Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-814/2024 по административному исковому заявлению ТСЖ "Ольха" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, а также опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2) (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечень на 2023 год под пунктом 1807 включено нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0006002:1627 по адресу: г.Москва, Крутицкая наб, д. 19, помещение 13Н (далее - Помещение).
Административный истец ТСЖ "Ольха" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанный пункт Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что Помещение не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64).
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г.Москвы против удовлетворения административного искового заявления возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили; на основании статей 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом определено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, огласив показания свидетеля, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Применительно к части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что административный истец является собственником Помещения, площадью 227, 9 кв.м. Право ТСЖ "Ольха" зарегистрировано в 2005 году.
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП принято в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлено на установление особенностей определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Учитывая данные положения Конституции Российской Федерации, а также подпункт 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункт 3 статьи 12, абзац 2 пункта 2 статьи 372, нормы статьи 378.2 НК РФ, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы", пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в пределах компетенции и с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия, правилам введения в действие, опубликования и вступления в силу, в том числе Перечень на 2023 год опубликован и размещен на сайте Правительства Москвы с соблюдением требований пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
При проверке соответствия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, установлено следующее.
Исходя из положений статьи 375, пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в том числе в отношении, нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 НК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
На территории города Москвы в соответствии со статьей 1.1 (пункт 2.1.) Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том числе, в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Таким образом, в соответствии с приведенными законоположениями отнесение нежилого помещения к вышеупомянутым объектам на территории города Москвы осуществляется в зависимости от фактического использования при условии, что общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 000 кв. метров.
Из имеющихся в деле сведений МосгоБТИ и ЕГРН, экспликации и технического паспорта судом установлено, что Помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером 77:05:0002001:1098 по адресу: г.Москва, Крутицкая наб, д. 19, площадь нежилых помещений в котором превышает 3000 кв.м. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не отрицается (статья 65 КАС РФ).
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N257-ПП (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) с привлечением (с 26 мая 2020 года) подведомственного Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Московский контрольно-мониторинговый центр недвижимости".
По результатам проведения указанных мероприятий согласно пункту 3.5 Порядка составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения с приложением соответствующих фотоматериалов и указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3.4. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования.
При этом, в силу пункта 1.4. Порядка офисом признается здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов; толкование указанного положения в его системной взаимосвязи с положениями статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" позволяет сделать вывод о том, что фактическое использование здания или его части для размещения офисов подразумевает осуществление в данном здании самостоятельной деловой или коммерческой деятельности.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика, Помещение включено в оспариваемый перечень исходя из его фактического использования для осуществления деятельности, предусмотренной статьей 378.2 НК РФ.
Административный ответчик ссылается на то, что Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы совместно с ГБУ г.Москвы "МКМЦН" составлены акты обследования фактического использования Помещения:
N91224119/ОФИ от 11 апреля 2022 года, в котором указано о том, что Помещение фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (доля офисов 67, 18%);
N91238274/ОФИ от 27 ноября 2023 года, в котором указано о том, что Помещение фактически используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ (доля офисов, к которым согласно разделу 2 отнесены административные помещения ТСЖ "Ольха", - 55, 38% его общей площади).
Административный истец, оспаривая выводы актов 2022 и 2023 года, обращает внимание на то, что Помещение не является офисным по смыслу пункта 1.4. Порядка; входит в состав кондоминиума (многоквартирный дом по вышеуказанному адресу с земельным участком), используется ТСЖ "Ольха" в деятельности товарищества, а также используется под собственные нужды собственников помещений в доме (членов товарищества) (тренажерный и спортивный залы).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31 мая 2022 года N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье налогового законодательства.
Из представленного суду распоряжения Префекта ЮАО г. Москвы от 07 сентября 2009 года N 01-41-1152, выписки из Единого государственного реестра прав о государственной регистрации кондоминиума от 15 мая 2002 года судом установлено, что Помещение входит в состав общего имущества многоквартирного дома по вышеозначенному адресу, права на него зарегистрированы за административным истцом на основании вступившего в законную силу решения Симоновского районного суда г. Москвы от 28 декабря 2004 года.
Согласно экспликации Помещение имеет культпросветительское назначение, в том числе частично комнаты поименованы как спортивные залы.
ТСЖ "Ольха" включено Единый реестр управления многоквартирными домами города Москвы 25 апреля 2008 года, является некоммерческой организацией, основной вид деятельности (ОКВЭД) 68.32.1 Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе; административный истец осуществляет управление многоквартирным домом по данному адресу.
В соответствии со статьей 291 ГК РФ товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья (пункт 2).
В статье 135 Жилищного кодекса РФ определено, что товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами.
Таким образом, данное товарищество представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме, созданное для совместного управления общим имуществом в нем, предоставления коммунальных услуг, осуществления деятельности, направленной на достижение целей управления домом, использование имущества собственников. При этом ТСЖ является некоммерческой организацией, которая не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Из показаний допрошенного в ходе судебного разбирательства свидетеля Дерюгина Д.В. следует, что сторонних организаций в Помещении при обследовании его фактического использования в 2022 году не установлено, зафиксирована работа правления ТСЖ "Ольха" и размещенное в части Помещения спортивное оборудование (теннисный стол, тренажерная комната). Показаниям свидетеля суд доверяет.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, что Помещение в спорном налоговом периоде использовалось под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, не имеется.
Таким образом, оценивая акты 2022 и 2023 годов, суд находит заслуживающими внимания аргументы административного истца и соглашается с тем, что они не являются надлежащими доказательствами факта использования Помещения в качестве офисного в спорном налоговом периоде; то, что в Помещении оборудовано рабочее место Правления с оргтехникой, обрабатываются и хранятся документы ТСЖ "Ольха", заседает Правление, работает бухгалтерия товарищества, оборудованы спортивный и тренажерный зал под спортивно-досуговые нужды собственников помещений в многоквартирном доме, не подтверждает использование более 20% общей площади Помещения в целях размещения офисов; ТСЖ "Ольха" ведет в Помещении деятельность в соответствии с жилищным законодательством по управлению общим имуществом многоквартирного дома, которая, по своей сути, не является офисной по смыслу Порядка и не соответствует целям и смыслу статьи 378.2 НК РФ; Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 года N64 (пункт 11 части 1 статьи 4) предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество в отношении организаций - товариществ собственников жилья, действующих в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, акты обследования 2022 и 2023 годов не могут быть положены в основу решения; они не отвечают требованиям статей 59-61 КАС РФ, предъявляемым к доказательствам, и не позволяют достоверно определить фактическое использование Помещения в целях, связанных с деятельностью, указанной в статье 378.2 НК РФ; указанное в них опровергается собранными по делу доказательствами о специфике деятельности ТСЖ в Помещении, оснований не доверять которым не имеется.
Довод Правительства Москвы о том, что акты незаконными не признаны, в соответствии с Порядком за проведением повторных мероприятий по определению вида фактического использования в Департамент экономической политики и развития г.Москвы административный истец не обращался, правового значения, по убеждению суда, не имеет; предусмотренная Порядком административная процедура пересмотра результатов обследования не является обязательным досудебным порядком и не препятствует суду оценивать все доказательства по настоящему делу по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности.
Иных объективных доказательств нахождения в Помещении в спорном налоговом периоде предусмотренных статьей 378.2 НК РФ объектов, занимающих более 20% от его общей площади, сдаче Помещения в аренду сторонним лицам и коммерческим организациям, административным ответчиком не предоставлено; использование Помещения в целях налогообложения исходя из кадастровой стоимости административным ответчиком в нарушение статьи 213 КАС РФ не подтверждено, а судом не установлено.
Таким образом, оценивая в соответствии со статьей 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований полагать, что Помещение соответствует критериям, установленным законодательством о налогообложении исходя из кадастровой стоимости (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64), и включено в Перечень на 2023 год правомерно, не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Оспариваемые в настоящем деле отдельные положения постановления Правительства Москвы, которые не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (статья 378.2 НК РФ и статья 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64), подлежат признанию недействующими с момента вступления их в силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
По правилам статей 103, 111 КАС РФ с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежит взысканию 4500 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит размещению в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ТСЖ "Ольха" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2023 года постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы") в части включения в Перечень нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, расположенных в многоквартирных домах либо в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в Перечень пешеходных зон общегородского значения, улиц с интенсивным пешеходным движением и зданий (строений, сооружений), непосредственно к ним примыкающих, необходимый в целях исчисления налога на имущество организаций (приложение 2 к постановлению) пункта 1807.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru и в официальном печатном издании Правительства Москвы.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ТСЖ "Ольха" в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 руб.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2024 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.