адм. дело N33а-1094/2024
р/с N2а-2011/2022
05 февраля 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В, судей фио, фио, при секретаре Аликсиной А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Пахомова Александра Александровича на решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 декабря 2022 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Пахомова Александра Александровича к МВД России, заместителям начальника УГИБДД ГУ МВД России по адрес фио и фио о признании действий незаконными, обязании совершить действия, отказать",
УСТАНОВИЛА:
Пахомов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к МВД России, заместителям начальника УГИБДД ГУ МВД России по адрес фио, фио о признании действий МВД России, выразившихся в перенаправлении жалоб и обращений фио в МВД России по адрес, незаконными, признании бездействия заместителей начальника УГИБДД ГУ МВД России по адрес фио и фио, выразившегося в непринятии мер по восстановлению нарушенных прав и свобод фио, которыми последний обладал до замены водительского удостоверения в 2020 году, незаконным, возложении обязанности принести письменные извинения в адрес административного истца, провести служебную проверку для выявления должностных лиц, виновных в нарушении прав административного истца, выдать водительское удостоверение с открытыми категориями В, В1, С, С1, ВЕ, СЕ, СЕ1, М, мотивируя свои требования тем, что административный истец обладал водительским удостоверением с разрешенными категориями "В, С, Е", в ноябре 2020 года Пахомов А.А. обратился в органы ГИБДД для замены водительского удовлетворения, в связи с истечением срока их действия, однако административному истцу было отказано в открытии присвоенной ранее категории "ВЕ", не согласившись с отказом, административный истец неоднократно обращался с жалобами в МВД России, УМВД адрес, УГИБДД адрес, однако заявленные требования фио остались без удовлетворения, иных мер по восстановлению нарушенных прав фио административными ответчиками не предпринималось, кроме того, жалобы, адресованные МВД России, были перенаправлены в УМВД адрес, что, по мнению административного истца, является незаконным. Оспариваемые действия и бездействие административных ответчиков нарушает права и законные интересы фио
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 декабря 2022 года отмене либо изменению не подлежит, как постановленное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции, 27 ноября 2020 года в УГИБДД ГУ МВД России по адрес поступило обращение фио (вх. N 3/206105085304) о несогласии с действиями (бездействием) сотрудников МРЭО N 1 ГИБДД при осуществлении замены ранее выданного ему российского национального водительского удостоверения, в котором Пахомов А.А. сообщал, что во вновь выданном ему водительском удостоверении N 9920 170928 от 06 ноября 2020 года не проставлена отметка о категории транспортных средств "В, Е".
Согласно федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России на имя фио, паспортные данные, в связи с первичной выдачей после обучения Госавтоинспекцией МВД России 28 марта 2001 года было выдано водительское удостоверение N 34ЕМ 000219 с разрешенными категориями "В, С".
УГИБДД ГУ МВД России по адрес в адрес УГИБДД ГУ МВД России по адрес был направлен соответствующий запрос (исх. N 7/6-23-14488 от 01 декабря 2020 года) о всех ранее выданных на имя фио подразделениями Госавтоинспекции адрес водительских удостоверениях.
Согласно полученного ответа (исх. N 13/8743 от 07 декабря 2022 года) в соответствии с реестрами выдачи водительских удостоверений, 13 ноября 2010 года Пахомову А.А. было выдано водительское удостоверение N 34СВ 080552 с разрешенными категориями "В, С, Е", с особыми отметками "34ЕМ 000219- ОБМЕН"Е" К "С'СТАЖ С 2001 Г".
Сотрудником МРЭО N 1 ГИБДД на основании выданного 13 ноября 2010 года Пахомову А.А. водительского удостоверения N 34СВ 080552 с разрешенными категориями "В, С, Е", с особыми отметками "34ЕМ000219-ОБМЕН"Е" К "С'СТАЖ С 2001 Г", сведения о котором подтверждаются реестрами выдачи водительских удостоверения УГИБДД адрес, 06 ноября 2020 года было выдано водительское удостоверение N 9920 170928 с разрешенными категориями "В, В1 (AS), С, Cl, СЕ, ClЕ, М".
14 декабря 2021 года, по адресу электронной почты "sa-001@yandex.ru", указанному в обращении, УГИБДД ГУ МВД России по адрес, Пахомову А.А. направлен соответствующий ответ.
03 февраля 2021 года из прокуратуры адрес в УГИБДД ГУ МВД России по адрес поступило аналогичное обращение фио (вх. N 3/216100417697).
12 февраля 2021 года по адресу электронной почты "sa-001@yandex.ru", указанному в обращении, Пахомову А.А. направлен соответствующий ответ.
15 июля 2021 года из прокуратуры адрес в УГИБДД ГУ МВД России по адрес поступило обращение фио (вх. N 3/216103322974), в котором им приводились аналогичные доводы о нарушении порядка выдачи ему российского национального водительского удостоверения. Также, в своем обращении Пахомов А.А. просил разъяснить, в связи с чем в новом водительском удостоверении N 9920 170928 от 06 ноября 2020 года ему открыты дополнительные подкатегории "С1, С1Е".
22 июля 2021 года по адресу электронной почты "sa-001@yandex.ru", указанному в обращении, УГИБДД ГУ МВД России по адрес, Пахомову А.А. направлен соответствующий ответ.
24 марта 2022 года из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации поступило обращение фио
11 апреля 2022 года по адресу электронной почты "sa-001@yandex.ru", указанному в обращении, УГИБДД ГУ МВД России по адрес, Пахомову А.А. направлен соответствующий ответ.
03 июня 2022 года из прокуратуры адрес в УГИБДД ГУ МВД России по адрес поступило обращение фио (вх. N 3/226102648692), в котором им приводились аналогичные доводы, а также была приложена оборотная копия водительского удостоверения без идентификационных и номерных обозначений, не содержащая какие-либо персональные данные владельца.
29 июня 2022 года по адресу электронной почты "sa-001@yandex.ru", указанному в обращении, Пахомову А.А. направлен ответ о том, что образец приложенной Пахомовым А.А. копии обратной стороны водительского удостоверения был ранее утвержден приказом МВД России от 19 февраля 1999 года N 120 "Об утверждении образцов водительских удостоверений".
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец не приводит доказательств, подтверждающих наличие каких-либо нарушений его прав, действия административных ответчиков соответствовали нормам действующего законодательства, обращения административного истца были рассмотрены уполномоченными должностными лицами в установленные законом сроки, ответы своевременно направлялись в адрес административного истца, в связи с чем, факт нарушения административными ответчиками прав и законных интересов фио отсутствует.
Выводы суда судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В части 8 статьи 219 КАС РФ указано, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 Закона, гражданин при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения. В силу положений части 2 статьи 8 и статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Порядок допуска к экзаменам и их проведения, а также порядок оформления российских национальных водительских удостоверений был определен Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 года N 1396 (ред. от 14 февраля 2009 года), а также Инструкцией о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782 (ред. от 01 августа 2002 года).
Согласно п. 25 Правил практический экзамен проводился на транспортном средстве той категории, на право управления которой сдается экзамен. В случае сдачи практического экзамена категории "Е" - на составах транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории: "В" - с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 килограммов, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 килограммов; "С" - с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более одного метра; "D" - на сочлененном автобусе.
В соответствии с п. 34 Инструкции после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств в графе "Е" водительского удостоверения проставлялась разрешающая отметка и, если тягачом являлось транспортное средство категории "В", в графе "Особые отметки" производилась запись "Е" к "В", если "С", то "Е" к "С", если "D", то "Е" к "D".
В соответствии с требованиями п. 31 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 1097, при выдаче российского национального водительского удостоверения взамен ранее выданного российского национального водительского удостоверения соответствующие отметки и записи, содержащиеся в ранее выданном водительском удостоверении, переносятся в новое водительское удостоверение.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 23 июля 2010 года) предоставлялось право на управление следующими транспортными средствами: мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория "А"); автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышала 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышало восьми (категория "В"), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышала 3500 килограммов, за исключением относящихся к категории "Д" (категория "С"); автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имевшими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д"); составами транспортных средств (категория "Е") (лицам, имевшим право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д"); трамваями и троллейбусами.
Иные категории и подкатегории транспортных средств Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 23 июля 2010 года) предусмотрены не были.
Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в п. 2 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" были внесены изменения, которые расширили категории и подкатегории транспортных, в том числе были введены: категория "СЕ" - автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; подкатегория "С1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория "С1Е" - автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12000 килограммов.
Также Федеральным законом "О внесении изменений" был введен пункт 7 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который, установил, что российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "С" подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "С 1", категории "СЕ" - подкатегории "С1Е".
С 01 марта 2011 года на адрес выдаются водительские удостоверения, бланки которых, утверждены приказом МВД России от 13 мая 2009 года N 365 "О ведении в действие водительского удостоверения".
В соответствии с приложением N 1 к приказу МВД России от 13 мая 2009 года N 365 удостоверение имеет лицевую и оборотную стороны. В нижней правой части оборотной стороны красным цветом выполняется четырехзначная цифровая серия и шестизначный номер удостоверения.
Оборотная сторона содержит таблицу, в которой представлены следующие сведения: крайнем левом столбце таблицы - категории, подкатегории и соответствующие пиктограммы транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение; в столбце раздела 10 - дата получения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории; в столбце раздела 11 - дата окончания срока действия удостоверения для соответствующей категории, подкатегории транспортных средств; в столбце раздела 12 - ограничения права на управление транспортными средствами соответствующей категории, подкатегории транспортных средств.
В разделе 14 указываются общие для всех категорий, подкатегорий транспортных средств ограничения в действии удостоверения, а также информация, касающаяся владельца.
Анализируя приведенное правовое регулирование и учитывая, что оспариваемые действия должностных лиц соответствовали приведенным нормам действующего законодательства, нарушений прав истца действиями (бездействием) административных ответчиков в ходе рассмотрения дела не установлено, обращения фио рассмотрены по существу поставленных административным истцом вопросов в установленном законом порядке в пределах компетенции должностных лиц, необходимость направления обращений фио в ГУ МВД России по адрес следовала из содержания обращений фио, каких-либо препятствий в реализации права административного истца на получение ответов на обращения не создано, оснований для удовлетворения административных исковых требований фио не имеется.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, принятое судом первой инстанции при разрешении настоящего административного спора решение является верным, основано на правильном применении норм материального права и в полной мере соответствует обстоятельствам, установленным по делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе доводы аналогичны тем, что указаны в административном исковом заявлении, и повторяют правовую позицию административного истца, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции, в связи с чем, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в ввиду чего признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствие с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 07 февраля 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.