Судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции Соколова Л.В., рассмотрела кассационную жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А. на определение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года об отказе в процессуальном правопреемстве по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛА:
решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года частично удовлетворены административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности. На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого N 3, инв. N 98, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул. Добровольского, а именно выполнить оборудование системой горячего водоснабжения. На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома N3, инв.N98, расположенного по адресу: Хабаровский крй, Комсомольский район, п.Хурба, ул.
Добровольского, а именно выполнить: фундаменты и подвальное помещение: восстановление облицовки фундаментных стен - 60м2; замену отдельных участков отмосток по периметру здания - 150м2; общедомовые инженерные сети: замену системы холодного водоснабжения диаметром 50 мм - 10 пог.м, диаметром 15 мм - 20 пог.м, окраску труб - 30пог.м; замену отдельных участков трубопроводов системы отопления - 30 пог.м; замену отдельных участков трубопроводов системы канализации диаметром 100 - 12 пог.м; замену неисправных участков электросети - 240 м, замену неисправных участков водоотведения - 72 пог.м; внешние стены: оштукатуривание козырьков над входами в 4-х подъездах- 10 м2; восстановление парапетных плит - 4 шт.; восстановление отделочного слоя - 140 м2; оштукатуривание цоколя - 120 м2, покраску цоколя - 180 м2; заделка выбоин и трещин балконных плит - 48 м2; восстановление кирпичной кладки защитных зонтов - 24 м2, устройство металлического покрытия -16 м2; внутренние стены: оштукатуривание стен - 300 м2; побелку стен и потолков - 650 м2; покраску стен -410 м2; лестницы: заделку выбоин, трещин ступеней - 20 м2; восстановление цементной стяжки лестничных площадок -38 м2; полную замену поручней лестничных ограждений; кровля: восстановление защитно-отделочного слоя кровли, частичную замену рулонного ковра - 900 м2, устройство цементной стяжки - 970 м2; вентиляция: прочистку и ремонт вентиляционных каналов - 26 пог.м; восстановление кирпичной кладки и оштукатуривание - 24 м2; устройство металлического покрытия -16 м2; окна: покраску оконных блоков на лестничных площадках - 20 м2; замену абонентских почтовых шкафов; двери: окраску дверных блоков подъездов; замену дверных блоков в 4-х подъездах; благоустройство: восстановление разрушенных участков подходов и дорожек к подъездам - 30 м2.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 октября 2021 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ - без удовлетворения. Абзац 3 резолютивной части решения суда изложен в следующей редакции: "Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома N 3, инв.N 98, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул.Добровольского, в объеме, указанном в дефектном акте N 3 и ведомости объемов работ от 25.09.2020.".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 марта 2022 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 октября 2021 года оставлены без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны РФ и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ - без удовлетворения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) обратилось в суд с заявлением, в котором просило произвести замену ответчика по административному делу N 2а-223/2021 с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
В обоснование заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ссылается на то, что на данный момент исполнить решение суда не представляется возможным, поскольку ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не является управляющей компанией многоквартирного дома N 3, инв.N 98, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул.Добровольского, в связи с принятием собственником решения о расторжении договора управления N3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года и внесением изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. В целях перехода к единой системе управления жилым фондом было создано ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России. Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России N 1880 от 22 июня 2021 года вышеназванный многоквартирный дом передан в управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России. Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года не может быть исполнено способом в нем установленным, по причине передачи дома в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России и наделения его функциями по предмету исполнения решения суда.
Определением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2023 года ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года определение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2023 года оставлено без изменения, частная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - без удовлетворения.
31 января 2024 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А, поданная 11 января 2024 года через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене принятых судебных актов, принятии нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.
В доводах кассационной жалобы заявитель сослался на то, что при рассмотрении заявления судами не учтено, что у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствует лицензия на вид деятельности как управление многоквартирными домами, в связи с чем, отсутствует возможность исполнить решение суда. Поскольку в настоящее время спорный объект передан в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, считает, что по настоящему делу должно быть произведено процессуальное правопреемство с ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России рассмотрена единолично судьей без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела.
Отказывая в удовлетворении заявления о замене ответчика по административному делу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлено доказательств отсутствия у учреждения возможности исполнить решение суда, и пришел к выводу о том, что факт передачи спорного дома в оперативное управление ФГАУ Росжилкомплекс" Минобороны России не является исключительным обстоятельством для изменения способа и порядка исполнения решения суда.
Кассационной инстанции с выводами суда первой и апелляционной инстанции соглашается.
Из материалов дела следует, что решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 22 октября 2021 года, частично удовлетворены административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
До настоящего времени решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 7 июня 2021 года не исполнено, исполнительный лист не выдавался, исполнительное производство не заводилось.
На основании единоличного решения N 36 от 2 ноября 2021 года Министерства обороны РФ в лице начальника филиала "Восточный" ФГАУ "Росжилкомплекс" Министерства обороны РФ Юрчик В.Д. принято решение о расторжении договора управления многоквартирными домами от 26 сентября 2017 года N3-УЖФ/ВВО-1.
Приказом директора Департамента военного имущества Минобороны России N 1880 от 22 июня 2021 года многоквартирный дом N3, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул.Добровольского передан в управление ФГАУ "Росжилкомплекс" Минобороны России, что подтверждается актом приема-передачи недвижимого имущества в оперативное управление от 30 июня 2021 года.
В реестр лицензий по управлению многоквартирными домами внесены изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в том числе о жилом доме, расположенном по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул.Добровольского, д.3, с 1 декабря 2021 года.
Прекращение у ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России полномочий по управлению и содержанию общего имущества специализированного жилищного фонда Минобороны Российской Федерации, в том числе, многоквартирного дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, п.Хурба, ул.Добровольского, д.3, не свидетельствует о наличии оснований для процессуального правопреемства.
Согласно части 1 статьи 44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в постановлении от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", что при применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).
На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статья 363 КАС РФ).
Исходя из приведенных законоположений и разъяснений, вопрос о правопреемстве подлежит разрешению, если дело рассматривается по существу, или в апелляционном, кассационном порядке, или в связи с новыми, вновь открывшимися обстоятельствами, или в рамках исполнительного производства.
Между тем в материалах административного дела не имеется сведений, подтверждающих перечисленные обстоятельства, что свидетельствует об отсутствии оснований для правопреемства.
Обжалуемые судебные постановления отвечают требованиям законности и обоснованности, выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных по делу.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию заявителя, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
определение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 17 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России Марковой Н.А. без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу определения суда первой инстанции.
Судья Л.В.Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.