Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к муниципальной программе
"Развитие образования города
Липецка на 2017 - 2022 годы"
Подпрограмма 2 "Повышение доступности и качества услуг в системе дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Липецка на 2017 - 2022 годы"
5 апреля, 3 июля, 3 августа, 8, 29 декабря 2017 г.
Раздел 1 изменен. - Постановление Администрации г. Липецка от 29 декабря 2017 г. N 2618
1. Паспорт подпрограммы 2 "Повышение доступности и качества услуг в системе дополнительного образования"
2. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы 2
Подпрограмма 2 реализуется в системе дополнительного образования детей города Липецка.
Нормы Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не содержат гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования, однако закрепляют полномочия по организации его предоставления за региональными и муниципальными органами власти. Это дает возможность оказывать государственную поддержку системе.
В городе Липецке получение дополнительного образования обеспечивается 41 муниципальным учреждением различной ведомственной подчиненности, в том числе в ведомстве:
- департамента образования (13 УДО): 6 многопрофильных домов и центров творчества; 2 центра технического творчества; 3 детско-юношеских центра; 1 экологический центр; 1 учреждение дополнительного образования для одаренных и высокомотивированных на учебную деятельность детей;
- департамента по физической культуре и спорту (14): 13 детско-юношеских спортивных школ (из них 5 олимпийского резерва), 1 детско-юношеский центр;
- департамента культуры (14): 2 детские художественные школы, 4 детские музыкальные школы, 8 детских школ искусств.
Структура занятости детей в системе дополнительного образования может быть представлена следующим образом: в учреждениях, подведомственных департаменту образования (школьных кружках и спортивных секциях, УДО), - 46,2%, департаменту по физической культуре и спорту - 15,1%, департаменту культуры - 15,0%.
Реализуемые в муниципальных учреждениях дополнительные общеобразовательные программы создают условия для личностного развития детей и подростков, их позитивной социализации и профессионального самоопределения, а также для удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством.
Реализация дополнительных общеобразовательных программ обеспечивается кадрами соответствующей подготовки, численность которых в учреждениях системы образования составляет 503 чел. (из них - 280 педагогических); культуры - 762 чел. (452 педагогических); физической культуры и спорта - 254 чел. (88 педагогических).
Услугами системы дополнительного образования пользуются разные категории детей и подростков. Основная часть из них - те, кто проявляет особые способности, стремится реализовать себя в разных областях жизнедеятельности. При этом осуществляется поддержка образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания (из группы социального риска, с ОВЗ, из семей с низким социально-экономическим статусом).
О результативности деятельности системы дополнительного образования свидетельствуют победы липецких школьников в областных, всероссийских, международных конкурсах и соревнованиях (в 2015 - 2016 уч. году - свыше 3000 призовых мест, из них 2367 (88%) - в УДО). Более 2000 учащихся спортивных школ, около 3500 учащихся музыкальных и художественных школ города принимают участие в конкурсах и соревнованиях различного уровня, каждый десятый становится их победителем или призером. Почти 40% учащихся УДО, подведомственных департаменту по физической культуре и спорту, имеют спортивные разряды и звания.
Предыдущая муниципальная программа регламентировала комплекс мер по увеличению количества детей, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы. Он был успешно реализован и обеспечил к маю 2016 года более чем 46-процентный (46,2%) охват обучающихся данными услугами в школах и УДО, учредитель которых департамент образования (2014 - 43,8%, 2013 - 42,0%, 2012 - 40,7%). Муниципальный мониторинг системы дополнительного образования, проводимый департаментом образования, фиксирует и ежегодный рост числа посещающих УДО: 2016 год - 19487 чел., 2015 - 19050, 2014 - 19001, 2013 - 18814, 2012 - 17161.
Положительная динамика в охвате обучающихся дополнительным образованием фиксируется также в УДО, учредителями которых являются департамент по физической культуре и спорту, департамент культуры.
Однако ежегодный рост численности населения в возрастной группе 5 - 18 лет не позволяет обеспечить такую же положительную динамику в состоянии показателя "доля детей, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы в УДО": здесь число новых творческих объединений, обеспечивающих новые "места" в системе, оказывается меньшим, чем естественный прирост в возрастной группе. Так, уже в 2015 году доля посещающих УДО, подведомственные департаменту образования, составила 39,8%, и это предельный показатель. Без введения в строй новых объектов в системе дополнительного образования его рост невозможен. Выходом из проблемной ситуации (несоответствие пропускной способности УДО возрастающим потребностям населения) может стать также развитие условий для предоставления услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ в школах города, особенно когда в связи с поэтапным переходом в односменный режим функционирования в них появится необходимое для этого "пространство".
При разработке подпрограммы 2 был учтен и ряд других проблем дополнительного образования.
Так, в предыдущие годы проводилась работа по расширению спектра реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, необходимость которого обусловлена тенденциями меняющегося мира: развитием профессий, рынков труда, информационной среды и технологий. Тем не менее, при увеличении числа творческих объединений и направлений их деятельности пока не удается обеспечить системность этой работы. По-прежнему недостаточным (т.е. не соответствующим запросу населения) остается перечень предлагаемых творческих объединений естественнонаучной и технической направленности.
Локальным и потому требующим расширения и развития является имеющийся в системе опыт вовлечения ведущих предприятий города и области в деятельность учреждений системы дополнительного образования, что ведет к ее отрыву от запросов производственной сферы города и сферы потребления.
Отстает от современных требований инфраструктура дополнительного образования детей, созданная, как правило, в советский и начальный постсоветский период отечественного образования. В системе ощущается дефицит современного оборудования и инвентаря, учебных пособий, компьютерной техники. Состояние ресурсной базы учреждений не позволяет в полной мере применять новые образовательные формы (сетевое, электронное обучение и др.) и технологии (инженерные, визуальные, сетевые, компьютерно-мультипликационные, др.).
Приостановило отток наиболее квалифицированных кадров из системы, однако не привело к массовому привлечению талантливых молодых специалистов поэтапное повышение уровня заработной платы педагогических работников УДО (в учреждениях, подведомственных департаменту образования, к началу 2016 года до 19735 руб. (план - 19710 руб.)).
Таким образом, перспективы повышения доступности и качества услуг в системе дополнительного образования связаны с укреплением и развитием основных ее ресурсов: материально-технических и кадровых.
Направленность подпрограммы 2 на совершенствование ресурсного обеспечения системы дополнительного образования позволит решить стоящие перед отраслью новые задачи и устранить (минимизировать) имеющиеся проблемы.
3. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации подпрограммы 2, задачи и ожидаемые конечные результаты
Муниципальная политика в сфере дополнительного образования, определенная Стратегией социально-экономического развития города Липецка до 2035 года, утвержденной решением Липецкого городского Совета депутатов от 02.08.2016 N 204, Программой социально-экономического развития города Липецка на 2015 - 2019 годы, утвержденной решением Липецкого городского совета депутатов от 04.12.2014 N 968, и Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в городе Липецке, на 2014 - 2018 годы", утвержденным постановлением администрации города Липецка от 23.12.2014 N 2920, сформирована с учетом государственной политики, направленной на "повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения".
Кроме того, мероприятия подпрограммы 2 (включая ведомственные целевые программы) ориентированы на понимание дополнительного образования "как открытого вариативного образования", обеспечивающего "право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение" (Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р).
Значение подпрограммы 2 в муниципальной программе определяет тот факт, что в современном обществе на передний план все больше выдвигаются ценности самовыражения и личностного роста. В связи с этим актуальным является "переход от обеспечения доступности и обязательности общего, "массового", образования к проектированию пространства "персонального" образования для самореализации личности, в котором важную роль призвано сыграть дополнительное образование.
Значит, начатые в ходе реализации предыдущей муниципальной программы процессы интеграции общего и дополнительного образования для достижения новых образовательных результатов (метапредметных и личностных), определенных ФГОС, должны найти свое продолжение и развитие.
В связи с этим задачей подпрограммы 2 является:
- обеспечение условий для интеллектуального, творческого и физического развития детей и подростков.
Ожидаемыми конечными результатами реализации подпрограммы 2 следует считать:
- удовлетворение потребности населения города в услугах по предоставлению дополнительного образования, расширение пространства самореализации личности;
- обеспечение занятости детей и подростков города Липецка организованным досугом и социально-значимой деятельностью.
4. Сроки реализации подпрограммы 2
Сроком реализации подпрограммы 2 является период с 2017 года по 2022 год.
5. Основные мероприятия и ведомственные целевые программы
1. Развитие дополнительного образования.
2. Ведомственная целевая программа "Ресурсное обеспечение программ дополнительного образования в сфере интеллектуального и творческого развития детей города Липецка на 2017 - 2022 годы".
3. Ведомственная целевая программа "Ресурсное обеспечение программ дополнительного образования в сфере культуры и искусства города Липецка на 2017 - 2022 годы".
4. Ведомственная целевая программа "Ресурсное обеспечение программ дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта города Липецка на 2017 - 2022 годы".
Раздел 6 изменен. - Постановление Администрации г. Липецка от 29 декабря 2017 г. N 2618
6. Ресурсное обеспечение подпрограммы 2
Объем финансового обеспечения подпрограммы 2 из бюджета города составляет 4005067,743 тыс. руб., из них:
2017 год - 741257,743 тыс. руб.
2018 год - 651314,0 тыс. руб.
2019 год - 653124,0 тыс. руб.
2020 год - 653124,0 тыс. руб.
2021 год - 653124,0 тыс. руб.
2022 год - 653124,0 тыс. руб.
|
Е.Н. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.