимальную налоговую отдачу отраслей экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики, при этом систематически анализируются обоснованность и эффективность применения налоговых льгот и других мер стимулирования деловой активности.
Основными доходными источниками бюджета городского поселения - являются имущественные налоги и налоги на доходы физических лиц.
Велики как доля, так и абсолютные размеры межбюджетных трансфертов, выделяемые городскому поселению из областного бюджета.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории городского поселения создан режим наибольшего благоприятствования в особой экономической зоне - промышленно-производственного типа "Чаплыгинская".
Таблица
Основные характеристики бюджета городского поселения г. Чаплыгина
тыс. руб.
|
2008 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Доходы всего: |
40356,3 |
53272,8 |
63232,7 |
66249,7 |
в том числе |
|
|
|
|
налоговые и неналоговые |
13785,1 |
26173,0 |
38101,3 |
40040,0 |
Расходы |
40273,8 |
54955,2 |
62339,7 |
66249,7 |
Дефицит (-), профицит (+), |
82,5 |
-1682,4 |
893,0 |
0 |
в % к годовому объему доходов бюджета городского поселения (без учета объемов безвозмездных поступлений). |
0,6 |
6,4 |
2,3 |
0 |
Объем государственного долга городского поселения, |
0 |
2000,0 |
3560,0 |
3040,0 |
в % к общему годовому объему доходов бюджета городского поселения (без учета объемов безвозмездных поступлений). |
0 |
7,6 |
9,3 |
7,6 |
Расходы на обслуживание долга |
0 |
46,8 |
176,5 |
29,2 |
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере управления муниципальными финансами и муниципальным долгом городского поселения, подпрограммы, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач подпрограммы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы определены в следующих стратегических документах:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;
Стратегия социально-экономического развития городского поселения город Чаплыгин Липецкой области на период до 2020 года;
Основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проекту бюджета городского поселения на очередной финансовый год и на плановый период.
Для достижения заявленной цели подпрограммы планируется реализация 2-х основных мероприятий:
1. Программно-целевое управление бюджетным процессом городского поселения город Чаплыгин.
2. Управление муниципальным долгом городского поселения город Чаплыгин.
Для решения задачи 1 "Создание условий для повышения эффективности использования средств бюджета городского поселения и контроля за соблюдением бюджетного законодательства" реализуются 8 мероприятий:
Мероприятие 1. "Разработка проекта бюджета городского поселения в установленные сроки".
Указанное мероприятие реализуется путем своевременного и качественного формирования проекта бюджета городского поселения на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, вносимых одновременное проектом бюджета в Совет депутатов городского поселения город Чаплыгин.
Результатом выполнения мероприятия является принятие в установленные сроки и в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, решения Совета депутатов городского поселения город Чаплыгин о бюджете городского поселения на очередной финансовый год и на плановый период.
Мероприятие 2. "Формирование бюджета городского поселения на основе программно-целевого принципа" с использованием инструментов БОР.
В рамках указанного мероприятия планируется осуществить переход к формированию и утверждению расходов бюджета городского поселения в разрезе муниципальных программ.
Результатом выполнения мероприятия является переход к среднесрочному "программному" бюджету, что позволит увязать формирование бюджета с целями и результатами региональной политики и Стратегии социально-экономического развития городского поселения город Чаплыгин, повысить ответственность и одновременно самостоятельность главных распорядителей бюджетных средств и, в конечном счете, повысит эффективность использования бюджетных средств.
Мероприятие 3. "Разработка и принятие долгосрочной бюджетной стратегии, согласованной со Стратегией социально-экономического развития городского поселения город Чаплыгин до 2020 года".
Указанное мероприятие реализуется путем формирования и актуализации документа, включающего долгосрочный прогноз основных параметров бюджетной системы городского поселения, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения муниципальных программ с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития городского поселения в долгосрочном периоде.
Результатом выполнения мероприятия является создание системы формирования расходной части бюджета городского поселения на основе муниципальных программ городского поселения город Чаплыгин, увязанных по целям и ресурсам.
Мероприятие 4. "Организация и осуществление внутреннего муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения".
В рамках указанного мероприятия планируется осуществление отделом финансов и экономики администрации города Чаплыгина предварительного, текущего и последующего контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в т.ч. в рамках переданных полномочий в процессе формирования и исполнения бюджета городского поселения.
Результатом выполнения мероприятия является снижение финансовых нарушений в сфере бюджетных правоотношений, недопущение неэффективного и/или нецелевого использования бюджетных средств.
Мероприятие 5. "Надежное, качественное и своевременное кассовое исполнение бюджета городского поселения".
Указанное мероприятие реализуется путем своевременного и полного осуществления платежей с лицевых счетов получателей средств бюджета городского поселения и городских муниципальных учреждений с одновременным осуществлением в процессе санкционирования расходов контроля за целевым использованием средств.
Результатом выполнения мероприятия является обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования расходных обязательств бюджета городского поселения и недопущение нецелевого расходования бюджетных средств.
Мероприятие 6. "Своевременное и качественное формирование и представление бюджетной отчетности".
Указанное мероприятие направлено на соблюдение установленных законодательством и иными нормативными актами требований о составе и сроках отчетности об исполнении бюджета городского поселения.
Результатом выполнения мероприятия является качественная подготовка и своевременное представление месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении бюджета городского поселения.
Мероприятие 7. "Обеспечение публикации информации о формировании, исполнении бюджетов".
Указанное мероприятие направлено на повышение информированности участников бюджетного процесса, населения города и всех заинтересованных лиц, что достигается своевременной и в полном объеме публикацией информации, касающейся процесса формирования, исполнения бюджета городского поселения, деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений в газете "Ведомости" в информационном выпуске.
Результатом выполнения мероприятия должно стать обеспечение прозрачности процесса формирования, исполнения бюджета, доступности информации о проведенных контрольных мероприятиях, деятельности муниципальных учреждений для участников бюджетного процесса населения и всех заинтересованных лиц.
Для решения задачи 2 "Эффективное управление муниципальным долгом городского поселения город Чаплыгин, проведение взвешенной политики в сфере привлечения кредитов и предоставления муниципальных гарантий для обеспечения своевременного исполнения долговых обязательств" реализуются 9 мероприятий:
Мероприятие 1. "Нормативное правовое регулирование в сфере управления муниципальным долгом городского поселения".
Указанное мероприятие реализуется путем нормативного правового регулирования в сфере муниципальных заимствований городского поселения город Чаплыгин, муниципальных гарантий, погашения, и обслуживания муниципального долга .
Результатом выполнения мероприятия является наличие необходимых нормативных правовых актов в сфере муниципальных заимствований, предоставления муниципальных гарантий, погашения и обслуживания муниципального долга, соответствующих требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Мероприятие 2. "Ведение муниципальной долговой книги городского поселения город Чаплыгин".
В рамках выполнения данного мероприятия предусматривается обеспечение учета и регистрации всех долговых обязательств городского поселения город Чаплыгин в муниципальной долговой книге городского поселения.
Результатом выполнения мероприятия является формирование актуальной информации базы о принятых долговых обязательствах и их исполнении, необходимой для контроля за своевременностью их обслуживания и исполнения, а также для принятия оперативных управленческих решений по управлению муниципальным долгом городского поселения и обеспечению своевременного исполнения долговых обязательств.
Мероприятие 3. "Мониторинг текущей ситуации по исполнению бюджета городского поселения".
Данное мероприятие осуществляется с целью определения возможности досрочного погашения долговых обязательств городского поселения город Чаплыгин и предусматривает направление доходов, полученных при исполнении бюджета городского поселения сверх утвержденного планового назначения на погашение долговых обязательств ранее установленного срока, обеспечивающее сокращение расходов на обслуживание муниципального долга.
Результатом выполнения мероприятия является сокращение расходов на обслуживание муниципального долга городского поселения город Чаплыгин.
Мероприятие 4. "Мониторинг долговой нагрузки на бюджет".
Данное мероприятие направлено на определение долговой устойчивости бюджета, так как, являясь источником покрытия дефицита бюджета, заимствования могут повлечь за собой существенные бюджетные риски.
Результатом выполнения мероприятия является установление оптимальной долговой нагрузки на бюджет городского поселения.
Мероприятие 5. "Планирование муниципальных заимствований при формировании проекта бюджета городского поселения на очередной финансовый год и на плановый период и осуществление заимствований при исполнении бюджета городского поселения".
В связи с необходимостью обеспечения финансирования дефицита бюджета городского поселения при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период осуществляется подготовка проекта программы муниципальных заимствований. При планировании объемов привлечения новых долговых обязательств в обязательном порядке учитываются ограничения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном процессе городского поселения город Чаплыгин Липецкой области, по предельному объему заимствований, верхнему пределу и предельному объему муниципального долга, расходам на его обслуживание. При исполнении бюджета городского поселения текущего финансового года муниципальные заимствования привлекаются на оптимально возможный период времени с учетом их влияния на долговую нагрузку на бюджет городского поселения в кратко- и среднесрочной перспективе.
Результатами выполнения мероприятия будут являться: соблюдение ограничений по предельному объему заимствований, верхнему пределу и предельному объему муниципального долга, расходам на его обслуживание и предупреждение возникновения "пиковых" долговых нагрузок на бюджет городского поселения.
Мероприятие 6. "Осуществление муниципальных заимствований".
Данное мероприятие направлено на исполнение утвержденной программы муниципальных заимствований с тем, чтобы привлечение кредитов осуществлялось в ранние сроки и фактическое их использование с целью снижения нагрузки по обслуживанию долга на бюджет города в течение года.
Результатом выполнения мероприятия является осуществление муниципальных заимствований в оптимальные сроки в соответствии с утвержденной программой.
Мероприятие 7. "Проведение максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты другими в зависимости от текущей конъюнктуры финансового рынка".
Данное мероприятие является перспективным и направлено на возможную диверсификацию муниципального долга. В настоящий момент заимствования привлекаются исключительно из областного и районного бюджетов в форме бюджетных кредитов на безальтернативной основе.
Результатом выполнения мероприятия является осуществление оптимального выбора заимствований, приводящего к сокращению расходов бюджета городского поселения на обслуживание долговых обязательств.
Мероприятия 8. "Обслуживание муниципального долга".
Данное мероприятие предполагает планирование расходов бюджета городского поселения и источников финансирования дефицита бюджета городского поселения в объеме, необходимом для полного исполнения обязательств по выплате процентных платежей по муниципальному долгу, выполнению других обязательств по обслуживанию и погашению долговых обязательств. Если в качестве источников финансирования дефицита бюджета городского поселения в текущем финансовом году и в плановом периоде планируется привлечение новых заимствований, то при расчете и планировании объема привлечения заимствований учитываются возникающие в связи с этим расходные обязательства по обслуживанию соответствующих долговых обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде соответственно. Одновременно выполнение данного мероприятия направлено на осуществление всех платежей, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств, строго в соответствии с принятыми обязательствами и графиками платежей, предусмотренными соответствующими, договорами и соглашениями.
Результатом выполнения мероприятия является планирование доходов бюджета городского поселения и источников финансирования дефицита бюджета городского поселения в объеме, необходимом для полного исполнения обязательств по обслуживанию муниципального долга и погашению долговых обязательств и своевременное осуществление всех платежей, связанных с обслуживанием и погашением долговых обязательств.
Мероприятие 9 "Планирование ассигнований на исполнение муниципальных гарантий в случае их выдачи".
Данное мероприятие предусматривает планирование бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий в случае их выдачи. На текущем этапе развития экономики городского поселения город Чаплыгин гарантии не предоставляются, но в будущем предоставление муниципальных гарантий возможно. Объем предоставленных муниципальных гарантий включается в общий объем муниципального долга. Обязательства по муниципальным гарантиям являются условными, но вместе с тем наиболее рискованными, так как ответственность по ним возникает ввиду обстоятельств, не зависящих от гаранта. В связи с этим, по обязательствам, связанным с предоставлением муниципальных гарантий, осуществляется мониторинг хода исполнения обязательств принципалом (получателем государственной гарантии).
Результатом выполнения мероприятия является планирование бюджетных ассигнований на исполнение муниципальных гарантий в объеме, достаточном для исполнения долговых обязательств по предоставленным муниципальным гарантиям.
Для решения задачи 3 "Обеспечение условий для устойчивого исполнения расходных обязательств, исполняемых за счет бюджетных средств и повышение качества управления муниципальными финансами" реализуется 5 мероприятий:
Мероприятие 1. "Совершенствование нормативной базы в части укрепления собственной доходной базы и правоприменительной практики органов местного самоуправления с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства".
Мероприятие направлено на полную реализацию возможностей, предоставляемых действующим законодательством для реализации доходного потенциала городского бюджета.
Результатом исполнения мероприятия должно стать полное использование возможностей, предоставляемых действующим законодательством для реализации доходного потенциала бюджета городского поселения.
Мероприятие 2. "Проведение постоянного мониторинга исполнения бюджета городского поселения в разрезе доходных источников".
Указанное мероприятие направлено на проведение анализа выполнения плана по доходным источникам и принятию мер по обеспечение исполнения местного бюджета по доходам.
Результатом выполнения мероприятия является исполнение плана по доходам.
Мероприятие 3. "Проведение мониторинга кредиторской задолженности".
Мероприятие направлено на недопущение образования кредиторской задолженности и предполагает как выявление наиболее срочных к погашению обязательств, а также установление обоснованности определения размеров обязательств, финансируемых за счет средств бюджета городского поселения.
Результатом исполнения мероприятия должно стать Недопущение принятия необоснованных обязательств и своевременное исполнение принятых обязательств, отсутствие кредиторской задолженности, признанной в установленном порядке просроченной.
Мероприятие 4. "Проведение мониторинга темпов роста собственных (налоговых и неналоговых) доходов".
Мероприятие направлено на оценку динамики поступления собственных доходов по отношению к уровню прошлых лет и сопоставимых периодов прошлых лет внутри отчетного года в разрезе источников.
Результатом исполнения мероприятия должна стать оценка полноты использования доходного потенциала городского поселения путем выявления причин отклонений результатов от заданных плановых значений в сопоставимых условиях.
Мероприятие 5. "Проведение мониторинга расходов на содержание органов местного самоуправления"
Мероприятие направлено на оценку расходов на содержание органов местного самоуправления и оптимизацию затрат.
Результатом исполнения мероприятия должно стать соблюдение (не превышение) норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Подпрограмма "Управление муниципальными финансами и муниципальным долгом городского поселения город Чаплыгин на 2014 - 2020 годы" рассчитана на период с 2014 г. по 2020 г. и носит постоянный характер. В силу постоянного характера решаемых в рамках подпрограммы задач выделение отдельных этапов ее реализации не предусматривается.
Плановые значения индикатора цели и показателей задач по годам реализации подпрограммы приведены в приложении 1.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Реализация мероприятий подпрограммы связана с различными группами рисков, обусловленных как внутренними факторами, так и рисками, обусловленными внешними факторами, оказать влияние, на которые не представляется возможным.
К рискам подпрограммы, обусловленными внешними факторами относятся:
изменения федерального законодательства, уменьшающие доходы и (или) увеличивающие расходы бюджета области;
ухудшение внешней экономической ситуации, что может привести к снижению доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, что, в свою очередь, может негативно сказаться на выполнении заложенных в подпрограмме показателей.
Для минимизации финансовых рисков реализации подпрограммы необходимо утверждение долгосрочной бюджетной стратегии, обеспечивающей соблюдение законодательно установленных бюджетных правил, а также установление на долгосрочный период предельных расходов бюджета городского поселения на реализацию муниципальных программ городского поселения, соответствующих долгосрочному прогнозу основных характеристик бюджета городского поселения, и их соблюдение при формировании проекта бюджета городского поселения на очередной финансовый год и плановый период.
При этом достоверность долгосрочного прогноза бюджетных параметров и оценки влияния на них внешних условий определяется надежностью долгосрочного прогноза социально-экономического развития городского поселения, а кроме того, конкретными подходами к обеспечению сбалансированности бюджета.
Следует также учитывать, что качество управления муниципальными финансами городского поселения, в том числе эффективность расходов бюджета городского поселения, зависит от действий всех участников бюджетного процесса, а не только отдела финансов и экономики администрации города Чаплыгина, осуществляющего организацию составления и исполнения бюджета городского поселения.
Риски, определенные внутренними факторами, такими как инертность органов местного самоуправления, распространенность формального подхода, будут минимизироваться путем осуществления организационных и разъяснительных мероприятий.
Для исключения рисков невыполнения задач подпрограммы предусматривается:
систематически контролировать достижение поставленных задач;
осуществлять проведение аналитических мероприятий;
осуществлять корректировку показателей и мероприятий подпрограммы.
В целях управления рисками, связанными с реализацией подпрограммы, предусматриваются также следующие меры муниципального регулирования:
формирование проекта бюджета городского поселения исходя из консервативного прогноза развития социально-экономического развития городского поселения;
мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства на федеральном уровне и оценка влияния этих факторов на бюджетный процесс городского поселения;
инициирование мероприятий по сокращению неэффективных расходов бюджета городского поселения.
Объемы расходов на выполнение мероприятий подпрограммы ежегодно уточняются в процессе исполнения бюджета городского поселения и при формировании бюджета на очередной финансовый год.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств бюджета городского поселения.
Общий объем финансирования подпрограммы предусматривается в размере 10947,3 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2015 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2016 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2017 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2018 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2019 г. - 1563,9 тыс. рублей;
2020 г. - 1563,9 тыс. рублей.
Обобщенная информация о ресурсном обеспечении подпрограммы представлена в приложении 2.
Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию подпрограммы представлена в приложении 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.