Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Тетюева С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мезенцева Павла Валерьевича на решение Свердловского областного суда от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года по административному делу N 3а-8/2023 по административному исковому заявлению Мезенцева Павла Валерьевича об оспаривании в части Генерального плана Березовского городского округа Свердловской области, утверждённого решением Думы Березовского городского округа от 27 декабря 2012 года N 20 (в редакции решения Думы Березовского городского округа от 28 декабря 2021 г. N 23).
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трошкиной А.В, полагавшей кассационную жалобу необоснованной, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Думы Березовского городского округа от 27 декабря 2012 года N 20 утвержден Генеральный план Березовского городского округа Свердловской области (далее - Генеральный план).
Пунктом 1 решения Думы Березовского городского округа от 28 декабря 2021 года N 23 внесены изменения в Генеральный план, которым текстовые и графические материалы, указанные в составе проекта, изложены в новой редакции. Пунктом 2 указанного нормативного правового акта решено считать недействующими решения генерального плана в части несогласованных вопросов до момента их согласования.
Мезенцев П.В. обратился в Свердловский областной суд с административным иском о признании недействующим решения Думы Березовского городского округа от 27 декабря 2012 года N 20 в редакции решения от 28 декабря 2021 года N 23:
- в части слов "Протяженность поселковых дорог составит 4, 0 км, из них 2, 63 км - новое строительство", подраздела 5.7 (5.7.2) "Развитие транспортной инфраструктуры" ("Улично-дорожная сеть"), раздела 5 "Обоснование выбранного варианта размещения объектов", книги 2.2. "Материалы по обоснованию Генерального плана", тома 2. "Генеральный план Березовского городского округа Свердловской области";
- графического материала "Фрагменты карты планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области автомобильных дорог в границах населенных пунктов БГО" (Генеральный план Березовского городского округа Свердловской области, п. Сарапулка, п. Становая, стадия - ГП, лист - 3.1.1.4, листов - 1) в части отображения планируемой поселковой дороги, расположенной в западной части поселка Становая, проходящей вдоль земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", от улицы Кирова поселка Становая до улицы Березовской поселка Становая;
- графического материала "Фрагменты карты планируемого размещения объектов местного значения, относящихся к области водоснабжения и водоотведения в границах населенных пунктов БГО" (Генеральный план Березовского городского округа Свердловской области, п. Сарапулка, п. Становая, стадия - ГП, лист - 3.4.4, листов - 1) в части отображения водовода (d 110), расположенного в западной части поселка Становая, проходящего прямо по земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты", от артезианской скважины N 3р Становлянского водозабора до стационарного здания ООО "Завод" Становлянский", расположенного по адресу: г. "данные изъяты"
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался на то, что по земельному участку, расположенному в непосредственной близости от принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" планируется строительство поселковой дороги местного значения. Земельный участок, на котором планируется строительство, имеет ограничения в использовании, связанные с размещением на нем газопровода распределительного высокого давления, принадлежащего на праве собственности АО "Регион-инвест". Строительство поселковой дороги на данном земельном участке, по мнению административного истца, влечет риск разрушения газопровода и повреждения принадлежащего ему имущества. Кроме того, отображение в границах принадлежащего ему земельного участка несуществующего водопровода может повлечь препятствия в пользовании земельным участком.
Решением Свердловского областного суда от 27 января 2023 года административный иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года решение суда отменено, производство по делу прекращено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей от 11 октября 2023 г. юрисдикции указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По результатам нового рассмотрения дела в апелляционном порядке, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 29 декабря 2023 г.) Мезенцев П.В. просит состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, препятствием к рассмотрению жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений не допущено.
Административный истец с 20 декабря 2016 года является собственником земельного участка общей площадью 1 909 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: индивидуальный жилой дом с земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно сведениям Единого государственного реестра земельный участок поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2016 года (после утверждения Генерального плана Березовского городского округа решением Думы Березовского городского округа от 27 декабря 2012 года).
В соответствии с Уставом Березовского городского округа, утвержденного решением Березовской городской Думы от 27 июня 2015 г. N 115 в состав территории городского округа входит город Березовский, а также территории ряда сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе и поселок Становая.
Будучи собственником указанного участка, административной истец оспаривает градостроительные решения, связанные с планируемым размещением поселковой автодороги вблизи данного участка и близлежащего подземного распределительного газопровода высокого давления, также выражает несогласие с отображением подземного водовода в пределах границ этого участка, утверждая, что фактически по этой территории он не проходит.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).
К документам территориального планирования относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 23 указанного кодекса генеральные планы включают в себя положение о территориальном планировании, карту планируемого размещения объектов местного значения.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно ч. 5 ст. 23 ГрК РФ на указанных в пп. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются в том числе планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения.
Частью 6 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
В соответствии с пунктом 3 части статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
Отображение в Генеральном плане водовода, частично проходящего по земельному участку административного истца, выполнено в соответствии с документами территориального планирования, утвержденными в декабре 2012 года при принятии исходного Генерального плана. Водовод нанесен без координат.
Предусмотренная в Генеральном плане поселковая дорога протяженностью 4, 0 км из которых 2, 63 км - новое строительство в западной части пос. Становая частично проходящая вблизи земельного участка административного истца, предназначена для повышения пропускной способности улиц и дорог с учетом уровня развития населенного пункта, обеспечение удобных и надежных транспортных связей всех территорий поселка с центром, вынос транзитного движения транспорта из жилых территорий. Обоснование размещения поселковой дороги приведено в томе 2 "Генеральный план Березовского городского округа", Книга 2.2 "Материалы по обоснованию генерального плана" в разделе 5.7 Развитие транспортной инфраструктуры, в подразделе 5.7.2. Улично-дорожная сеть пос. Становая. Размещение планируемой дороги вблизи газопровода высокого давления города Березовского согласовано с эксплуатационной организацией АО "Регионгаз-инвест" и местной газораспределительной организацией АО "Газпром газораспределение Екатеринбург".
Планируемая поселковая дорога и ее местоположение соответствуют назначению и положениям СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений и впоследствии утвержденному СП 42.13330 (Приказ Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034/пр (в редакции от 10 февраля 2017 года)).
Охранная зона газопровода высокого давления города Березовский - пос. Сарапулка Березовского района внесена в ЕГРН с реестровым номером 66:35-6.101 (учтенным номером 66.35.2.133) как зона с особыми условиями использования территории (далее - ЗОУИТ) и составляет 2 км от оси газопровода.
По сведениям публичной кадастровой карты для ЗОУИТ с реестровым номером 66:35-6.101 установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. В охранных зонах подземного газопровода запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушить нормальную эксплуатацию газопровода, либо привести к его повреждению в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878.
Факт согласования с эксплуатационными организациями газораспределительных сетей размещения в границах охранной зоны газопровода планируемой поселковой дороги подтвержден.
Утверждение административного истца о невозможности, либо возможной опасностью эксплуатации земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования были мотивированно отклонены, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ для установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка проектов планировки территории.
Из анализа приведенных выше положений следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Следовательно, Генеральный план не определяет конкретную ее конфигурацию, а устанавливает лишь зону, в пределах которой возможно разместить в будущем данный объект на основании разрешения на строительство (статья 51 ГрК РФ) в соответствии с проектной документацией (статья 49 ГрК РФ), которая проходит экспертизу на соответствие в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим и иным обязательным требованиям.
Отображение на картографическом материале трассировки существующего подземного водовода не свидетельствует о нарушениях градостроительного законодательства при принятии Генерального плана, прав административного истца не нарушает, поскольку не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 ГрК РФ.
Зоны с особыми условиями использования территории на картах Генерального плана как документа территориального планирования, применительно к указанному линейному объекту не отображены.
С учетом изложенного, Генеральный план в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права административного истца как правообладателя земельного участка.
С учетом изложенного, установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, Судебная коллегия приходит к выводу, что суды всесторонне, полно и объективно исследовали представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказали в удовлетворении требований административного истца.
Доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судами при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в обжалуемых актах.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Свердловского областного суда от 27 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мезенцева Павла Валерьевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационных жалоб кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 04 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.