Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Михалевой Т.Д., с участием прокурора фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-877/2024 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью адрес к Правительству Москвы о признании частично недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014, "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N67, 02.12.2014.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Постановлением Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2022 года.
Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП " опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 24.11.2021, "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 2, 07.12.2021 (постановление, приложение 1 (начало)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 3, 07.12.2021 (приложение 1 (продолжение)), "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, том 4, 07.12.2021 (приложение 1 (окончание).
В указанное Приложение 1 на 2022 год под включены нежилые здания:
под пунктом 8381 общей площадью 29 269, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0024018:1002, расположенное по адресу: адрес;
под пунктом 8384 общей площадью 4 626, 8 кв.м с кадастровым номером 77:02:0024018:1008, расположенное по адресу: адрес.
Постановлением Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП", названный Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2023 года.
Постановление Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022
На 2023 год в Перечень объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость спорные здания включены под пунктами 8064, 8067 соответственно.
Общество с ограниченной ответственностью адрес обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими перечисленных выше пунктов, ссылаясь на то, что здания включены в Перечни незаконно, поскольку не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона адрес от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, фактически не используются для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития адрес возражал против удовлетворения иска, указав на то, что постановление принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца, полностью поддержал представленный в материалы дела отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, проанализировав оспариваемые истцом отдельные положения нормативных правовых актов на их соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Статья 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Оспариваемое постановление принято Правительством Москвы в пределах его полномочий, предусмотренных пунктом 5 статьи 1, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", статьями 1, 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 44 Закона адрес от 28 июня 1995 года "Устав адрес", пунктом 9 статьи 11 Закона адрес от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", которые сторонами не оспаривалось.
В соответствии с требованиями Закона адрес от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах адрес" постановления подписаны Мэром Москвы, опубликованы в официальных источниках.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов - "административно-деловые центры", под которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, согласно абз. 3 пп. 2 п. 3 ст. 378 НК РФ признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
На территории адрес в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", начиная с 1 января 2017 года налоговая база исходя из кадастровой стоимости определяется в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона адрес от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру на территории адрес осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец является собственником нежилых зданий:
общей площадью 29 269, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0024018:1002 по адресу: адрес;
общей площадью 4 626, 8 кв.м с кадастровым номером 77:02:0024018:1008 по адресу: адрес.
Здания в юридически значимые налоговые периоды располагались на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0024018:19 с видом разрешенного использования - "Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (2.6) (земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (1.2.1)); деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)); объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); общественное питание (4.6) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)); образование и просвещение (3.5) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17)); гостиничное обслуживание (4.7) (земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (1.2.6)); обслуживание автотранспорта (4.9) (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок (1.2.3))".
адрес принадлежит административному истцу на праве собственности; вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка установлен распоряжением Департамента городского имущества адрес от 09 февраля 2016 года.
Согласно пояснениям представителя Правительства Москвы, здания включены в вышеприведенные Перечни в соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона адрес от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций", исходя из вида разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки адрес утверждены постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки адрес". До момента утверждения Правил землепользования и застройки адрес на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 3 Закона адрес от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в адрес" установление видов разрешенного использования земельных участков относилось к компетенции Правительства Москвы.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к адрес в период до принятия правил землепользования и застройки был установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес".
В силу пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28.04.2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в адрес" для определения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного кадастра недвижимости, кадастровой стоимости земельного участка разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Из сравнительного анализа положений ст. 378.2 НК РФ и Методических указаний следует, что виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования: 1.2.5 "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания"; 1.2.7 "земельные участки, предназначенные для офисных зданий делового и коммерческого назначения".
Постановлением Правительства Москвы от 15 июня 2016 года N 343-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП. Так положения пункта 3.2 постановления Правительства Москвы от 28 апреля 2009 г. N 363-ПП (в редакции действующей с 15 июня 2016 года) предусматривают, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.2 "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" отнесено: размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9 (банковская и страховая деятельность, общественное питание; гостиничное обслуживание; развлечения; обслуживание автотранспорта); размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра;
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).
На момент принятия Перечня объектов недвижимого имущества на 2022-2023 г.г. действовали Правила землепользования и застройки адрес, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 года N 120-ПП, территориальная часть которых устанавливает, в том числе, перечень и числовые обозначения - коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории адрес, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства". Согласно названным Правилам землепользования и застройки указанные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства сформированы на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков". Коды видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, группировки которых приведены в таблице 1 " Перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", образованы путем добавления последней дополнительной цифры к кодам видов разрешенного использования, предусмотренным названным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, в частности: цифры "0" - в случае сохранения группировки видов разрешенного использования, предусмотренной указанным классификатором; иных цифр - в случае детализации данной группировки применительно к видам разрешенного использования объектов капитального строительства.
В силу закрепленных в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации основных начал законодательства о налогах и сборах акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 6 и 7 статьи 3 НК РФ).
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка, исходя из формальной определенности налоговых норм, при отнесении объекта налогообложения к административно-деловому и (или) торговому центрам, должен соответствовать виду, предусмотренному для этих целей Налоговым кодексом Российской Федерации. Такой подход не позволит порождать сомнений у налогоплательщика и даст ему возможность точно знать, какие налоги, и в каком порядке он должен платить. Иное означало бы изменение, определенного Налоговым кодексом Российской Федерации, содержания понятий и терминов, а также обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, установленных названным кодексом, что недопустимо исходя из принципов, закрепленных в статьях 3, 6 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, установленный в отношении земельного участка, на котором расположены спорные здания, вид разрешенного использования не в полной мере соответствует критериям, предусмотренным ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона адрес "О налоге на имущество организаций", является смешанными, обладает признаками множественности, в связи с чем, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по жалобе открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика" необходимо оценить, используются ли фактически здания в соответствии с тем предназначением земельного участка, которое поименовано в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года N 257-ПП утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости адрес определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - адрес по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав (далее - Госинспекция) (пункт 1.2 Порядка).
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2020 года N 626-ПП изменена редакция пункта 1.2 Порядка, указано, что такие мероприятия проводятся с привлечением подведомственного Государственного бюджетного учреждения адрес контрольно-мониторинговый центр недвижимости" (далее - ГБУ "МКМЦН").
В спорные налоговые периоды составлены Акты о фактическом использовании зданий проводились в 2021 и 2022 годах.
Мероприятия по определению вида фактического использования Зданий проводились в 2019, 2021 и 2022 годах. Из актов N 9022287/ОФИ, N 9022324/ОФИ от 10.04.2019, N 91221288/ОФИ от 23.12.2021 и N 91226395/ОФИ от 27.05.2022 следует, что Здания фактически не использовались для целей налогообложения в соответствии со статьей 378.2 НК РФ; шла их реконструкция на основании Разрешения на строительство от 15.12.2016.
Акты составлены уполномоченными на то должностными лицами, подписаны всеми участниками обследования без каких-либо замечаний. Отраженные в них пояснения и описания ясны, а итоговые выводы никем не оспорены, подтверждаются фототаблицами, технической документацией на Здания.
Акты 2019 г. составлены до утверждения оспариваемого Перечня на 2022 год. Акты 2021 и 2022 года составлены до издания постановления об утверждении Перечня на 2023 год и также могут быть положены в основу решения, поскольку в совокупности с актами 2019 года и актами проверок Мосгостройнадзора 2020-2021 годов объективно свидетельствуют о строительстве и выполнении в Зданиях работ по реконструкции по состоянию на 1 января 2022 года.
Здания в рассматриваемый период фактически не использовались и не могли использоваться Обществом в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, поскольку находились в процессе длительной реконструкции и строительства на земельном участке нового объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Фактическое использование зданий может быть подтверждено любыми доказательствами; согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 31.05.2022 N 1176-О, положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным в названной статье.
Факт проведения реконструкции зданий с одновременным строительством на том же земельном участке новых объектов в 2021-2022 г.г. подтверждается: Разрешением на строительство (реконструкцию) от 15.12.2016; Положительным заключением негосударственной экспертизы проектной документации от 26.02.2016; Проектной декларацией о проекте строительства многофункционального комплекса от 15.12.2016; актами по итогам проведенных проверок Комитетом государственного строительного надзора адрес (от 30.10.2020, от 03.12.2020, от 15.07.2021, от 28.07.2020) и другими документами.
Соответствующие мероприятия и работы проводились с 2017 года и окончены в январе 2022 года вводом объектов в эксплуатацию, что подтверждается разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию от 19.11.2021 и от 21.01.2022.
Как установлено при рассмотрении данного дела, строительство многофункционального комплекса на 1 января 2022 года завершено не было и фактически здания в налоговом периоде 2022 года не использовались под размещение офисов, объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
На 1 января 2023 года строительство многофункционального комплекса было завершено, но в результате реконструкции на земельном участке с кадастровым номером 77:02:0024018:19 были созданы новые объекты недвижимого имущества, а спорные здания прекратили свое существование с момента ввода в эксплуатацию вновь созданных на их месте объектов капитального строительства, то есть с 21.01.2022. Фактически Здания в налоговом периоде 2023 года не использовались под размещение офисов, объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
Так, в результате завершения реконструкции из Здания 1 (адрес) и Здания 2 (адрес) в 2022 году были образованы три новых объекта недвижимости: нежилое здание по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:3028, нежилое здание по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:3182 и многоквартирный дом по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:2881.
Сведения об образовании из Зданий новых объектов недвижимости содержатся в выписках из ЕГРН от 14.03.2022.
При этом технические характеристики новых объектов недвижимого имущества значительно отличаются от характеристик Здания 1 и Здания 2 (площади, объемы, этажность, состав помещений и другие).
Здание 1 и Здание 2 сняты с государственного кадастрового учета в связи с прекращением их существования, проведена государственная регистрация прекращения права собственности Общества на Здание 1 и Здание 2. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 07.09.2023 и от 08.09.2023.
Кроме того, на том же земельном участке (77:02:0024018:19) в 2021 году в результате нового строительства создан многоквартирный дом по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:1904.
Таким образом, доказательствами по делу подтверждено фактическое неиспользование Зданий в 2022-2023 годах в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, как в связи с их реконструкцией и новым строительством, так и в связи с прекращением их существования с момента ввода в эксплуатацию вновь созданных объектов, что свидетельствует об отсутствии оснований для включения их в Перечни на 2022 и 2023 годы.
Необходимо отметить, что все вновь созданные на месте Зданий объекты нежилого назначения (кадастровые номера 77:02:0024018:3028, 77:02:0024018:3182) также включены в Перечень на 2023 год под пунктами 8068, 8069 (Постановление N 700-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 22.11.2022 N 2564-ПП).
Доводы Правительства Москвы о нахождении в спорных зданиях торговых объектов и офисов несостоятельны.
Сведения об индивидуальных предпринимателях и организациях, которые подали в Департамент экономической политики и развития адрес уведомления о постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора, не являются допустимыми и достоверными доказательствами фактического использования зданий в 2022 и 2023 году для торговой деятельности.
Представленные административным ответчиком распечатки из фио не содержат сведений, когда именно поданы уведомления о постановке на учет в качестве плательщиков торгового сбора хозяйствующими субъектами "НТО", "Мороженое", "Академия Север", "Твое Север". Из них не представляется возможным установить, относятся ли данные обстоятельства к рассматриваемому налоговому периоду 2022 и 2023 годов. Не приводятся также сведения о фирменных наименованиях юридических лиц -плательщиков торгового сбора, нет информации о том, уплачивался ли ими торговый сбор в 2022 и 2023 годах по данным адресам.
В столбце "Статус БП последнего обхода/АБО" распечатки из фио содержатся отметки "Обход отсутствует", что позволяет считать, что проверки фактического присутствия каких-либо хозяйствующих субъектов в зданиях не проводились. Соответственно, достоверность, актуальность и относимость указанных сведений фио не подтверждаются.
Административный ответчик ссылается на информацию сетевого издательства СПАРК об адресах юридических лиц ООО "ДАР", ООО "БЬОРК", ООО "КРОССФИЛД", совпадающих с адресом здания административного истца.
Однако Правительство Москвы не указывает, с какого времени названные юридические лица используют адрес здания в качестве адресов своего местонахождения, и были ли внесены такие сведения в ЕГРЮЛ в юридически значимый период 2022-2023 г.г. или незадолго до него.
Между тем, по данным ЕГРЮЛ, сведения об адресе ООО "ДАР" (адрес, вн. тер. г. адрес роща, адрес, помещ. 410) внесены в ЕГРЮЛ лишь 12.12.2022 (то есть после завершения 21.01.2022 реконструкции зданий) и по результатам проверки достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице эти сведения признаны налоговым органом недостоверными.
По данным ЕГРЮЛ, сведения об адресе ООО "БЬОРК" и ООО "КРОССФИЛД" (адрес) внесены в ЕГРЮЛ 26.05.2016, то есть в период времени до начала реконструкции зданий (ранее 15.12.2016), когда здания еще могли эксплуатироваться.
Любые виды торговой или офисной деятельности могли осуществляться в зданиях только до декабря 2016 г, когда началась их реконструкция.
Невнесение изменений в ЕГРЮЛ в части сведений об адресах указанных юридических лиц (которые могут быть внесены только по инициативе указанных лиц) не означает, что судебная защита прав и законных интересов административного истца должна быть поставлена в зависимость от действий или бездействия иных лиц, в частности, ООО "ДАР", ООО "БЬОРК" и ООО "КРОССФИЛД".
В своих возражениях Правительство Москвы, со ссылкой на материалы в сети Интернет ("Яндекс-карты"), приводит сведения о расположении в зданиях магазина светотехники "On-Light", магазина "Under-it", представительства компании "Escom", "Гортаблички", "НеваСпец-тех", бюро переводов "Кирилл и Мефодий", о наличии на сайте объявлений "Авито" сведений о сдаче в аренду помещений в многофункциональном комплексе "Jazz" ("Джаз").
Вместе с тем, административным ответчиком не сообщается, а из представленных материалов не усматривается период времени, в течение которого в сети "Интернет" была размещена данная информация.
Здания прекратили физическое существование в момент ввода в эксплуатацию вновь созданных в результате их реконструкции объектов недвижимости, то есть 21.01.2022.
Из представленных фотографий, изображений, объявлений усматривается, что все представленные административным ответчиком сведения из сети "Интернет" получены в 2023 году и относятся к периоду времени после завершения в 2022 г. реконструкции и строительства на земельном участке многофункционального комплекса "Jazz".
При этом результатом реконструкции спорных зданий стало прекращение их физического существования, поскольку вместо них и на их месте созданы три объекта недвижимости: нежилое здание по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:3028, нежилое здание по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:3182 и многоквартирный жилой дом по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:2881.
Кроме того, на том же земельном участке (77:02:0024018:19) в 2021 году в результате нового строительства создан еще один многоквартирный дом по адресу: адрес кадастровым номером 77:02:0024018:1904.
Данные обстоятельства доказаны выписками из ЕГРН, разрешением на ввод объектов в эксплуатацию.
Кроме того, административным ответчиком представлены устаревшие (то есть не достоверные) изображения с публичной кадастровой карты Росреестра, размещенной в сети Интернет по адресу: pkk.rosreestr.ru.
На актуальной публичной кадастровой карте спорные здания с кадастровыми номерами 77:02:0024018:1002, 77:02:0024018:1008 не обнаруживаются (отсутствуют), а на их месте отображаются здания с кадастровыми номерами 77:02:0024018:3028, 77:02:0024018:3182 и 77:02:0024018:2881, что полностью соответствует описанным в административном исковом заявлении обстоятельствам дела.
Таким образом, предоставленные административным ответчиком сведения из сети "Интернет" не могут подтвердить вид фактического использования спорных объектов недвижимости в юридически значимый период времени, а также нахождение в здании организаций и занимаемую ими площадь с учетом 20% критерия, закрепленного в налоговом законодательстве, в связи с чем, являются недопустимыми доказательствами по делу.
Законность заявленных административным истцом требований также подтверждается сведениями, содержащимися в экспликации поэтажного плана спорных зданий, согласно которым, площадь помещений с назначением для использования под цели, предусмотренные статьей 378.2 НК РФ, не превышает 20 процентов от общей площади здания.
Принимая во внимание установленные обстоятельства по делу, а также, что именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включенных в оспариваемый Перечень, признакам административно-делового и (или) торгового центра, объекта общественного питания или бытового обслуживания, установленным действующим законодательством, однако, таких доказательств не представлено, суд, учитывая нормы налогового законодательства и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях N19-П; определениях от 12 июля 2006 года N 266-О, от 2 ноября 2006 года N 444-О от 15 января 2008 года N294-О-П, о том, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными; акты законодательства о налогах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить, причем все не устранимые сомнения, противоречия и неясности этих актов толкуются в пользу плательщика налога (пункты 6 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), приходит к выводу о законности заявленных административным истцом требований, поскольку вышеуказанные здания не соответствуют критериям, определенным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1. Закона адрес "О налоге на имущество организаций".
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемые положения затрагивают права административного истца, регулируют правоотношения по уплате налога на имущество за 2022, 2023 г.г.
В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца следует признать недействующими заявленные в административном иске пункты приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" с 1 января вышеуказанных налоговых периодов.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 этого же процессуального закона.
В этой связи суд считает, что с Правительства Москвы в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Руководствуясь статьями 111, 175-180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью адрес к Правительству Москвы удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2022 года пункты 8381, 8384 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Признать недействующими с 1 января 2023 года пункты 8064, 8067 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу общества с ограниченной ответственностью адрес расходы по оплате государственной пошлины в размере сумма
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда Т.Д. Михалева
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2024 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.