Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере модернизации и инновационного развития экономики области
В настоящее время одним из главных источников экономического роста является модернизация и инновационное развитие. Стимулирование названных направлений рассматривается в качестве ключевого катализатора динамичного развития экономики Липецкой области (далее также - область).
Текущее состояние отраслей обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей.
Промышленный комплекс области включает более 1,8 тысяч предприятий, в том числе около 200 крупных и средних, обеспечивает значительный объем поступлений в бюджет области и занятость 1/4 экономически активного населения области.
В структуре промышленного производства преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 56%, пищевых продуктов, включая напитки и табака - 19%, производство машин и оборудования - 6%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2%, прочие производства - 9%.
По объему продукции обрабатывающих производств на душу населения область занимает второе место в Центральном федеральном округе и четвертое место в Российской Федерации.
В особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Липецк" зарегистрировано 27 компаний из России, Японии, Италии, Бельгии, Германии, США с объемом заявленных инвестиций 83,5 млрд. руб. Производственную деятельность осуществляют 10 предприятий.
На территориях особых экономических зон регионального уровня промышленно-производственного типа зарегистрировано 22 участника с инвестиционным потенциалом 50,8 млрд. рублей. Производственную деятельность осуществляют 7 предприятий.
В области продолжено развитие индустриальных парков, где уже функционирует 6 компаний.
Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями всех видов деятельности составляет свыше 10%, в том числе по промышленным организациям - около 12%.
Создание инновационных территориальных кластеров - один из приоритетов промышленной политики, направленной на модернизацию и инновационное развитие экономики области.
В области, фактически, уже создан кластер "белой техники". В состав кластера, наряду с ЗАО "ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ", уже сегодня входят двадцать два предприятия.
В перспективе формирование еще ряда кластеров: автомобилестроения, автокомпонентов и комплектующих, сельскохозяйственного машиностроения, композиционных (композитных) материалов, конструкций и изделий из них, станкостроительного производства, промышленных биотехнологий.
В настоящее время в области зарегистрировано более 12,2 тысяч малых предприятий, 120 средних предприятий и свыше 28 тысяч индивидуальных предпринимателей.
Реализация целевых программ по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства позволила сформировать комплексную и преемственную систему финансовой, имущественной, информационно-консультационной и организационной поддержки субъектов предпринимательства в области.
В результате реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области созданы и функционируют организации инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, ежегодно внедряются новые формы поддержки, осуществляется софинансирование муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Однако в области сохраняется актуальность формирования благоприятной среды как для количественного развития малого и среднего предпринимательства, так и для улучшения его отраслевой структуры.
Малый и средний бизнес продолжает отдавать предпочтение непроизводственным видам деятельности. На потребительском рынке области предприниматели занимают преобладающее место. В общих объемах оборота их доля достигла: в бытовых услугах - 88%, общественном питании - 82%, оптовой торговле - 44%, розничной торговле - 50%.
В отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства есть целый ряд сегментов, которые имеют потенциал для предпринимательской деятельности и высокую социальную значимость, но в настоящее время развиты не в полной мере. В сфере услуг, транспорта, связи, здравоохранения, коммунальных и социальных услуг доля оборота малого и среднего предпринимательства в области значительно ниже по сравнению с рядом субъектов РФ.
В целом, в реальном секторе экономики наблюдается ряд проблем требующих решения, в их числе:
1. Моноотраслевая структура промышленного сектора экономики области, создающая высокие риски в результате зависимости от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.
2. Высокая степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления.
3. Недостаточный уровень качества выпускаемой продукции и конкурентоспособности предприятий.
4. Снижение престижа инженерно-технических и рабочих специальностей.
5. Низкий уровень использования производственных мощностей.
6. Морально устаревшая инженерная инфраструктура.
7. Низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов.
8. Низкий спрос на инновационные товары (работы, услуги), отсутствие достаточной информации в отношении рынков сбыта и конкуренции в данной сфере.
9. Отсутствие специалистов в вопросах управления инновационным развитием производства, коммерциализации технологий, защиты объектов интеллектуальной собственности.
10. Неэффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производственного потенциалов учреждений, занимающихся научными исследованиями.
11. Недостаточно высокий уровень развития механизмов комплексной поддержки начинающих предпринимателей и высокий уровень административных барьеров, в том числе при оформлении земельных участков для начала предпринимательской деятельности.
12. Ограниченная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности.
13. Низкая доступность производственных площадей в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды.
14. Недостаток высококвалифицированного персонала в малом и среднем предпринимательстве, недостаточный информационный охват субъектов предпринимательской деятельности.
15. Недостаточно высокий уровень развития механизмов поддержки на муниципальном уровне.
При решении данных проблем необходимо учитывать возможные риски в сфере реализации Государственной программы.
Социальные риски, в первую очередь, обусловлены возможным дефицитом высококвалифицированных кадров в реальном секторе экономики для осуществления научных исследований, реализации проектов по модернизации и технологическому обновлению основных фондов, внедрению инноваций. К социальным рискам также следует отнести сохранение вредных производств, травматизм, скрытую безработицу, переход более компетентных и информированных работников предприятий в представительства зарубежных компаний.
Финансово-экономические риски связаны с:
- неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных предприятий (низкая прибыльность или убыточность текущего производства);
- высокой финансовой нагрузкой на предприятия (практически все предприятия в настоящее время закредитованы);
- ростом цен на энергоресурсы;
- сокращением финансирования юридическими лицами мероприятий по модернизации и инновационному развитию, направленных на внедрение передовых технологий и методов организации производства;
- возможным снижением уровня инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
- сокращением уровня бюджетного финансирования Государственной программы, а также риски, связанные с сокращением уровня финансирования Государственной программы из внебюджетных источников.
Коммерческие риски. К этому виду рисков относятся риски, связанные с цикличностью спроса на промышленную продукцию, риски невыполнения обязательств при осуществлении коммерческих сделок, выбора стратегических партнеров и поставщиков комплектующих изделий и материалов, маркетинговых ошибок по оценке внутренней рыночной перспективы, а также риски "позднего вывода" нового продукта на рынок.
Инновационные риски. Среди инновационных рисков необходимо учитывать следующее:
- недофинансирование НИОКР, которое сдерживает разработку и внедрение технологий, а также выведение новых продуктов на рынок;
- риски неэффективности передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности для промышленного использования;
- технологические риски проведения НИОКР, обусловленные техническим состоянием исследовательского, испытательного оборудования, а также оборудования опытного производства.
Техногенные и экологические риски. С учетом того, что степень износа основных фондов в промышленности составляет около 43%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде.
Политические риски. Влияние политических рисков может быть очень широким: от последствий изменений в Правительстве РФ до результатов политики, проводимой отдельными Министерствами или ведомствами РФ. Такие изменения могут иметь важные последствия, как для отдельных компаний, так и для целых отраслей реального сектора экономики.
Постановлением Администрации Липецкой области от 5 июня 2017 г. N 277 в подраздел 2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2. Приоритеты государственной политики в сфере модернизации и инновационного развития экономики области, краткое описание целей и задач государственной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации Государственной программы заложены приоритеты, определенные Законами Липецкой области: от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года", от 14 июня 2001 года N 144-ОЗ "О промышленной политике в Липецкой области", от 27 октября 2010 года N 425-ОЗ "Об инновационной деятельности в Липецкой области", от 18 августа 2006 года N 316-ОЗ "Об особых экономических зонах регионального уровня".
Приоритетами государственной политики являются:
1. Создание условий для повышения конкурентоспособности, модернизации и диверсификации промышленности области, в том числе за счет развития потенциала:
- особых экономических зон промышленно-производственного типа, как федерального, так и регионального уровней;
- индустриальных парков области;
- промышленных кластеров.
2. Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.
3. Стимулирование производства и широкого применения композиционных (композитных) материалов, конструкций и изделий из них.
4. Формирование условий для реализации инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта, технологическому и инновационному развитию.
5. Развитие машиностроительной отрасли.
6. Инновационное, научно-техническое развитие промышленности области.
7. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.
8. Создание инновационных, промышленно-производственных территориальных и иных кластерных образований (округов).
9. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения.
Приоритеты направлены на обеспечение достижения показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной политике":
а) создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
б) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП;
в) увеличение производительности труда.
Приоритетными направлениями в сфере малого и среднего предпринимательства являются:
1. Создание условий для повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Методическое, информационное обеспечение сферы малого и среднего предпринимательства, формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства.
4. Сбалансированное развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне.
Целью Государственной программы является создание условий для модернизации существующих производств, стимулирование инновационной и экономической активности бизнеса.
Для достижения цели предусматривается решение следующих задач:
- создание благоприятных условий для модернизации и диверсификации промышленности области;
- создание региональной инновационной системы, формирование условий для инновационного развития экономики области;
- увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в экономику области с одновременным увеличением в структуре производственного и инновационного сектора.
Степень достижения цели и решения задач можно оценить с помощью индикаторов:
- индекс производительности труда в промышленности к предыдущему году, %;
- удельный вес инновационно-активных организаций, в общем числе обследованных, %;
- доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %;
- прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, в сопоставимых ценах, %.
Кроме того, реализация мероприятий Государственной программы обеспечит достижение соответствующих показателей задач Государственной программы.
Показатель 1 задачи 1. Количество созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест в промышленности, ед.;
Показатель 2 задачи 1. Доля производства машиностроительного комплекса в структуре обрабатывающих производств, %;
Показатель задачи 2. Темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами инновационного характера к соответствующему периоду прошлого года, %;
Показатель 1 задачи 3. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта, %;
Показатель 2 задачи 3. Доля обрабатывающей промышленности в обороте субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей), %;
Показатель 3 задачи 3. Прирост высокопроизводительных рабочих мест, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства, %.
Показатель 4 задачи 3. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, в общей численности занятого населения.
Показатель 5 задачи 3. Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории Липецкой области.
Показатель 6 задачи 3. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) в расчете на 1 тыс. человек населения области.
Показатель 7 задачи 3. Количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, при реализации Государственной программы.
Состав целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы определен таким образом, чтобы обеспечить:
- наблюдаемость значений индикаторов (показателей) в течение срока реализации Государственной программы;
- охват всех наиболее значимых результатов реализации Государственной программы;
- минимизацию количества индикаторов (показателей);
- наличие государственного статистического наблюдения и методик расчета значений индикаторов (показателей).
В состав целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы включены индикаторы (показатели), отражающие изменение состояния развития реального сектора экономики по основным характеристикам, подверженным наибольшему негативному воздействию, и индикаторы (показатели), характеризующие воспроизводство и рациональное использование промышленного и инновационного потенциала области.
Перечень индикаторов и показателей задач Государственной программы носит открытый характер и предусматривает возможность корректировки в случаях потери информативности индикатора (показателя), изменения приоритетов государственной политики.
Значения соответствующих целевых индикаторов и показателей задач Государственной программы определяются в соответствии с прогнозом индикаторов и показателей, утвержденных Законом Липецкой области от 25 декабря 2006 года N 10-ОЗ "Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года".
Показатель 8 задачи 3: Оборот в расчете на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в постоянных ценах по отношению к показателю 2014 года, %.
Показатель 9 задачи 3. Коэффициент "рождаемости" субъектов малого и среднего предпринимательства (количество созданных в отчетном периоде малых и средних предприятий на 1 тыс. действующих на дату окончания отчетного периода малых и средних предприятий), ед.
Показатель 10 задачи 3. Количество муниципальных образований в области, на территории которых зафиксирована положительная динамика количества зарегистрированных малых и средних предприятий, ед.
3. Перечень подпрограмм, а также сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами государственной программы
Для достижения поставленной цели и решения задач Государственной программы реализуются четыре подпрограммы:
1. Модернизация и развитие промышленности Липецкой области на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма 1).
2. Повышение конкурентоспособности и производительности труда в машиностроительном комплексе Липецкой области на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма 2).
3. Развитие инновационной деятельности в Липецкой области на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма 3).
4 Развитие малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2014 - 2020 годы (далее - подпрограмма 4).
Каждая из подпрограмм имеет собственную систему целевых ориентиров (индикаторов), согласующихся с целью и задачами Государственной программы и подкрепленных конкретными комплексами мероприятий.
Достижение целевых индикаторов, характеризующих создание благоприятных условий для модернизации и диверсификации промышленности области, связано с реализацией подпрограммы 1 и подпрограммы 2, выполнением хозяйствующими субъектами мероприятий по повышению конкурентоспособности, модернизации, технологическому обновлению основных фондов и созданию новых производств.
Достижение целевых индикаторов, характеризующих создание региональной инновационной системы, стимулирование инновационного развития экономики области, связано с реализацией подпрограммы 3.
Достижение целевых индикаторов, характеризующих прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, связано с реализацией подпрограммы 4.
4. Краткое описание этапов и сроков реализации государственной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации государственной программы
Сроки реализации Государственной программы охватывают период 2014 - 2020 годов, без выделения этапов.
Результатом реализации Государственной программы является ежегодный рост индекса производительности труда и удельного веса инновационно-активных организаций в реальном секторе экономики области, прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями.
Эффективность реализации Государственной программы оценивается по целевым индикаторам и показателям задач, характеризующим изменение состояния реального сектора экономики области.
Сведения об индикаторах цели и показателях задач Государственной программы с формированием плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении 1 к Государственной программе.
Постановлением Администрации Липецкой области от 5 июня 2017 г. N 277 в подраздел 5 раздела II настоящего приложения внесены изменения
5. Краткое описание ресурсного обеспечения за счет бюджетных ассигнований по годам реализации государственной программы
Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета в пределах лимитов финансирования, доведенных до ответственного исполнителя и соисполнителя Государственной программы.
Всего расходов областного бюджета на реализацию Государственной программы - 1381919,0 тыс. руб., из них:
2014 год - 156345,7 тыс. руб.;
2015 год - 267921,2 тыс. руб.;
2016 год - 256229,3 тыс. руб.;
2017 год - 226449,5 тыс. руб.;
2018 год - 169203,0 тыс. руб.;
2019 год - 169203,0 тыс. руб.;
2020 год - 136567,3 тыс. руб.
Сведения о ресурсном обеспечении реализации Государственной программы отражены в приложении 1.
Прогнозная оценка расходов федерального бюджета составляет - 994815,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 162132,4 тыс. руб.;
2015 год - 185680,1 тыс. руб.;
2016 год - 158216,9 тыс. руб.;
2017 год - 40381,0 тыс. руб.;
2018 год - 215787,4 тыс. руб.;
2019 год - 215787,4 тыс. руб.;
2020 год - 16830,0 тыс. руб.
Объем средств внебюджетных источников прогнозно составит - 145562320,0 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 12360320,0 тыс. руб.;
2015 год - 14510000,0 тыс. руб.;
2016 год - 15299000,0 тыс. руб.;
2017 год - 18026000,0 тыс. руб.;
2018 год - 22449000,0 тыс. руб.;
2019 год - 27252000,0 тыс. руб.;
2020 год - 35666000,0 тыс. руб.
Абзац двадцать седьмой утратил силу
Прогнозная оценка расходов местного бюджета составляет 71870,2 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 16940,8 тыс. руб.;
2015 год - 7208,6 тыс. руб.;
2016 год - 5357,0 тыс. руб.;
2017 год - 4507,0 тыс. руб.;
2018 год - 17332,9 тыс. руб.;
2019 год - 17332,9 тыс. руб.;
2020 год - 3191,0 тыс. руб.
Прогнозная оценка расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию государственной программ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.