Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текстовая часть
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере развития управления муниципальными финансами и муниципальным долгом города Ельца
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости городского бюджета является важнейшей предпосылкой для сохранения экономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.
В рамках реализованной бюджетной реформы в городе выстроена современная система управления муниципальными финансами:
- создана необходимая нормативная правовая база;
- расширен горизонт финансового планирования;
- при формировании городского бюджета применяется программно-целевой метод;
- бюджетные ассигнования планируются на основании перечня муниципальных услуг (работ), по которым должен производиться учет потребности в их предоставлении (выполнении);
- казначейская система исполнения городского бюджета обеспечивает эффективный учет и исполнение действующих обязательств, управление единым счетом городского бюджета, формирование достоверной и прозрачной бюджетной отчетности.
В целях повышения эффективности расходов городского бюджета, направляемых на содержание сети бюджетных учреждений, в 2011 - 2012 годах было проведено реформирование системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" была проведена работа по изменению правового статуса муниципальных учреждений. В результате создано 9 автономных, 3 казенных, 78 бюджетных учреждений.
В результате проводимой бюджетной реформы обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, долгосрочная сбалансированность и устойчивость городского бюджета, обоснованность планирования бюджетных расходов.
В городе введена формализованная методика прогнозирования доходов городского бюджета по основным видам налогов.
Систематически ведется работа по координации действий администрации города с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов.
Основными доходными источниками бюджета города - более 75 процентов - являются налог на доходы физических лиц и земельный налог.
Администрация города проводит курс на оптимизацию налоговых льгот. В 2012 году были отменены льготы по земельному налогу бюджетным учреждениям и органам местного самоуправления на сумму более 30,0 млн. руб.
В целях выполнения бюджетных обязательств финансовый комитет постоянно анализирует исполнение бюджета и обеспечивает ликвидность счета городского бюджета, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
Несмотря на принимаемые меры по укреплению доходной базы, бюджет города на 2013 год сформирован с дефицитом в объеме 79,9 млн. руб., или 16,1% от собственных доходов.
В настоящее время в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- отсутствие оценки экономических последствий принимаемых решений и, соответственно, отсутствие ответственности;
- ограниченность применения практики оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
- недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
На успешную реализацию программных мероприятий могут оказать влияние следующие риски:
- нарушение бюджетного законодательства в сфере организации бюджетного процесса;
- несоблюдение порядка и сроков подготовки проекта решения Совета депутатов городского округа город Елец о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- несвоевременное и неполное исполнение городского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- нарушение требований бюджетного законодательства в части вопросов исполнения городского бюджета;
- неисполнение расходных обязательств города;
- невозможность обеспечения надежного, качественного и своевременного кассового обслуживания исполнения городского бюджета.
К мерам минимизации влияния рисков можно отнести:
- мероприятия по минимизации нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации в сфере организации бюджетного процесса;
- контроль за порядком и сроками подготовки проекта решения Совета депутатов городского округа город Елец о городском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
- обеспечение своевременного и полного исполнения городского бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации;
- мероприятия по обеспечению прозрачности бюджетных данных для заинтересованных пользователей;
- исполнение расходных обязательств города;
- надежное, качественное и своевременное кассовое обслуживание исполнения городского бюджета.
Анализ рисков и управление рисками осуществляет финансовый комитет. К мерам управления рисками, которые могут оказать влияние на достижение запланированных целей, относятся:
- детальное планирование хода реализации Подпрограммы 2;
- оперативный мониторинг выполнения мероприятий Подпрограммы 2;
- своевременная актуализация ежегодных планов реализации Подпрограммы 2, в том числе корректировка состава и сроков исполнения мероприятий с сохранением ожидаемых результатов мероприятий Подпрограммы 2;
- проведение в течение всего срока выполнения Подпрограммы 2 мониторинга и прогнозирования текущих тенденций в сфере реализации Подпрограммы 2 и при необходимости актуализация плана реализации Подпрограммы 2.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы 2, цели, задачи, описание основных целевых индикаторов, показателей задач Подпрограммы 2
Приоритетами муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы 2 являются:
- проведение взвешенной и ответственной бюджетной политики, бюджетных правил и процедур, обеспечивающих прозрачность, подотчетность, эффективность и результативность бюджетных расходов;
- повышение качества управления бюджетным процессом, разработка новых подходов к организации и осуществлению бюджетного процесса;
- повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов;
- организация бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- обеспечение сбалансированности городского бюджета с целью безусловного выполнения обязательств перед гражданами, выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, оплаты первоочередных расходов;
- создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
В рамках Подпрограммы 2 будут решены четыре задачи:
1) своевременная и качественная организация бюджетного процесса;
2) повышение эффективности бюджетных расходов.
3) совершенствование организации исполнения городского бюджета, обеспечение автоматизации и интеграции процессов составления и исполнения бюджета города, ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности;
4) повышение эффективности управления муниципальным долгом города.
На первом этапе выполнения показателем решения задачи 1 является исполнение городского бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к утвержденному плану. Он характеризует ход выполнения плана по доходам городского бюджета и является количественной оценкой степени решения задачи по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета, что позволяет добиться устойчивости бюджета города.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - общий годовой объем доходов городского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений);
- плановый объем доходов городского бюджета (без учета объемов безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году.
Показателями решения задачи 2 являются:
1. Средний индекс качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета. Он включает анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств, и охватывает все элементы бюджетного процесса.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - количество главных распорядителей средств городского бюджета, охваченных мониторингом качества финансового менеджмента;
- итоговая оценка качества финансового менеджмента по i-му главному распорядителю средств городского бюджета за отчетный год.
2. Соотношение объема проверенных средств городского бюджета и общей суммы расходов городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - объем проверенных средств городского бюджета за отчетный год;
- общая сумма расходов городского бюджета за отчетный год.
Показателями решения задачи 3 являются:
1. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к объему расходов городского бюджета, что характеризует своевременность и полноту финансирования расходных обязательств городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - объем просроченной кредиторской задолженности по расходам городского бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
- объем расходов городского бюджета за отчетный финансовый год.
2. Соблюдение установленных законодательством сроков формирования и представления отчетности об исполнении городского бюджета характеризует своевременность и полноту формирования и представления отчетности об исполнении городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - количество сформированных и представленных в установленные законодательством сроки отчетов в составе отчетности об исполнении городского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, шт.;
- установленное законодательством Российской Федерации количество отчетов в составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, шт.
3. Доля органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, подключенных к юридически значимому электронному документообороту.
Источниками информации являются договоры об электронном документообороте. Методом сбора информации является единовременное обследование на отчетную дату.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - количество органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, подключенных к юридически значимому электронному документообороту;
- общее количество органов местного самоуправления и муниципальных учреждений.
Показателем решения задачи 4 является:
1. Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам, характеризует своевременность и полноту финансирования расходных обязательств городского бюджета по обслуживанию муниципального долга и погашению долговых обязательств.
Указанный показатель измеряется в рублях и ежегодно не должен превышать нулевого значения. Информация о степени достижения данного показателя анализируется на основании данных бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
Реализация Подпрограммы 2 позволит достичь оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств городского бюджета источникам их финансового обеспечения.
Основными результатами реализации Подпрограммы 2 будут являться:
- формирование городского бюджета в рамках прогноза параметров бюджета города, что обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетной политики;
- повышение обоснованности и прозрачности бюджетных расходов в результате качественной организации исполнения городского бюджета, полное и своевременное исполнение расходных обязательств;
- снижение финансовых нарушений в сфере бюджетных правоотношений, соблюдение финансовой дисциплины;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета;
- отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам города.
При выполнении второго этапа, показателями решения задач являются:
- Задача 1.
1. Исполнение городского бюджета по доходам без учета безвозмездных поступлений к утвержденному плану. Он характеризует ход выполнения плана по доходам городского бюджета и является количественной оценкой степени решения задачи по обеспечению долгосрочной сбалансированности бюджета, что позволяет добиться устойчивости городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - общий годовой объем доходов городского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений);
- плановый объем доходов городского бюджета (без учета объемов безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году.
2. Соблюдение установленных законодательством сроков формирования и представления отчетности об исполнении городского бюджета характеризует своевременность и полноту формирования и представления отчетности об исполнении городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - количество сформированных и представленных в установленные законодательством сроки отчетов в составе отчетности об исполнении городского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, шт.;
- установленное законодательством Российской Федерации количество отчетов в составе отчетности об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, шт.
3. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности к объему расходов городского бюджета, что характеризует своевременность и полноту финансирования расходных обязательств городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - объем просроченной кредиторской задолженности по расходам городского бюджета по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
- объем расходов городского бюджета за отчетный финансовый год.
4. Соотношение объема проверенных средств городского бюджета и общей суммы расходов городского бюджета.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - объем проверенных средств городского бюджета за отчетный год;
- общая сумма расходов городского бюджета за отчетный год.
- Задача 2.
- средний индекс качества финансового менеджмента главных распорядителей средств городского бюджета. Он включает анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств, и охватывает все элементы бюджетного процесса.
Данный показатель рассчитывается по формуле:
,
где: - количество главных распорядителей средств городского бюджета, охваченных мониторингом качества финансового менеджмента;
- итоговая оценка качества финансового менеджмента по i-му главному распорядителю средств городского бюджета за отчетный год.
Задача 3 (утратила силу 01.01.2016 г.):
- Задача 4:
1. Объем просроченной задолженности по долговым обязательствам, характеризует своевременность и полноту финансирования расходных обязательств городского бюджета по обслуживанию муниципального долга и погашению долговых обязательств.
Указанный показатель измеряется в рублях и ежегодно не должен превышать нулевого значения. Информация о степени достижения данного показателя анализируется на основании данных бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета.
Реализация Подпрограммы 2 позволит достичь оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств городского бюджета источникам их финансового обеспечения.
Основными результатами реализации Подпрограммы 2 будут являться:
- формирование городского бюджета в рамках прогноза параметров бюджета города, что обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетной политики;
- повышение обоснованности и прозрачности бюджетных расходов в результате качественной организации исполнения городского бюджета, полное и своевременное исполнение расходных обязательств;
- снижение финансовых нарушений в сфере бюджетных правоотношений, соблюдение финансовой дисциплины;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости городского бюджета;
- отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы 2
Реализация мероприятий Подпрограммы 2 охватывает период 2014 - 2020 годов с выделением этапов. Первый этап с 2014 - 2015 г., второй этап с 2016 - 2020 г.
Постановлением Администрации городского округа г. Елец Липецкой области от 23 марта 2017 г. N 499 наименование раздела 4 текстовой части настоящего приложения изложено в новой редакции
4. Основные мероприятия Подпрограммы 2 с указанием основных механизмов их реализации
Основные мероприятия Подпрограммы 2 в совокупности представляют комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение задач, обеспечивающих устойчивость городского бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств.
На первом этапе в рамках Подпрограммы 2 предусмотрена реализация 7 основных мероприятий.
Решение задачи 1 "Своевременная и качественная организация бюджетного процесса" обеспечивается реализацией основного мероприятия:
1) разработка проекта городского бюджета в установленные сроки.
Указанное мероприятие реализуется путем своевременного и качественного формирования проекта городского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также документов и материалов, вносимых одновременно с проектом бюджета в Совет депутатов городского округа город Елец, включая мероприятие по обеспечению реализации Подпрограммы 2.
Решение задачи 2 "Повышение эффективности бюд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.