Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Руденко Ф.Г, Черкасовой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магерова М.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Губаревой С.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магеров М.М. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю (далее также-ОСФР по г. Севастополю) о перерасчете пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что Магеров М.М. является гражданином Российской Федерации, в период с 02.01.2002 по 31.12.2014 выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях и "данные изъяты"
С 01.01.2007 истцу назначена страховая пенсия по старости, размер которой определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 02.01.2002 по 17.03.2014 включительно на территории иностранного государства - Украины, и с 18 марта по 31 декабря 2014 г. на территории г. Севастополя.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Севастопольского городского суда от 22 сентября 2022 года, суд обязал ответчика выполнить исчисление страховой пенсии с учетом страховых взносов за период его работы с 02.01.2002 по 31.12.2014.
Ответчик применил при расчете размера страховой пенсии истца суммы страховых взносов, которые должны быть уплачены работодателем за указанный период работы, при этом ответчик нарушил установленный законодательством порядок определения сведений, на основании которых рассчитывается величина ИПК за периоды до 2015 года. Данные действия ответчика являются незаконными.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в окончательном варианте своих требований, истец просил суд признать незаконным расчет размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), выполненный ответчиком без индексации сумм расчетного пенсионного капитала за периоды его трудовой деятельности с 02.01.2002 по 31.12.2014, учтенные в страховой стаж, обязать ответчика выполнить расчет размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, осуществленных в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, за периоды его трудовой деятельности с 02.01.2002 по 31.12.2014, учтенные в страховой стаж, и выплатить денежную сумму в размере недополученных выплат с учетом всех индексаций страховых пенсий по настоящее время.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:
признать незаконным расчет размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Магерова М.М, выполненный государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 26.10.2022 N без индексации сумм расчетного пенсионного капитала за периоды его трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю выполнить расчет размера страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Магерова М.М. с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала осуществленных в порядке, предусмотренном пенсионным законодательством, за периоды его трудовой деятельности с 02.01.2002 по 31.12.2014, учтенные в страховой стаж, и выплатить денежную сумму в размере недополученных Магеровым М.М. выплат с учетом всех индексаций страховых пенсий по настоящее время, ввиду перерасчета размера назначенной пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 октября 2023 года указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по г. Севастополю просит судебные акты отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В качестве оснований для отмены обжалуемых судебных актов заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом не допущено.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац 7 статьи 3 указанного Федерального закона).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала осуществлялась в порядке, установленном для индексации страховой части трудовой пенсии согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях Российской Федерации".
На основании пункта 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктом 6 статьи 17 указанного закона, за весь период: начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии подлежит индексации в установленном порядке, при этом коэффициент индексации размера страховой части трудовой пенсии по старости определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен за соответствующий период.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается, начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.
Часть 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что в 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента: с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации; с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период, исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Севастополя от 19 июля 2022 года за Магеровым М.М. признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в "данные изъяты" Черноморского флота Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с 17.03.2014 по 31.12.2014 на территории города Севастополя.
Этим же решением суд обязал ответчика произвести перерасчет страховой пенсии по старости Магерову М.М. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Магерову М.М. за периоды его работы до 1 января 2015 года в "данные изъяты" Черноморского флота Российской Федерации и обязал произвести Магерову М.М. выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты его обращения за назначением страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
В представленном ответчиком по запросу истца расчете размера установленной пенсии отсутствует индексация расчетного пенсионного капитала, с учетом которой должен исчисляться размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленный по состоянию на 31 декабря 2014 года и применяемый для определения величины ИПК до 2015 года. При этом пенсионный орган указал, что основанием для отказа в осуществлении указанных индексаций является отсутствие уплат работодателями страховых взносов за истца в бюджет в спорный период.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Магерова М.М, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, положениями вышеприведенных норм права, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу, что право истца на получение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) основано на законе и подтверждено вступившим в законную силу судебным решением, и что расчет размера страховой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) Магерову М.М. должен быть произведен в точном соответствии с законом, без каких-либо ограничений. В связи с чем, расчетный пенсионный капитал подлежит обязательным индексациям в сроки и на коэффициенты, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции также соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для выполнения расчета размера страховой пенсии по старости Магерова М.М. с учетом индексации сумм расчетного пенсионного капитала, основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права и подлежат отклонению.
Данные доводы являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в апелляционном определении.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений по доводам, указанным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 23 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОСФР по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.