Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М.
с участием прокурора Павловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-455/2023 по иску прокурора г.Губахи Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа "город Губаха" "Тепловые сети "Углеуральский" о признании незаконными действий по определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям коммунальной услуги, по кассационной жалобе Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Малоедовой Н.В, объяснения представителя МБУ "ТС "Углеуральский" Патракеевой Ю.В, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, возражения прокурора Павлвой О.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор г.Губахи, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ городского округа "город Губаха" "Тепловые сети "Углеуральский", в котором просит признать незаконными действия МБУ "ТС "Углеуральский" по определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям коммунальных услуг, проживающим в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах по адресам: "данные изъяты", за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года без учета предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного для Губахинского городского округа Указами Губернатора Пермского края от 14.12.2021 N 175, от 22.11.2022 N 109. Обязать МБУ "ТС "Углеуральский" произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению за период с октября 2022 года по декабрь 2022 года потребителям коммунальной услуги по отоплению, проживающим в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах по указанным выше адресам с учетом недопустимости превышения предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного для Губахинского городского округа Указами Губернатора Пермского края от 14.12.2021 N 175, от 22.11.2022 N 109.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г.Губахи по обращениям жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. 2-ая Коммунистическая, д.103, ул. Чайковского, д.10 г. Губаха проведена проверка исполнения МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлены нарушения закона при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению жителям двухэтажных многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Решением Губахинского городского суда Пермского края от 16 июня 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 октября 2023 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В своих возражениях прокурор относительно доводов кассационной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что отсутствуют установленные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения судебных актов.
Судом установлено, что основным видом деятельности МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными (код деятельности 35.30.14), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.03.2023.
29.11.2022, 13.12.2022 в прокуратуру г.Губахи поступили обращения жителей многоквартирных домов, расположенных "данные изъяты" Плюснина А.А, Рисковой О.Н. о значительном увеличении платы за отопление.
Исполнителем коммунальной услуги по отоплению для указанных многоквартирных домов является ресурсоснабжающая организация МБУ "Тепловые сети "Углеуральский".
На основании их обращений прокуратурой г.Губахи проведена проверка исполнения МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлены нарушения закона при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению жителям двухэтажных многоквартирных домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
Дом N "данные изъяты", в котором проживает заявитель Плюснин А.А, многоквартирный, 2 этажный, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. C октября 2022 г..начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в 2-этажных многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, производится по нормативам потребления коммунальной услуги без предоставления субсидии исполнителям коммунальных услуг. Для указанного многоквартирного дома норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составляет - 0, 0435 Гкал на 1 кв.м. Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального бюджетного учреждения "Тепловые сети "Углеуральский" установлен постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 09.10.2020 г..N 241-т и на период с 01.07.2021 г..по 30.06.2022 г..составляет 1894, 32 руб, с 01.07.2022г. по 30.11.2022 г..- 1981, 27 руб. Таким образом, плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по жилому помещению общей площадью 16, 7 кв.м. (квартира N 1-22) за декабрь 2021 г, определенная исходя из норматива потребления коммунальной услуги, составляет: 1370, 12 руб. Согласно платежным документам за декабрь 2021 г..плата за отопление предъявлена МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" в размере 1370, 12 руб. При этом за указанный период плата за отопление уменьшена на размер субсидии, предоставленной исполнителю коммунальной услуги - 305, 77 руб. С октября 2022 г..размер платы за отопление, определенный исходя из норматива потребления коммунальной услуги, составит: 1433, 01 руб. В платежном документе за октябрь 2022 г..плата за отопление предъявлена МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" в размере 1433, 01 руб, субсидия исполнителю коммунальной услуги не предоставляется.
Таким образом, начисление платы за отопление в указанном многоквартирном доме за декабрь 2021 г..и октябрь, ноябрь 2022 г..МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" произведено по нормативу потребления коммунальной услуги в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354.
Дом N "данные изъяты", в котором проживает заявитель Рискова А.А. многоквартирный, 2 этажный, не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. C октября 2022 г. начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в 2-этажных многоквартирных (жилых) домах, расположенных в 13 климатическом районе, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, производится по нормативам потребления коммунальной услуги без предоставления субсидии исполнителям коммунальных услуг.
Для многоквартирных домов со стенами из дерева, смешанных и других материалов норматив потребления коммунальной услуги по отоплению составляет - 0, 0444 Гкал на 1 кв.м. Тариф на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям муниципального бюджетного учреждения "Тепловые сети "Углеуральский" установлен постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 09.10.2020 г. N 241-т и на период с 01.07.2021 г. по 30.06.2022 г. составляет 1894, 32 руб, с 01.07.2022 г. по 30.11.2022 г. - 1981, 27 руб. Таким образом, плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме по жилому помещению общей площадью 52, 1 кв.м. (квартира N 8) за декабрь 2021 г. составляет: 0, 0444 Гкал х 52, 1 кв.м. х 1894, 32 руб. = 4382, 01 руб.
Согласно платежным документам за декабрь 2021 г. плата за отопление предъявлена МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" в размере 4382, 01 руб. При этом за указанный период плата за отопление уменьшена на размер субсидии; предоставленной исполнителю коммунальной услуги - 2050, 08 руб. С октября 2022 г. размер платы за отопление составит: 0, 0444 Гкал х 52, 1 кв.м. х 1981, 27 руб. = 4583, 15 руб.
В платежном документе за октябрь 2022 г. плата за отопление предъявлена МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" в размере 4583, 15 руб, субсидия исполнителю коммунальной услуги не предоставляется. Таким образом, начисление платы за отопление в указанном многоквартирном доме за декабрь 2021 г. и октябрь 2022 г. МБУ "Тепловые сети "Углеуральский" произведено по нормативу потребления коммунальной услуги в соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354.
Указанные обстоятельства подтверждаются информационными справками, выполненными консультантом отдела надзора за начислением платы за жилищные и коммунальные услуги N 2 Нечаевой И.А, квитанциями об оплате услуги "отопление" жителей многоквартирных домов.
В целях устранения выявленных нарушений 09.01.2023 прокуратурой в адрес МБУ "ТС Углеуральский" внесено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа теплоснабжающей организации на указанное представление следует, что при расчете стоимости коммунальной услуги "отопление" Учреждением использовались установленные уполномоченными органами тарифы и нормативы. Таким образом, Учреждение полагает, что расчет платы за коммунальную услугу произведен правомерно.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 1, 12, 153, 154, 157.1 Жилищного кодекса РФ, положениями Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 27.11.2019 N СЭД-24-02-46-133, Постановления Правительства РФ от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" утверждены "Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", пунктом 5 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации Указом Губернатора Пермского края от 14.12.2021 N 175 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Пермского края на период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2023 года", пунктом 3 Указа Губернатора Пермского края от 14.12.2021 N 175, принимая во внимание, что индекс повышения размера платы за коммунальные услуги, начисленной жителям квартиры N "данные изъяты" многоквартирного дома по "данные изъяты", за октябрь 2022 года и декабрь 2021 года составил 65, 2% и 22% соответственно, а также в других домах, указанных в исковом заявлении, индекс повышения размера платы за коммунальные услуги, начисленной жителям ответчиком не оспорен, пришел к выводу о том, что непредоставление ответчику субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с изменением размера платы граждан за коммунальные услуги не является основанием для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению с превышением установленных предельных индексов, поскольку действие запрета, установленного ст. 157.1 ЖК РФ, распространяется на все ресурсоснабжающие организации, являющиеся исполнителями коммунальных услуг, вне зависимости от получения ими мер поддержки из бюджета субъекта РФ, в связи с чем начисление Учреждением платы за коммунальную услугу по отоплению без учета
предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги приводит к нарушению прав жителей вышеуказанных домов и возложению на них обязанности по оплате данной коммунальной услуги в необоснованно завышенном размере.
Учитывая, что требования прокуратуры учреждением не исполнены, перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом применения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного на второе полугодие 2022 года для Губахинского городского округа, не произведен, нарушения не устранены, суд пришел к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора г.Губахи Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа "город Губаха" "Тепловые сети "Углеуральский" о признании незаконным действий по определению размера платы за коммунальную услугу по отоплению, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям коммунальной услуги подлежат удовлетворению.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на исследовании представленных доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам права, регулирующим возникшие отношения.
Доводы жалобы об отсутствии у прокурора права обращения в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, проверка в отношении всех домов, указанных в требованиях не проводилась, доказательств невозможности обращения в суд с иском граждан самостоятельно, не представлено, основанием для отмены судебных актов не являются. Указанные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая оценка.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре РФ", прокурор вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Вместе с тем под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае основанием для обращения в суд прокурора с иском послужило нарушение ответчиком прав физических лиц - жильцов перечисленных в иске домов (неопределенного круга), своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи, в связи с чем прокурор обратился в суд с соответствующим иском, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, при широком толковании понятия - жильцы дома, исключается возможность персонификации граждан, проживающих в доме, ко времени обращения прокурора с иском в суд и времени рассмотрения дела в суде, заявленный прокурором иск следует рассматривать, как иск в защиту неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда о незаконности действий ответчика по определению размера платы за отопление с превышением предельного индекса, а также несогласие с расчетом индекса превышения размера, отмену судебных актов не влекут.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, вопреки доводам жалобы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик осуществлял начисление платы потребителям в 4 квартале 2022 года без учета предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальную услугу по отоплению, в связи с чем индекс превышения составил 65, 2 % и 22%.
Доказательств отсутствия превышения предельного индекса ответчиком, суду не представлено, в связи с чем у суда не имелось оснований для выводов о начислении платы за коммунальную услугу за спорный период в соответствии с нормами действующего законодательства.
Судом проверены представленные истцом расчеты, обоснованно признаны правильными, что свидетельствует о нарушении ответчиком требований статьи 157.1 ЖК РФ и Основ формирования индексов, допущено превышение платы, подлежавшей начислению с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальную услугу, при начислении платы за отопление жилых помещений.
При рассмотрении дела Министерством тарифного регулирования и энергетики Пермского края расчет иной расчет не приведен при том, что квитанции о начислениях имеются в материалах дела.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой и апелляционной инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием в пределах действия статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.
Иных доводов жалобы, способных повлечь отмену принятых судебных актов, не имеется.
Таким образом, принятые судебные акты сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Губахинского городского суда Пермского края от 16 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 03 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.