Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Виноградовой О.Н, Соколовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Яковлева ФИО5 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2023 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Яковлева В.И. к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Яковлев В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным отказа от 12 апреля 2023 года N 4953-ДГиТИ в подготовке документации по планировке территории городского округа "город Якутск" в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером N; возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав путем повторного рассмотрения заявления.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что 2 марта 2023 года он обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска с заявлением о принятии решения о подготовке документации по планировке территории городского округа "город Якутск" с целью перераспределения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью 660 кв.м. путем присоединения к нему смежного земельного участка площадью 446 кв.м, находящегося в собственности городского округа "город Якутск". Письмом от 12 апреля 2023 года Департамент уведомил его о невозможности принятия решения о подготовке документации по планировке.
С принятым решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку параметры образуемого в результате перераспределения земельного участка соответствуют градостроительному регламенту, вклинивание, вкрапление и изломанность границ земельного участка не допущены, сведения о зоне с особыми условиями использования объектов газоснабжения и об установлении охранной зоны линий электропередачи в ЕГРН отсутствуют, сформировать самостоятельный земельный участок на перераспределяемой территории невозможно ввиду отсутствия к нему проезда.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 7 июня 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО "Сахатранснефтегаз", ПАО "Якутскэнерго".
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2023 года административные исковые требования Яковлева В.И. удовлетворены, признан незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры в принятии решения о подготовке документации по планировке территории в части перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", выраженный в письме от 12 апреля 2023 года N 4953-ДГиТИ; на Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторного рассмотрения заявления Яковлева В.И. от 2 марта 2023 года о подготовке документации по планировке территории.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2023 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Яковлева В.И. отказано.
24 ноября 2023 года административным истцом Яковлевым В.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 6 декабря 2023 года, в которой ставится вопрос отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2023 года и направлении дела на новое апелляционной рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает выводы суда апелляционной инстанции о возможности формирования за счет испрашиваемой к перераспределению территории самостоятельного земельного участка ошибочными, поскольку на принадлежащем ему земельном участке имеется строение - гараж, часть которого расположена за пределами принадлежащего ему земельного участка, что исключает его предоставление третьим лицам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Яковлеву В.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером N площадью 660 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку (индивидуальную), расположенный по адресу: г "адрес" земельный участок относится к территориальной зоне Ж-2А - зона для индивидуального жилищного строительства, изложенные в письме Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 12 апреля 2023 года основания отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории в целях перераспределения земельного участка с кадастровым номером N административным ответчиком соответствующими доказательствами не подтверждены, поэтому пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, указал, что оснований для признания оспариваемого решения незаконным не имеется, поскольку заявитель просит к перераспределению земельный участок площадью 446 кв.м, при этом площадь свободного земельного участка составляет 481 кв.м, в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-2А минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства установлена в размере 450 кв.м, поэтому из испрашиваемого к перераспределению земельного участка имеется возможность образования самостоятельного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, на что указано в оспариваемом решении уполномоченного органа.
Данные выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать правильными.
Перераспределение является способом образования земельных участков, которое по общему правилу осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, а при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 11.2, 11.3, 11.7 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
К документации по планировке территории отнесены проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется, в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Из части 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.
При этом частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N и земельный участок, планируемый к перераспределению, расположены на территории, в отношении которой распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 796р утверждены проекты планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск".
Отказывая в удовлетворении заявления Яковлева В.И. в подготовке документации по планировке территории в целях определения местоположения границ земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска в письме от 12 апреля 2023 года N 4953-ДГиТИ указал, что параметры образуемого земельного участка не соответствуют градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-2А по длине дворовой части и ширине; образование земельного участка приведет к изломанности границ и чересполосице; земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения и охранной зоне объектов электросетевого хозяйства ВЛ 0, 4 кВ; из испрашиваемого к перераспределению земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок; на территории, испрашиваемой к перераспределению, расположены строения, на которые правоустанавливающие документы не представлены, имеются признаки самовольного занятия части земельного участка общего пользования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе ответ ПАО "Якутскэнерго" от 16 июня 2023 года, согласно которому охранная зона объекта электросетевого хозяйства ВЛ 0, 4 кВ не установлена, после формирования границ охранной зоны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" спорный земельный участок в границы охранной зоны не попадет, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным ответчиком указанных им в оспариваемом решении оснований отказа во внесении изменений в документацию по планировке территории: несоответствие параметров образуемого земельного участка градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-2А по длине дворовой части и ширине; изломанность границ и чересполосица, возникающие в результате образования земельного участка; расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории объектов газоснабжения и охранной зоне объектов электросетевого хозяйства ВЛ 0, 4 кВ. Указание уполномоченного органа на расположение на территории, испрашиваемой к перераспределению, строений, на которые правоустанавливающие документы не представлены, наличие признаков самовольного занятия части земельного участка общего пользования суд признал не имеющими правового значения для разрешения вопроса о перераспределении земельных участков.
Данные выводы суда первой инстанции административным ответчиком не были опровергнуты.
Административный истец просил осуществить подготовку документации по планировке территории в целях определения границ земельного участка, образуемого в результате перераспределения принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка площадью 446 кв.м.
Соответственно, заявление Яковлева В.И. также подлежало рассмотрению с учетом установленных в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации оснований, при наличии которых перераспределение земельных участков не допускается.
Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Суд апелляционной инстанции, принимая новое решение, пришел к ошибочному выводу о том, что из испрашиваемого Яковлевым В.И. к перераспределению земельного участка возможно образование самостоятельного земельного участка, учитывая, что административный истец просит увеличить площадь принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером N на 446 кв.м, что не соответствует минимальной площади земельных участков (450 кв.м.), установленной правилами землепользования и застройки для индивидуального жилищного строительства в территориальной зоне Ж-2А.
Поскольку суд первой инстанции на основании надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств установилнеобоснованность оснований, изложенных в оспариваемом решении в качестве отказа в удовлетворении заявления Яковлева В.И. о подготовке изменений в документацию по планировке территории квартала "100" городского округа "город Якутск", а судом апелляционной инстанции неправильно применены положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, поэтому обжалуемый судебный акт подлежит отмене с оставлением в силе решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2023 года, которым административный спор по существу разрешен правильно.
Оспариваемое решение Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, изложенное в ответе на обращение от 12 апреля 2023 года N 4953-ДГиТИ, не содержит ссылок на подтвержденные соответствующими доказательствами обстоятельства, свидетельствующие о том, что определение в проекте межевания территории местоположения границ образуемого в результате перераспределения земельного участка, о чем просил заявитель, не соответствует правилам землепользования и застройки, техническим регламентам, сводам правил, нормативам градостроительного проектирования, установленным границам зон с особыми условиями использования территорий, при этом указание уполномоченного органа на расположение на территории, испрашиваемой к перераспределению, строений, на которые правоустанавливающие документы не представлены, наличие признаков самовольного занятия части земельного участка общего пользования не является препятствием для разрешения вопроса о перераспределении земельных участков, следовательно, у суда первой инстанции имелись предусмотренные частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для удовлетворения заявленных Яковлевым В.И. административных исковых требований и возложении на административного ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления административного истца о подготовке документации по планировке территории в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 9 октября 2023 года отменить, решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2023 года оставить в силе.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.