адм. дело N33а-1900/2024
р/с N2а-14/2023
18 марта 2024 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И, судей адресВ, фио, при секретаре Егоровой Е.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело по апелляционной жалобе административного истца Шестакова Павла Владимировича на решение Головинского районного суда адрес от 02 марта 2023 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Шестакова Павла Владимировича к фио России по адрес, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания при конвоировании (этапировании) - оставить без удовлетворения",
УСТАНОВИЛА:
Шестаков П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере сумма, мотивируя свои требования тем, что в период с 29 августа 2021 года по 01 февраля 2022 года исправительными учреждениями допущены нарушения прав фио как осужденного при осуществлении его перевозок в СИЗО-1 (адрес) автомобильным и железнодорожным транспортом под конвоем с пересадками по маршруту: ФКУ ИК-6 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) - СИЗО-2 (адрес) - СИЗО-1 (адрес) и далее в обратном направлении через адрес Москвы. При этапировании железнодорожным транспортом условия содержания были неприемлемыми, в вагонах слабое освещение, свободная площадь купе составляла около 1 на 2 метра, принадлежности для сна отсутствовали, не всегда работало отопление, купе не было оборудовано столиком для письма и приема пищи, отсутствовало обеспечение горячим питанием, отсутствовало место для багажа, в купе было грязно и пыльно. В "автозаках" также неприемлемые условия: узкие деревянные лавки, во время поездки постоянно трясет, отсутствует место для багажа, отсутствуют ручки, за которые можно держаться. Также административный истец указал, что при транспортировке в отношении него незаконно применялись специальные средства (наручники): 11 января 2022 года при прибытии в адрес и при выгрузке из вагона на него надели наручники и пристегнули к стальному тросу, сняли наручники в автозаке, 12 января 2022 года в адрес, при выгрузке из автозака и погрузке в вагон, на него надели наручники и пристегнули к стальному тросу, сняли наручники лишь в купе, с 12 января 2022 года по 14 января 2022 года во время следования из Москвы в Челябинск, особый караул выводил его в туалет около 8 раз с применением наручников, а также девятый раз при погрузке в автозак в адрес.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит административный истец.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия находит, что оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями действующего законодательства, не имеется.
Общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (часть 2 статьи 1, часть 2 статьи 2 названного кодекса).
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно части 5 указанной статьи при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
В силу части 2 статьи 62 и части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. Обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их оспаривает.
Из содержания указанной нормы следует, что обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В частности, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.
Как установлено судом первой инстанции, конвоирование фио осуществлялось караулами по конвоированию ФКУ УК им. фио фио России по адрес.
11 января 2022 года Шестаков П.В. принят на адрес в спецвагоне планового караула по железнодорожному маршруту (ПКЖДМ) N 71 "Ростов-Москва", назначенного от ГУФСИН России по адрес под охрану особого караула автодорожного караула (караул), назначенного от ФКУ УК им. фио фио России по адрес от особого караула по железнодорожному маршруту (ОКЖДМ) "Ростов-Москва", назначенного от ГУФСИН России по адрес и доставлен в распоряжение ФКУ СИЗО - 2 фио России по адрес.
Шестаков П.В. при конвоировании пешим порядком от спецвагона до спецавтомобиля и при сдаче в ФКУ СИЗО-2 фио России по адрес в отношении фио были применены спецсредства "наручники-БРСМ", так как своим поведением он давал основание полагать, что может совершить побег, в обоснование чего представлены соответствующие акты.
При принятии на адрес административный истец был размещен в большой камере спецавтомобиля типа "АЗ" марки: марка автомобиля регистрационный знак ТС. Согласно технических характеристик, предназначенный для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей типа "АЗ", марки: марка автомобиля регистрационный знак ТС оборудован 2 большими камерами вместимостью по 12 человек в каждой, и 2 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Согласно техническим характеристикам специального автомобиля марки: марка автомобиля размер большой камеры составляет 1202 мм на 2250 мм. Согласно руководству по эксплуатации КЮРГ 681.964.006 ПС данное транспортное средство оборудовано системами освещения и вентиляции, отоплением кунга и кондиционером.
Шестаков П.В. при перемещении в камере спецавтомобиля мог разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками, представляющими металлический каркас с прикрученными к нему сиденьями из фанеры, покрашенной серой краской.
Освещение большой камеры специального автомобиля марки марка автомобиля, осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт.
Кузов специального автомобиля изготавливается многослойными (метал, утеплитель, метал), что защищает камеры от перегрева солнечными лучами в теплое время года и исключает переохлаждение камер в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции, предназначенными для регулируемого обдува помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до +50°С. Кроме того, в жаркий период времени приток свежего воздуха дополнительно поступает через окно входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова спецавтомобиля.
Также установлено, что в 4 час. 20 мин. 12 января 2022 года Шестаков П.В. был принят в ФКУ СИЗО-2 фио России по адрес под охрану ОКЖДМ "Москва-Челябинск".
Из ФКУ СИЗО-2 фио России по адрес до обменного пункта Шестаков П.В. следовал на спецавтомобиле типа "АЗ" марки: марка автомобиля регистрационный знак ТС, предназначенном для конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей типа "АЗ", марки: марка автомобиля регистрационный знак ТС и оборудован 2 большими камерами вместимостью по 7 человек в каждой, и 6 малыми камерами вместимостью по 1 человеку в каждой.
Согласно руководству по эксплуатации КЮРГ 681.964.006 ПС данное транспортное средство оборудовано системами освещения и вентиляции, отоплением кунга и кондиционером.
Шестаков П.В. при перемещении в камере спецавтомобиля мог разместить свои личные вещи в свободном пространстве под скамейками, представляющими металлический каркас с прикрученными к нему сиденьями из фанеры, покрашенной серой краской.
Освещение большой камеры специального автомобиля марки марка автомобиля, осуществляется за счет трех светодиодных ламп эквивалентной мощностью 36 Ватт.
Кузов специального (метал, утеплитель, метал), что защищает камеры от перегрева солнечными лучами в теплое время года и исключает переохлаждение камер в зимний период. Камеры дополнительно оборудованы системами принудительной вентиляции, предназначенными для регулируемого обдува помещений ограниченного объема автотранспортных средств при температурах окружающего воздуха до +50°С. Кроме того, в жаркий период времени приток свежего воздуха дополнительно поступает через окно входной двери кузова автомобиля и аварийно-вентиляционный люк в крыше кузова спецавтомобиля.
На обменном пункте адрес в 5 час. 20 мин. 12 января 2022 года Шестаков П.В. и другой осужденный аналогичного режима были размещены в малых камерах N 8 и N 9 спецвагона модели "ЦМВ 61-4495" N 76059 ПКЖДМ N 17 "Москва-Челябинск", назначенном от ФКУ УК им. фио России по адрес.
Шестаков П.В. на период конвоирования для отдыха (сна) мог разместиться на одной из полок для лежания. Выдача постельных принадлежностей при конвоировании в специальном вагоне нормативными актами не предусмотрена. Высота камер позволяет вставать в полный рост.
Применение специальных средств (наручники БРСМ) при пешем конвоировании в ФКУ СИЗО-2 фио России по адрес и во время вывода в туалет в отношении фио обосновано п.п. "г" п. 33 Инструкции.
В период конвоирования от адрес до адрес от фио жалоб не поступало, о чем свидетельствуют записи в путевой (постовой) ведомости, сделанные проверяющими лицами.
Жалоб и заявлений от фио в период его нахождения под стражей караула по конвоированию назначенного от ФКУ УК им. фио фио России по адрес не поступало, о чем свидетельствуют записи в путевом листе, сделанные проверяющими лицами.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что конвоирование административного истца осуществлялось в строгом соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений системы по конвоированию, утвержденной приказом МЮ РФ/ МВД РФ от 24 мая 2006 года N199дсп/369дсп, нарушений требований нормативных правовых актов, определяющих порядок конвоирования, а также нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков не установлено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (п. п. 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьей 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в адрес 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Порядок организации конвоирований осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования определен Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 года N 199дсп/369 дсп (далее - Инструкция).
Согласно п. 167 Инструкции нормы размещения конвоируемых в малых камерах специального вагона определены по 12 человек и по 6 человек в малые. Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу ГКПИ11-1744 от 24 января 2012 года данные нормы были признаны соответствующими нормам международного права и федеральным законам Российской Федерации. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской федерации от 09 февраля 2018 года N 26 дсп/85 дсп нормы размещения конвоируемых лиц в специальных вагонах уменьшены и составляют: по 10 человек в большие камеры и по 4 человека в малые камеры.
Для перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, железнодорожным маршрутам используются вагоны, которые представляют собой модификацию стандартного пассажирского вагона.
Оборудование туалета специального вагона полностью соответствует оборудованию туалета пассажирского вагона, состоящего из унитаза, умывальника с раковиной, которые позволяют отправлять конвоируемым лицам естественные надобности и совершать гигиенические процедуры.
Вывод конвоируемых лиц в туалет в пути следования осуществляется согласно п. 229 Инструкции по первому требованию, в порядке очередности по одному человеку.
Выдача питьевой воды осуществляется по требованию без ограничений, как и горячая вода.
Общее освещение специального вагона модели "ЦВМ 61-4495" состоит из 13 комбинированных плафонов освещения. Лампы расположены в коридоре специального вагона напротив камер.
В коридоре специального вагона 5 застекленных оконных проемов размером: высота - 85 см, ширина - 100 см.
Окна в камерах специального вагона не предусмотрены, от общего коридора с наружными окнами и светильниками они отделены решеткой с решетчатой дверью, образуя с коридором единое воздушное пространство.
В камерах наличие светильников и столика для приема пищи специального вагона не предусмотрено конструкцией.
Уборка в камерах специального вагона производится проводниками специального вагона перед отправкой в рейс, далее не менее 2-х раз в сутки в свободных камерах.
Специальные вагоны оборудованы системой принудительной вентиляции, аналогичная система установлена в стандартных пассажирских вагонах, что обеспечивает достаточный приток воздуха в камеры.
В соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации" Сотрудник уголовно-исполнительной системы имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства при конвоировании, охране или сопровождении осужденных и лиц, заключенных под стражу, осуществлении надзора за осужденными, отбывающими наказание в колониях-поселениях, если они своим поведением дают основание полагать, что намерены совершить побег либо причинить вред окружающим или себе.
Установив изложенные обстоятельства дела, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к правомерному выводу о том, что факты ненадлежащих условий содержания при перевозке фио к месту отбытия наказания, нарушающих права и законные интересы административного истца, не нашли свое подтверждение, оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного истца не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционное жалобе, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, они не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Головинского районного суда адрес от 02 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Текст мотивированного апелляционного определения изготовлен 18 марта 2024 года.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.