Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Раптановой М.А.
рассмотрела кассационную жалобу Кондауровой Л.И. на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 8 по Республике Крым к Кондауровой Л.И. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 8 по Республике Крым (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Кондауровой Л.И. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере - 32 448 рублей, пени - 10 902, 03 рублей, а также задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 8426 рублей и пени - 2272, 54 рубля.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 января 2023 года административный иск удовлетворен частично. С Кондауровой Л.И. взыскана задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год в фиксированном размере - 32 448 рублей, пени - 9154, 79 рубля, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в фиксированном размере - 8426 рублей и пени - 2272, 54 рубля. В удовлетворении требований о взыскании пени за неуплату задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год отказано. С Кондауровой Л.И. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1769 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 9 января 2024 года, Кондаурова Л.И. ставит вопрос об отмене вышеприведенных судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Определением судьи от 22 февраля 2024 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях относительно кассационной жалобы налоговый орган выражает несогласие с доводами жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате налога на территории Российской Федерации определена статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с указанным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных названным Кодексом (пункт 6 статьи 45 НК РФ).
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных данным Кодексом (пункт 2 статьи 57 НК РФ).
На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Исходя из положений статьи 430 НК РФ плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя в фиксированном размере:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8426 рублей за расчетный период 2021 года.
В силу пункта 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 упомянутого Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В силу положений статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).
При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галимова Эмиля Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем 1 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации", положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как следует из материалов дела, Кондаурова Л.И. является адвокатом, зарегистрирована в реестре адвокатов Республики Крым под N
Административный истец является плательщиком страхового взноса на обязательное пенсионное страхование и страхового взноса на обязательное медицинское страхование, в связи с чем, исчислив сумму соответствующих взносов, налоговый орган в личный кабинет налогоплательщика направил Кондауровой Л.И. требования:
- от 19 января 2022 года N со сроком исполнения до 10 марта2022 года, получено - 21 января 2022 года;
- от 19 января 2022 года N со сроком исполнения до 10 марта 2022 года, получено - 21 января 2022 года;
- от 14 октября 2021 года N со сроком исполнения до 22 ноября 2021 года, получено - 15 октября 2021 года (недоимка и пени оплачены в полном объеме).
Из требования N об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 19 января 2022 года следует, что Кондауровой Л.И. начислены пени за неуплату:
- налога на доходы физических лиц в размере 2, 21 рублей;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5071, 81 рубля, период после 1 января 2017 года;
- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 5756, 68 рублей, период после 1 января 2017 года;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1384, 43 рублей, период после 1 января 2017 года;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 869, 01 рублей, период после 1 января 2017 года;
- страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 1197, 46 рублей, период до 1 января 2017 года.
Требование об оплате пени составлено с учетом уплаты задолженности по взносам за 2018, 2019, 2020 годы 26 января 2021 года, то есть в течение года со дня уплаты недоимки.
Вышеуказанные требования оставлены налогоплательщиком без исполнения, в связи с чем инспекция обратилась к мировому судье судебного участка N Алуштинского судебного района (городской округ Алушта) Республики Крым с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении должника Кондауровой Л.И.
29 апреля 2022 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Кондауровой Л.И. обязательных платежей и санкций, который определением от 31 мая 2022 года отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их в части, суд первой инстанции руководствовался тем, что обязанности по уплате страховых взносов Кондауровой Л.И. своевременно не исполнены, ей законно начислены пени за каждый календарный день просрочки платежа. При этом суд посчитал необоснованным требование в части взыскания пени в размере 1747, 24 рублей за несвоевременное внесение страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 год, так как в принудительном (судебном) порядке указанные взносы не взыскивались, срок предъявления требования об оплате пени в данной части истек.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами согласился, отметив следующее.
Так, судебной коллегией установлено, что решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 5 марта 2020 года по административному делу N с Кондауровой Л.И. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 год, решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 20 июля 2020 года по административному делу N с Кондауровой Л.И. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год, решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 23 марта 2022 года по административному делу N с Кондауровой Л.И. взыскана недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно взыскал задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2021 год, а также пени по недоимкам на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 - 2021 годы, поскольку раннее такая задолженность в судебном порядке не взыскивалась.
Согласно пояснениям, данными в суде апелляционной инстанции, а также представленной информации из программы АИС Налог-3 о платежах, поступивших в налоговый орган от Кондауровой Л.И, за период с 23 августа 2019 года по 26 октября 2021 года поступило денежных средств на общую сумму 79 512, 20 рублей в счет погашения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а также транспортного налога, за 2018 и 2019 годы.
Учитывая, что Кондауровой Л.И. не представлены в суд первой и апелляционной инстанций документы, подтверждающие оплату задолженности по недоимке за налоговый период - 2021 год, а также пеням за 2018 - 2021 годы, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований налогового органа, с которыми судебная коллегия согласилась.
Кроме того, судебная коллегия признала законными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования о взыскании пени по недоимкам на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, поскольку указанная недоимка в судебном порядке не взыскивалась, срок на предъявление данного требования истек, налоговый орган на взыскание задолженности в данной части не настаивал.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов первой и второй инстанций законными и обоснованными, оснований не согласиться с такими выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка. Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 16 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 10 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кондауровой Л.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 26 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.