Судья Московского городского суда Гришин Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО СК "Перспектива" на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 августа 2023 года N 5-1746/2023, которым
общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Перспектива", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
3 августа 2023 года инспектором по ОП ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве майором полиции Жуковым А.В. в отношении ООО СК "Перспектива" (далее также - Общество) составлен протокол МС N 159718 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с указанным постановлением судьи районного суда, Общество в лице своего законного представителя - генерального директора Иванова М.Д. подало в Московский городской суд жалобу, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения по доводам, изложенным в жалобе.
В судебное заседание законный представитель ООО СК "Перспектива" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён, направил в суд представлять интересы Общества защитника по доверенности Голбан А, которая доводы жалобы поддержала в полном объёме.
Исследовав материалы дела, заслушав защитника, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, подлежат квалификации по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19 сентября 2022 года в 16 час. 30 мин. в ходе проведения проверки сотрудниками ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве был выявлен факт привлечения ООО СК "Перспектива" к трудовой деятельности с 8 сентября 2022 года гражданина гражданство Мадумарова И.Г, паспортные данные, в качестве подсобного рабочего на строительном объекте по адресу: г. Москва, пер. Добрынинский 4-й, д. 1/9 стр. 8, однако в нарушении требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ ООО СК "Перспектива" не направлено уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином в течение трёх рабочих дней с даты фактического допуска к трудовой деятельности (до 14 сентября 2022 года) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.
Указанные действия (бездействие) ООО СК "Перспектива" квалифицировано судом первой инстанции по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Общества в его совершении, вопреки доводам жалобы, подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 июня 2023 года N 345/06/23; протоколом МС N 159718 об административном правонарушении от 3 августа 2023 года, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, указаны нормы закона, нарушение которых вменяется Обществу, все существенные данные, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Данный протокол составлен в отсутствии законного представителя Общества, извещённого надлежащим образом телеграммой, копия протокола для сведения Обществом получена по почте; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки мест пребывания (проживания) иностранных граждан от 19 сентября 2022 года N 202; протоколом осмотра территории от 19 сентября 2022 года; фототаблицей; письменными объяснениями гражданина гражданство Мадумарова И.Г. от 19 сентября 2022 года, согласно которым он с 8 сентября 2022 года осуществлял трудовую деятельность в ООО СК "Перспектива" в должности подсобного рабочего, при приёме на работу с ним было проведено собеседование с руководством ООО СК "Перспектива", по результатам которого его приняли на работу в ООО СК "Перспектива" на должность подсобного рабочего, на работу принимал руководитель организации на основании устного соглашения и допуска к работе, письменный трудовой договор не заключался; досье на физическое лицо ППО "Территория"; копией паспорта гражданина Республики Узбекистан на имя Мадумарова И.Г.; актом проверки N 202 от 27 сентября 2022 года; рапортами сотрудников ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г..Москве; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО СК "Перспектива" от 30 января 2023 года N 6; договором пожертвования N 1/22 от 1 февраля 2022 года, заключенным между БФ "Национальный социальный фонд" и ГБУЗ " наименование учреждения"; соглашением о возмещении расходов по коммунальным услугам при проведении капитального ремонта от 17 февраля 2022 года, заключенным между ГБУЗ " наименование учреждения" и ООО СК "Перспектива", с приложениями к нему; актом приёма-передачи площадки для выполнения работ от 1 февраля 2022 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица от 22 февраля 2022 года N 6; письменными объяснениями свидетеля Абалишина С.А. от 27 июля 2023 года; рапортом инспектора по ОП ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по
г..Москве майора полиции Жукова А.В. и начальника по ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г..Москве майора полиции Тумасьева Н.Н.; иными материалами.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.
Представленные доказательства оценены судьёй районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно признаны допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что ООО СК "Перспектива" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в материалах дела не имеется, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего миграционного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у юридического лица имелась, что свидетельствует о его вине.
ООО СК "Перспектива" обязано осуществлять свою предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае им сделано не было.
Таким образом, выводы о нарушении ООО СК "Перспектива" требований п. 8 ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ, за что предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, являются верными.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки сотрудниками полиции были допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля": распоряжение о проведении проверки в отношении ООО СК "Перспектива" не издавалось, о проведении проверки Общество уведомлено не было, также не было ознакомлено с правами и обязанностями, акт проверки не представлен, нарушены сроки проведения проверки не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта, поскольку внеплановая выездная проверка 19 сентября 2022 года была проведена должностными лицами ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", которым установлены особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, а не в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ч. 4 ст. 1 Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").
Согласно п. 5 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;
3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При этом частью 10 статьи 32 Федерального Закона N 115-ФЗ установлено, что предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг) принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 и 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона N 115-ФЗ, не допускается.
19 сентября 2022 года сотрудниками ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве в соответствии с распоряжением врио заместителя начальника УВМ ГУ МВД России по г. Москве подполковника полиции Щепетильникова А.Е. N 202 в порядке, предусмотренном ранее действующего Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, её территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников, утверждённого приказом ФМС N 367, МВД России N 807 от 31.07.2015 (далее - Административный регламент N 807), а так же Федерального закона N 115-ФЗ была проведена проверка места пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан по адресу: г. Москва, пер. Добрынинский 4-й, д. 1/9, стр. 8.
Согласно подп. 3 п. 10 Административного регламента N 807 при проведении проверки должностные лица, осуществляющие проверку, обязаны проводить проверку на основании распоряжения о проведении проверки, изданного в соответствии с пунктами 49-55 Административного регламента.
При этом согласно пункту 40 Административного регламента N 807 решение о проведении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей принимается руководителем (заместителем руководителя) ФМС России или начальником (заместителем начальника) территориального органа ФМС России.
Решение о проведении проверки в отношении иных объектов проверки (проверяемых лиц) принимается начальником (заместителем начальника) территориального органа ФМС России или начальником (заместителем начальника) структурного подразделения территориального органа ФМС России, уполномоченного на проведение проверок (п. 41 Административного регламента N 807).
В силу пункта 49 Административного регламента должностными лицами подразделений системы ФМС России, уполномоченными на издание распоряжения о проведении проверки в отношении иных объектов проверки (проверяемых лиц), являются руководитель ФМС России и его заместители, руководитель уполномоченного на проведение проверок структурного подразделения центрального аппарата ФМС России и его заместители, начальники (руководители) территориальных органов ФМС России и их заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов ФМС России, уполномоченных на проведение проверок, и их заместители.
На основании п. 88 Административного регламента N 807 по результатам проверки составляется акт проверки.
В рамках проводимого мероприятия с распоряжением о проведении проверки от 19 сентября 2022 года был ознакомлен руководитель проекта ООО СК "Перспектива" Короленков М.Л, сотрудниками УВМ ГУ МВД России по г. Москве были проведены необходимые мероприятия, направленные на соблюдение прав и интересов как иностранных граждан, так и представителей объекта.
С вступлением в законную силу 24 октября 2022 года Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного приказом МВД России от 28 июня 2022 года N 468 (далее - Административный регламент N 468), а также учитывая выявленные нарушения миграционного законодательства на указанном объекте, основанием для начала процедуры документарной проверки послужили подп. 3 п. 5 ст. 32 Федерального закона N 115-ФЗ, а также п. 23.3 Административного регламента N 468, то есть поступление в орган сведений о возможном нарушении работодателем обязательных требований предусмотренных законодательством.
Распоряжением заместителя начальника ГУ МВД России по г. Москве - начальником полиции Зиновьевым И.В. от 30 января 2023 года N 6 принято решение о проведении в отношении ООО СК "Перспектива" внеплановой документарной проверки с целью проверки соблюдения Обществом положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Письмом от 30 января 2023 года N 98/9-6 начальника ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве майора полиции Тумасьева Н.Н. законный представитель ООО СК "Перспектива" уведомлен о необходимости явки в отделение противодействия незаконной трудовой деятельности ОКСМ УВМ ГУ МВД России по адрес для дачи объяснений по факту проверки, проведённой 19 сентября 2022 года, и предоставлении необходимых документов и сведений.
Утверждение в жалобе о том, что иностранный гражданин был привлечён к трудовой деятельности ООО " наименование организации", с которым Обществом 29 апреля 2022 года был заключен договор подряда N Р2904/22/МДГКБ, является несостоятельным, поскольку каких-либо доказательств реального исполнения данного договора стороной защиты представлено не было, в настоящем деле такие доказательства отсутствуют.
Кроме того, в своих письменных объяснениях, данных инспектору ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве 19 сентября 2022 года, Мадумаров И.Г. прямо указывает, что с 8 сентября 2022 года работает в качестве подсобного рабочего на строительном объекте, расположенном по адресу: г. Москва, пер. Добрынинский 4-й, д. 1/9, стр. 8 (ООО СК "Перспектива") (л.д. 7).
Доводы жалобы о нарушении должностными лицами ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве запрета на проведение проверок, установленного постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", являются несостоятельными.
Из материалов дела следует, что выездная внеплановая проверка иностранных граждан, пребывающих в Российской Федерации, мест их пребывания и осуществления трудовой деятельности была проведена ОПНТД ОКСМ УВМ ГУ МВД России по г. Москве на основании распоряжения N 202 от 19 сентября 2022 года.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Учитывая, что внеплановая выездная проверка проводилась не в отношении конкретного юридического лица, а в целях осуществления федеральным государственным органом контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), к проведению такой проверки применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учётом особенностей организации и проведения проверок, установленных п.п. 3-10 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований.
Кроме того, согласно п. 11 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" его положения не применяются к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Таким образом, положения постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 к возникшим правоотношениям применению не подлежат.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств в выгодном для лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении ООО СК "Перспектива" административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей назначено ООО СК "Перспектива" в порядке ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, с учётом финансового положения Общества, конкретных обстоятельств дела.
Исключительных обстоятельств для снижения в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначенного Обществу размера административного штрафа не установлено.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ, презумпция невиновности, а также порядок и установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел соблюдены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 августа 2023 года N 5-1746/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Перспектива", ОГРН:, ИНН:, юридический адрес: адрес, оставить без изменения, жалобу ООО СК "Перспектива" - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Д.В. Гришин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.