2. Объемы финансирования областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Псковской области (2003-2007 годы)" определять ежегодно при формировании областного бюджета.
Областная целевая программы
"Создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости в Псковской области (2003-2007 годы)"
Паспорт
Областной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения государственного
земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости в Псковской области (2003-2007 годы)"
Наименование Программы Областная целевая программа "Создание
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
в Псковской области (2003-2007 годы)"
Основания для разработки Распоряжение Администрации Псковской области
Программы от 20.04.2001 N 205-р "О разработке областной
целевой программы "Кадастр недвижимости
Псковской области (2002-2007 годы)" (в ред.
распоряжения Администрации области от
19.11.2002 N 610-р)
Областные заказчики Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
по Псковской области;
Комитет по управлению государственным
имуществом Псковской области
Основные разработчики Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Программы по Псковской области;
Комитет по управлению государственным
имуществом Псковской области
Основные исполнители Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Программы по Псковской области;
Комитет по управлению государственным
имуществом Псковской области
Цель и основные задачи Цель Программы - создание условий для
Программы планомерной и последовательной реализации
государственной политики по обеспечению
эффективного использования земли и иной
недвижимости, активному вовлечению их в
хозяйственный оборот и стимулированию
инвестиционной деятельности на рынке
недвижимости в интересах удовлетворения
потребностей общества и граждан
Основные задачи создание на территории области
Программы: государственного земельного кадастра как
единой системы государственного учета всех
объектов недвижимости;
создание условий для разграничения
государственной собственности на землю на
собственность РФ, собственность области и
собственности муниципальных образований;
постановка на государственный кадастровый
учет земельных участков всех форм
собственности и связанных с ними объектов
недвижимого имущества, являющихся объектами
гражданско-правового оборота и
налогообложения;
создание автоматизированной системы
управления недвижимостью, реформирования и
регулирования земельных и имущественных
отношений;
подготовка и переподготовка кадров,
обеспечивающих государственный кадастровый
учет земель и иных объектов недвижимости,
кадастровую оценку земель и управление
недвижимостью.
Сроки и этапы реализации 2003 - 2007 годы.
Программы I этап - 2003 год;
II этап - 2004 - 2005 годы;
III этап - 2006 - 2007 годы.
Объем и источники на период 2003-2007 годы в ценах 2001 г.
финансирования Программы Средств всего: 126,80 (млн. рублей)
из них:
за счет федерального бюджета - 75,30
в том числе: на 2003 год - 19,50
на 2004 год - 20,20
на 2005 год - 17,69
за счет областного бюджета - 51,50
в том числе: на 2003 год - 14,57
на 2004 год - 13,41
на 2005 год - 11,68
Ожидаемые конечные созданная единая автоматизированная система
результаты реализации государственного учета объектов недвижимости
Программы на базе государственного земельного кадастра,
представляющая собой совокупность построенных
единых методологических и
програмно-технических принципах
государственных баз данных, содержащих
перечни объектов учета и данные о них;
поставленные на государственный кадастровый
учет фактически существующие в области
земельные участки, как объекты прав и
налогообложения;
создание условий для разграничения
государственной собственности на землю и
регистрации права собственности на земельные
участки Российской Федерации, области и
муниципальных образований;
единая автоматизированная система управления
недвижимостью, реформирования и регулирования
земельных и имущественных отношений;
созданная система электронного обмена
сведениями между органами (организациями) по
кадастровому учету, технической
инвентаризации, регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, органами по
управлению государственным и муниципальным
имуществом;
подготовленные кадры в области управления
недвижимостью, ведения государственного
земельного кадастра и учета недвижимости.
увеличение поступлений земельных платежей в
бюджеты всех уровней за счет реализации
программных мероприятий за период 2003-2007
годы до 850 млн. рублей, в том числе в
областной бюджет - 170 млн. рублей,
обеспечивающее окупаемость затрат на
реализацию Программы за 2-3 года
Система контроля за Контроль за реализацией Программы осуществляют
исполнением Программы областное Собрание депутатов и Администрация
области. Координацию деятельности по реализации
Программы осуществляют областные заказчики -
комитет по земельным ресурсам и землеустройству
по Псковской области и комитет по управлению
государственным имуществом Псковской области.
1. Введение
Областная целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Псковской области (2003-2007 годы)" (далее - Программа) разработана во исполнение распоряжения Администрации Псковской области от 20.04.2001 N 205-р (в ред. распоряжения Администрации области от 19.11.2002 N 610-р) и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 N 745 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)".
Программа нацелена на решение основных задач в области структурной перестройки экономики в части земельно-имущественных отношений, намеченных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 910-р (раздел "Развитие рынка земли и других объектов недвижимости") и в плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики (раздел "Развитие рынка земли и недвижимости"), утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р.
Реализация Программы будет содействовать созданию государственного земельного кадастра как одной из основополагающих инфраструктур области и проведению государственной политики по обеспечению эффективного и рационального использования земли и иной недвижимости как важнейшего стратегического ресурса в интересах укрепления экономики области.
При реализации Программы учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии, проблемы и тенденции социально-экономического развития, как области, так и Российской Федерации в целом.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами
Одной из важнейших стратегических задач региональной политики в части создания условий устойчивого экономического развития является эффективное использование земли и иной недвижимости всех форм собственности в интересах удовлетворения потребностей жителей области.
Однако достижение указанных целей сдерживается рядом нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений, снижающих социально-экономический потенциал развития страны.
В ходе реформ 90-х годов не уделялось должного внимания созданию условий для активизации гражданского оборота земель и иной недвижимости, внедрению правовых и экономических механизмов перехода прав собственности на землю и иную недвижимость к эффективно хозяйствующим субъектам.
На сегодняшний день одной из главных проблем остается отсутствие необходимых нормативных правовых документов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан и юридических лиц на земельные участки и иные объекты недвижимости. До сих пор не проведено разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность области и муниципальных образований, не решена задача создания полноценного государственного земельного кадастра, как единой системы государственного учета объектов недвижимости. Начатые работы по инвентаризации земель не были своевременно завершены из-за отсутствия их финансирования. Не проведена кадастровая оценка земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение землей и иными объектами недвижимости осуществляются раздельно. Земельные участки не являются средствами обеспечения финансовых (ипотечных) кредитов. Как следствие, земельные участки и иная недвижимость не используются как полноценный актив, что снижает инвестиционную предпринимательскую активность.
Возможность на практике внедрять эффективные экономические механизмы в сфере управления недвижимостью ограничена отсутствием систематизированных и достоверных сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, современных автоматизированных систем и информационных технологий их учета и оценки.
Преодоление указанных проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие области, позволит реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизирует вовлечение объектов недвижимого имущества в гражданский оборот, создаст основу для сохранения природных свойств земель в процессе их использования, сформирует базу экономически обоснованного налогообложения недвижимости, а также совершенствования системы управления землями и иной недвижимостью, находящейся в областной и муниципальной собственности.
Необходимость решения перечисленных выше проблем программно-целевыми методами обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, необходимостью координированного выполнения разнородных мероприятий правового, институционального, организационного, производственного, технического, технологического и образовательного характера.
Комплексность мероприятий не позволяет реализовать их в полном объеме в рамках отдельного ведомства. Ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с проведением разграничения государственной собственности на землю, инвентаризацией земель и их кадастровой оценкой, требует четкой межведомственной координации и управления, согласованного по времени и объемам привлечения средств федерального бюджета, бюджета области и местных бюджетов.
Постановка указанных проблем в рамках настоящей Программы позволяет рассматривать ее как логическое продолжение действующих областной программы "Регистрация прав на недвижимость" и областной целевой программы "Развитие земельной реформы в Псковской области на 2001-2002 годы".
При реализации Программы планируется использовать все выполненные ранее разработки, созданные материально-техническую, информационную и технологическую базы, подготовленный персонал и опыт проведения мероприятий, охватывающих территорию области.
Важным обстоятельством является и тот факт, что настоящая Программа, охватывая сферу государственного земельного кадастра как единую систему государственного учета объектов недвижимости, координируется с федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 N 273.
3. Цель и задачи программы
Целью Программы является создание условий в области для планомерной реализации государственной политики по обеспечению рационального использования и эффективного управления землей и иной недвижимостью, активному вовлечению их в хозяйственный оборот и стимулированию инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формирование банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
Основными задачами Программы являются:
создание на территории области государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них;
создание автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;
создание условий для разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность области и собственность муниципальных образований;
постановка на государственный кадастровый учет земельных участков всех форм собственности и связанных с ними объектов недвижимого имущества, являющихся объектами гражданско-правового оборота и налогообложения, в процессе работ по инвентаризации и оценке земель, создание автоматизированных баз данных об объектах кадастрового учета;
развертывание в учреждениях по ведению государственного земельного кадастра и учета недвижимости программно-технических комплексов, современных информационных технологий и программных средств, средств защиты информации, обеспечивающих автоматизацию процессов формирования, учета, оценки земельных участков и объектов недвижимости;
развертывание программно-технических комплексов, поддерживающих информационные базы данных по управлению и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости, находящимися в государственной и областной собственности, контролю за использованием земель, обеспечению поступлений платежей за землю в бюджеты всех уровней;
обеспечение совместимости информационных систем, связанных с государственным учетом, технической инвентаризацией, оценкой, регистрацией прав, управлением и распоряжением недвижимостью и создание системы электронного обмена сведениями между ними;
организация и проведение подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих государственный кадастровый учет земли и иных объектов недвижимости, высококвалифицированное управление землей и иной недвижимостью.
Система мероприятий, реализуемая в рамках Программы, обеспечивает непрерывный процесс разграничения государственной собственности на землю с одновременным формированием баз данных государственного земельного кадастра, государственного учета объектов недвижимости и информационной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
4. Сроки и основные этапы выполнения программы
Программа рассчитана на период 2003-2007 годы, и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
На I этапе (2003 год) осуществляется переход на ведение государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета недвижимости. Совместно с ГУП "Областное бюро технической инвентаризации" осуществляется переход к ведению государственного учета единых объектов недвижимости (земельных участков и прочно связанных с ними зданий, строений, сооружений) на базе государственного земельного кадастра. Разрабатывается проект автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (АС ГЗКиУН), адаптируется специальное программное обеспечение для государственного учета объектов недвижимости.
На этом этапе проводятся ресурсоемкие мероприятия по разграничению государственной собственности на землю в части формирования перечней земельных участков, на которых расположено недвижимое имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности и приватизированное из нее, а также перечней участков, предоставленных органам государственной власти и местного самоуправления, их территориальным органам, государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, иным некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти и местного самоуправления.
Завершается и утверждается государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных земель и земель поселений для целей налогообложения.
Формируется институциональная структура государственного учета объектов недвижимости во всех 26-и районах области. Из этого количества в 19-и районах развертываются и вводятся в эксплуатацию программно-технические комплексы (в дальнейшем - ПТК) для автоматизированного ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости на основе модернизации ранее установленного оборудования, а в 7-и - на основе имеющихся технических средств. Таким образом, в целом удовлетворяется потребность основного звена государственного учета земельных участков на уровне муниципальных образований.
Начинается развертывание программно-технических комплексов поддержки информационных баз данных о недвижимости и соответствующей информационно-технической инфраструктуры.
Проводится обучение и переподготовка органов формирования, технической инвентаризации, государственного учета и оценки объектов недвижимости.
Организуется на базе окружных учебно-консультационных центров планомерное обучение кадров в области управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
К концу I этапа будет на 57% удовлетворена потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью органов по управлению недвижимостью области и муниципальных образований.
Кроме того, на первом этапе уточняются и отражаются в государственном земельном кадастре сведения о границах между смежными - Ленинградским, Новгородским, Тверским и Смоленским кадастровыми округами и между кадастровыми районами области. Совершенствуются механизмы межведомственного взаимодействия между органами (организациями), осуществляющими формирование, техническую инвентаризацию, государственный кадастровый учет, оценку, регистрацию прав на земельные участки и иное недвижимое имущество и сделки с ним, налоговыми органами. Разрабатываются механизмы привлечения для выполнения Программы средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
На II этапе (2004 - 2005 годы), в основном, завершается формирование правовой базы, технических решений и специального программного обеспечения для государственного учета объектов недвижимости всех видов (земельные участки, здания, сооружения, участки лесного фонда, участки недр и пр.) как объектов права и налогообложения в автоматизированной системе. Развертывается и вводится в эксплуатацию программно-технический комплекс автоматизированной системы в органе кадастрового учета на уровне области. Формируются и актуализируются расположенные в кадастровых районах автоматизированные базы данных об объектах недвижимости, в том числе на основе сведений, получаемых в результате инвентаризации и межведомственного обмена сведениями. Осуществляется их подключение к абонентской компьютерной сети электронного доступа и обмена сведениями.
К концу 2005 года на 100% завершается формирование структурных элементов системы кадастрового учета областного и муниципального уровней. Выполняется обновление планово-картографической основы для ведения государственного учета объектов недвижимости на городских землях и на межселенных территориях.
На этом этапе начнется процесс разграничения государственной собственности на земли всех категорий, включая земли сельскохозяйственного назначения, лесного, водного фонда, участков недр, обороны и особо охраняемых территорий и формирование вышеуказанных перечней земельных участков.
Продолжается разработка нормативной правовой базы по нормированию, зонированию и природно-сельскохозяйственному районированию земель. Разрабатываются методики определения арендной платы за земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости.
В целом будет завершено внедрение автоматизированной системы управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений и поддерживающих ее программно-технических комплексов.
На втором этапе определяются методы информационно-коммуникационного взаимодействия с внешними информационными системами, кадастрами и реестрами.
К концу II этапа (2005 год) будут на 90% оснащены программно-техническими комплексами автоматизированной системы органы по управлению недвижимостью области и муниципальных образований.
Продолжится формирование информационных баз данных о земельных участках и объектах недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, области и муниципальных образований.
Проводится обучение и переподготовка специалистов различных органов формирования, технической инвентаризации, ведения государственных кадастров и регистров в целях перехода к внедрению технологий государственного учета и кадастровой переоценки объектов недвижимости всех видов в единой системе.
Продолжатся переподготовка персонала по правовым основам управления недвижимостью, экономическим методам оценки земель, платности землепользования и обучение пользователей автоматизированной системы управления недвижимостью.
Вводятся в эксплуатацию информационно-справочные WEB-порталы, позволяющие обеспечить массовый доступ граждан, юридических лиц, органов государственной власти и управления к сведениям единой системы государственного учета объектов недвижимости.
На III этапе (2006 - 2007 годы) завершаются институциональные преобразования, развертывание и ввод в эксплуатацию государственной информационно-технической инфраструктуры системы АС ГЗКиУН на территории области.
Завершается разграничение государственной собственности на земли всех категорий и формирование перечней земель, находящихся в собственности Российской Федерации, области и муниципальных образований.
К концу 2007 г. начинает функционировать единая автоматизированная система государственного учета объектов недвижимости в виде структурированной компьютерной сети, в состав которой входят 26 ПТК на уровне муниципальных образований, 1 ПТК на уровне области в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ответственном за ведение единого государственного учета объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра и обеспечивающем ведение баз данных, сводной аналитической информации для органов государственной власти и управления, техническую поддержку и сопровождение программного обеспечения системы в целом.
К концу третьего этапа будет полностью удовлетворена потребность в оснащении программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью и завершено формирование информационно-технической инфраструктуры на уровне территориального органа по управлению землей и недвижимостью во всех муниципальных образованиях.
Совместно с организациями, обеспечивающими ведение государственных градостроительного кадастра, лесного кадастра, водного кадастра, кадастра недр и других кадастров и реестров, учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется переход к единому государственному учету недвижимости на основе распределенных автоматизированных банков данных и электронных систем доступа и обмена сведениями между ними.
К 2007 году будет полностью сформирована эффективная система поддержки процессов управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений.
Завершается подготовка и переподготовка специалистов, обеспечивающих ведение автоматизированных баз данных единой системы государственного учета объектов недвижимости, функционирование системы электронного доступа и межведомственного обмена сведениями, защиту и информационную безопасность системы, техническую поддержку и сопровождение эксплуатируемых информационных технологий и программных средств. Всего к концу 2007 года будет завершена переподготовка специалистов органов (организаций) и учреждений, связанных с обеспечением функционирования земельно-имущественного комплекса.
Таким образом, к концу III этапа реализации будут достигнуты основные цели Программы, подготовлен кадровый корпус, полностью сформирована институциональная и информационно-техническая структура, обеспечивающая на территории области ведение государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости в единой системе, и созданы необходимые условия для реализации стратегии социально-экономической политики Правительства Российской Федерации в области развития земельно- имущественного комплекса страны на период до 2010 года.
5. Система программных мероприятий
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
1) создание нормативно-правовой и институциональной баз единой государственной системы учета недвижимости на базе государственного земельного кадастра. Особенностью мероприятий этого направления является разработка межведомственных соглашений, определяющих регламенты взаимодействия органов (организаций), осуществляющих деятельность по ведению государственного земельного кадастра, технической инвентаризации, ведению градостроительного, лесного, водного и других кадастров и реестров, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним, налоговых органов;
2) автоматизация ведения государственного земельного кадастра, учета объектов недвижимости и информационно-техническое обеспечение управления и распоряжения земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости. Мероприятия этого направления включают:
поэтапное дооснащение органов, осуществляющих государственный учет объектов недвижимости, необходимыми средствами компьютерной техники;
оснащение уполномоченных органов по распоряжению земельными ресурсами, территориальных органов по управлению недвижимостью средствами вычислительной и информационно-коммуникационной техники, программно-аппаратными средствами защиты информационных систем от несанкционированного доступа;
адаптацию специального программного обеспечения для автоматизации государственного учета объектов недвижимости и информационного обеспечения субъектов гражданско-правового оборота земель и иного недвижимого имущества, а также органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
внедрение программного обеспечения для автоматизированной системы управления недвижимостью;
создание системы электронного межведомственного обмена данными, совершенствование инфраструктуры, обеспечивающей внедрение (сопровождение комплексов автоматизации, в виде подразделения СЗ РКЦ "Земля";
развертывание средств информационной безопасности автоматизированной системы на основе внедрения средств защиты информации от несанкционированного доступа, обязательной сертификации используемого оборудования и программного обеспечения, страхования информационных ресурсов;
3) мероприятия по созданию условий для разграничения государственной собственности на землю включают выполнение комплекса организационных и наиболее ресурсоемких работ, таких как землеустроительные, подготовка, согласование и утверждение перечней, регистрация права собственности (федеральной, областной и муниципальной) на земельные участки в установленном порядке;
4) государственную кадастровую оценку земель для целей налогообложения и внесения результатов оценки в виде экономических характеристик земельных участков в государственный земельный кадастр. Мероприятия этого направления направлены на формирование обоснованной налогооблагаемой базы, учитывающей особенности рентных отношений и развитие рынка земли и иной недвижимости;
5) создание эффективной системы формирования объектов недвижимости на основе принципа свободной конкуренции организаций - исполнителей этих работ и разработка порядка взаимодействия этих структур с органами по ведению государственного земельного кадастра и с правообладателями объектов недвижимости, определение механизмов реализации полномочий и ответственности структур - участников процесса формирования объектов недвижимости;
6) создание единого информационно-коммуникационного пространства органов государственного кадастрового учета, технической инвентаризации, регистрации* прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере управления и распоряжения недвижимостью на основе разработки, согласования и внедрения общих классификаторов, информационных моделей объектов управления, протоколов и механизмов, обеспечивающих межведомственный доступ к информации, а также разработку соответствующих программных комплексов и баз данных. На основе мероприятий данного направления в Программе предусмотрена отработка интегрированных технологий по формированию, учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, базирующихся на принципе "одного окна";
7) инвентаризацию земель всех форм собственности, предусматривающую выявление и постановку на государственный кадастровый учет фактически используемых, но не учтенных ранее земельных участков;
8) обучение и переподготовку кадров. Особенностью мероприятий данного направления является подготовка кадрового корпуса специалистов, осуществляющих на территории области работы по формированию, технической инвентаризации, кадастровому учету, регистрации прав, эксплуатации программно-технических комплексов, обеспечению информационной безопасности в единой государственной системе учета объектов недвижимости. Предполагается обучение специалистов территориальных органов Минимущества России в учебно-консультационных центрах
на базе Высшей школы приватизации и предпринимательства - института по 10 программам.
Основные мероприятия по реализации Программы, сгруппированные по видам работ, срокам их выполнения, исполнителям, источникам финансирования и ожидаемым результатам приведены в приложении.
6. Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация Программы позволит создать условия для планомерного и последовательного проведения государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений: обеспечения эффективного использования земли и иной недвижимости, активного вовлечения их в хозяйственный оборот, стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости, формирования банка данных о земле и иной недвижимости как единого государственного информационного ресурса.
В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты:
создана автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, позволяющая в рамках единого государственного информационного ресурса обеспечить формирование сведений о недвижимости как объектах гражданско-правового оборота и налогообложения;
сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет по итогам инвентаризации и разграничения собственности на землю фактически существующие на территории области земельные участки. При этом по итогам кадастровой оценки будут актуализированы их экономические характеристики, необходимые для определения налогооблагаемой базы;
созданы условия для разграничения государственной собственности на землю и регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, области и муниципальных образований;
созданы правовая и научно-методическая основы эффективного управления и организации рационального использования земли и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, области и муниципальных образований,
придан импульс процессу передачи в частную собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости;
созданы программно-технические комплексы, внедрены информационные технологии и программное обеспечение управления недвижимостью на уровне области и муниципальном уровне.
развернуты программно-технические комплексы, информационные технологии, программное обеспечение ведения государственного земельного кадастра и учета объектов недвижимости со средствами обеспечения информационной безопасности в 26-и учреждениях кадастрового учета на уровне муниципальных образований и на областном уровне.
создана система электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми органами;
создана информационная база о единых объектах недвижимости, позволяющая сформировать в налоговых органах фискальный реестр в целях перехода на взимание единого налога на недвижимость;
созданы как единый государственный информационный ресурс автоматизированные банки данных о земельных участках, связанных с ними объектах недвижимого имущества, об участках лесного фонда, участках недр, обособленных водных объектах;
сформирована инфраструктура технического сопровождения, обеспечения информационной безопасности, подготовки и переподготовки кадров для систем ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, управления и распоряжения ими на базе региональных центров федерального кадастрового центра "Земля" и Высшей школы приватизации и предпринимательства - института;
подготовлены кадры в области ведения государственного земельного кадастра и учета недвижимости управленческого персонала в сфере управления землей и недвижимостью;
обеспечена открытость и публичность сведений единой системы государственного учета недвижимости на основе государственного земельного кадастра, реализованы технологии эффективного информационного обслуживания участников рынка земли и иной недвижимости.
7. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов в соотношении 60 и 40 процентов соответственно.
Средства областного бюджета в объеме 51,5 млн. рублей предполагается направить на проведение работ по разграничению государственной собственности на землю, развертывание программно-технических комплексов для управления недвижимостью, подготовку и переподготовку кадров в сфере земельных и имущественных отношений на уровне области и муниципальных образований.
Участие муниципальных образований в реализации Программы и финансировании программных мероприятий за счет средств их бюджета определяется соглашениями между областными заказчиками Программы и соответствующими органами местного самоуправления. Объемы и источники финансирования Программы приведены в таблице.
Из федерального бюджета направляются на капитальные вложения - 6,6 млн. рублей, или 8,8%, на прочие нужды - 68,7 млн. рублей, или 91,2%.
---------------------------------------------------------------------\
|Затраты на 2002-2007 годы (млн. рублей, в ценах |
|2001 года) |
--------------------+------------------------------------------------|
|Всего | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
| | год | год | год | год | год |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
Всего по Программе |126,80| 34,07 | 33,61 | 29,37 | 15,95 | 13,80|
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
Из них за счет |75,30 | 19,50 | 20,20 | 17,69 | 9,61 | 8,30 |
федерального бюджета| | | | | | |
в том числе: | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
капитальные вложения|6,60 | 2,90 | 1,40 | 1,30 | 1,00 | - |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
прочие нужды (всего)|68,70 | 16,60 | 18,80 | 16,39 | 8,61 | 8,30 |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
за счет областного |51,50 | 14,57 | 13,41 | 11,68 | | 5,50 |
бюджета в том числе:| | | | | 6,34 | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
кадастровая оценка |3,00 | 1,50 | 1,50 | - | - | - |
земель | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
инвентаризация |16,66 | 5,69 | 3,40 | 3,20 | 2,37 | 2,00 |
земель | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
разграничение |15,97 | 3,60 | 4,00 | 4,00 | 2,27 | 2,10 |
государственной | | | | | | |
собственности на | | | | | | |
землю | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
создание планово- |5,50 | 1,20 | 1,50 | 1,50 | 0,80 | 0,50 |
картографических | | | | | | |
материалов | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
информационно- |8,54 | 2,21 | 2,64 | 2,61 | 0,58 | 0,50 |
техническое | | | | | | |
обеспечение | | | | | | |
--------------------+------+-------+--------+--------+--------+------|
подготовка и |1,83 | 0,37 | 0,37 | 0,37 | 0,32 | 0,40 |
переподготовка | | | | | | |
кадров | | | | | | |
---------------------------------------------------------------------/
Капитальные вложения за счет средств федерального бюджета планируется использовать для:
приобретения средств вычислительной и информационно- коммуникационной техники;
программного обеспечения;
программно-аппаратных средств защиты информации от несанкционированного доступа;
инженерных средств обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы в территориальном органе кадастрового учета и в 26-и районных и городских органах кадастрового учета;
инженерных средств обеспечения жизнедеятельности программно-технических комплексов системы в территориальном органе Минимущества России и в муниципальных образованиях. Средства по статье "прочие нужды", выделяемые за счет средств федерального бюджета, направляются на:
проектирование и разработку системы, создание информационных технологий и специальных программных средств;
создание информационно-технической инфраструктуры и коммуникационных средств в системе управления землей и иной недвижимостью;
информационное обеспечение системы, включая создание и актуализацию автоматизированных баз данных;
работы по внедрению автоматизированных технологий ведения государственного учета недвижимости в единой системе во всех органах кадастрового учета на территории Российской Федерации, управления и распоряжения недвижимостью;
техническую поддержку и обеспечение эксплуатации автоматизированных систем;
проведение институциональных преобразований;
проведение инвентаризации и установление границ между субъектами Российской Федерации;
проведение комплекса ресурсоемких мероприятий, связанных с разграничением государственной собственности на землю и формирование баз данных по земельным участкам федеральной формы собственности;
формирование перечней земель, находящихся в федеральной собственности;
подготовку и переподготовку кадров;
Средства из областного бюджета в объеме 51,5 млн. рублей при реализации настоящей Программы предполагается направить на:
государственную кадастровую оценку земель всех категорий для целей налогообложения;
финансирование работ по инвентаризации земель;
проведение комплекса ресурсоемких мероприятий, связанных с разграничением государственной собственности на землю на собственность области и собственность муниципальных образований и формирование баз данных по земельным участкам областной формы собственности;
регистрацию прав на земельные участки - собственность Псковской области;
создание и обновление картографической основы ведения государственного земельного кадастра как единой системы государственного учета объектов недвижимости, в том числе создание единой опорной межевой сети на территории кадастровых районов;
создание, внедрение и адаптацию программно-технических комплексов;
техническую поддержку и обеспечение эксплуатации автоматизированных систем;
оснащение программно-техническими комплексами автоматизированной системы управления недвижимостью органа, осуществляющего управление и распоряжение областными землями;
подготовку и переподготовку кадров по управлению землей и иной недвижимостью.
Не исключается получение средств из внебюджетных источников за счет развития международного сотрудничества в виде гранта МБРР компонент "Регистрация прав на недвижимость" Жилищного проекта и технической помощи со стороны шведского агентства по международному развитию (СИДА), по которым подписаны и действуют соглашения и договоры. Указанные средства будут направлены на приобретение вычислительной техники, специализированного высокотехнологического оборудования, систем спутникового глобального позиционирования, средств полевых геодезических измерений, а также на специальное обучение российских специалистов, получение опыта и "ноу-хау" наиболее развитых стран с рыночной экономикой. Получаемое по линии указанных проектов оборудование используется для оснащения органов кадастрового учета на территории области, повышения мощности и технических возможностей программно-технических комплексов.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники их финансирования подлежат ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и с учетом реальных возможностей бюджета.
Участие муниципальных образований в реализации Программы и финансировании программных мероприятий за счет средств их бюджетов определяется соглашениями между заказчиками Программы и соответствующими органами местного самоуправления.
8. Механизм реализации программы
Областными заказчиками Программы являются комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Псковской области (далее - Облкомзем) и комитет по управлению государственным имуществом Псковской области.
Областные заказчики Программы осуществляют свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления.
Областные заказчики Программы ежегодно направляют в Главное финансовое управление области и в комитет экономического развития и промышленной политики Псковской области предложения по объемам финансирования конкретных мероприятий, предусмотренных Программой.
Областные заказчики Программы с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения мероприятий Программы уточняют указанные мероприятия, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования.
Финансирование работ по Программе за счет средств областного бюджета производится целевым назначением через соответствующих областных заказчиков.
Выполнение мероприятий Программы организациями и предприятиями осуществляется посредством заключения государственных контрактов между областными заказчиками и исполнителями программных мероприятий.
Конкретные исполнители работ по отдельным мероприятиям определяются областными заказчиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (от 06.05.1999 N 97-ФЗ).
Намеченные Программой мероприятия в части проведения инвентаризации и оценки земель, разграничения земель области и муниципальных образований, картографического обеспечения работ, формирования сведений о границах и землях муниципальных образований, создания информационно-технических комплексов и обучения кадров для управления муниципальной собственностью, финансируемые за счет местных бюджетов, реализуются через соответствующие муниципальные программы, разрабатываемые и утверждаемые органами местного самоуправления.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии со ст.ст. 10, 12 Закона Псковской области "Об областных целевых программах Псковской области" (от 06.03.2000 N 72- ОЗ).
9. Социально-экономическая эффективность программы
Совокупный социально-экономический эффект от реализации Программы достигается за счет проведения структурных изменений в экономике области на основе создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить эффективное использование земель и иной недвижимости.
Прямой экономический эффект от реализации программных мероприятий состоит в увеличении доходов бюджетов всех уровней за счет роста поступлений земельных платежей в результате проведения разграничения государственной собственности на землю и повышения эффективности управления недвижимостью на областном и муниципальном уровнях.
Существенный вклад в увеличение доходных частей бюджетов всех уровней будет достигнут уже на первом этапе реализации Программы за счет расширения охватываемых земельными платежами площадей в результате завершения инвентаризации земель и выявления земельных участков, являющихся объектами налогообложения, переход к установлению налогооблагаемой базы на основе кадастровой оценки земель, организации мониторинга земельных платежей.
Общий экономический эффект от реализации программных мероприятий в период 2003-2007 годов составит более 850 млн. рублей за счет прироста поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней, в том числе на областном уровне - около 170 млн. рублей. Окупаемость затрат на реализацию Программы будет обеспечена в очень короткий срок (2-3 года).
Постоянно обновляемые в системе сведения о количестве и качестве различных категорий земель позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими изменениями, а наличие сведений о правовом режиме использования, включая и субъектов права, конкретизировать адресную направленность при реализации природоохранных мероприятий и персонифицировать ответственность за охрану и состояние любых категорий земель.
Дополнительным эффектом реализации Программы, роль которого в осуществлении структурных реформ на порядок выше поддающейся прямому расчету экономической эффективности, будет активизация сделок на рынке земли и недвижимости, создание благоприятного делового климата и рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, обеспечение оперативности и качества принятия управленческих решений по распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости за счет внедрения современных информационных технологий и повышения достоверности и полноты информации о недвижимости, роста профессионального уровня управленческого персонала.
В целом реализация комплекса программных мероприятий позволит создать в системе управления исчерпывающее правовое, информационное и технологическое обеспечение процессов формирования, учета, оценки и налогообложения недвижимости всех форм собственности, а также управления и распоряжения недвижимостью государственной и муниципальной собственности, позволяющее достичь намеченных Администрацией области целей в сфере социального развития и модернизации экономики.
Приложение
к областной
целевой программе
"Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов
недвижимости Псковской области (2003-2007 годы)"
Перечень мероприятий областной целевой программы
"Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного
кадастра и государственного учета объектов недвижимости
Псковской области (2003-2007 годы)"
Наименование мероприятий | Срок исполнения |
Головные исполнители |
Источник финансирования |
Объем финансирования (млн.рублей) |
Ожидаемые результаты |
|
2003-2007 годы-всего |
в том числе | |||||
2003-2004 2005 год год год |
1. Создание государственного земельного
кадастра как единой системы
государственного учета недвижимости
1.1. Разработка автоматизированной системы 2003-2005 годы Облкомзем Федеральный бюджет 0,40 0,15 0,15 0,10 Специальное программное
ведения государственного земельного кадастра обеспечение для государственного
и государственного учета объектов учета объектов недвижимости всех видов
недвижимости (далее - автоматизированная как объектов права и налогооблоения в
система (ГКЗ и УН) и адаптации автоматизированной системе ГЗК и УН
специального программного обеспечения
Обеспечение ведения баз данных,
сводной аналитической информации для
органов государственной власти и
управления, технической поддержки и
сопровождения программного обеспечения
системы в целом к концу 2007 г.
1.2. Разработка автоматизированных баз 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 19,0 3,00 3,50 4,50 Создание автоматизированных баз данных,
данных и ввод информации по результатам Комитет по управлению Областной бюджет 9,16 3,19 1,40 1,50 содержащих актуальные сведения о земельных
инвентаризации, межевания и оценки земель, государственным имуществом участках и других объектах недвижимости
а также информации о земельных участках и Псковской области
прочно связанных с ними объектах
недвижимого имущества
1.3. Эксплуатация государственной инфор- 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 3,20 0,60 0,80 0,50
мационно - технической инфраструктуры
системы АС ГЗКиУН на территории области
2. Разграничение государственной
собственности на землю
2.1. Формирование и согласование перечней 2003-2007 годы Комитет по управлению Федеральный бюджет 13,50 4,00 4,00 3,25
земельных участков: государственным имуществом Областной бюджет 13,47 3,30 3,50 3,50 Разграничена государственная собственность
- под недвижимым имуществом, находящимся в Псковской области на земли всех категорий и сформированы
государственной и муниципальной перечни земель, находящихся в собственности
собственности и приватизированным из нее Российской Федерации, области и муниципальных
предоставленных территориальным органам образований
государственной власти и местного
самоуправления, государственным и
муниципальным предприятиям и учреждениям,
иным некоммерческим организациям, созданным
органами государственной власти и местного
самоуправления
- сельскохозяйственного назначения
- лесного фонда
- водного фонда
- участков недр
- обороны
- особо охраняемых территорий
- иных категорий.
2.2. Регистрация прав на земельные 2003-2007 годы Комитет по управлению Федеральный бюджет 0,70 0,10 0,20 0,20
участки, включенные в перечни: государственным имуществом Областной бюджет 2,50 0,30 0,50 0,50
- федеральной собственности Псковской области
- собственности области
- муниципальных образований
3. Государственный кадастровый учет
земельных участков и связанных
с ними объектов недвижимого имущества
3.1. Проведение инвентаризации 2003-2006 годы Облкомзем Федеральный бюджет 3,00 1,00 1,00 1,00 Внесение в государственный земельный
землепользований в черте городов Областной бюджет 7,50 2,50 2,00 1,70 кадастр сведений о земельных участках
и других поселений, сведения о которых и иной недвижимости, о ее кадастровой
ранее не были внесены в государственный стоимости
земельный кадастр
3.2. Государственная кадастровая оценка 2003-2005 годы Облкомзем Федеральный бюджет 3,00 1,50 1,50 -
земель всех категорий для целей Областной бюджет 3,00 1,50 1,50 -
налогообложения
3.3. Обновление планово-картографической 2003-2005 годы Облкомзем Федеральный бюджет 2,30 0,80 1,00 0,50
основы для ведения государственного учета Областной бюджет 3,00 1,50 1,50 1,50
объектов недвижимости на землях населенных
пунктов и на межселенных территориях, в
том числе создание единой опорной
межевой сети на территории кадастровых
районов
4. Развертывание в учреждениях по ведению
государственного земельного кадастра и
учета недвижимости программно-технических
комплексов
4.1. Формирование институциональной 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 4,00 0,50 0,70 1,00 Обеспечение автоматизации
структуры государственного Областной бюджет 0,04 0,01 0,01 0,01 процессов формирования, учета,
учета объектов недвижимости в 26-и оценки земельных участков и
кадастровых районах области объектов недвижимости
4.1.1. В том числе
- развертывание и ввод в Федеральный бюджет 4,0 0,50 0,70 1,00
эксплуатацию программно-технических
комплексов автоматизированной системы
государственного кадастрового учета
объектов недвижимости на основе имеющихся
технических средств и модернизации
ранее установленного оборудования
4.2. Развертывание и ввод в 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 1,50 0,50 0,10 0,20
эксплуатацию программно-технического
комплекса автоматизированной системы
государственного кадастрового учета
в органе кадастрового учета на
областном уровне
4.3. Создание структурированной 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 9,50 2,60 2,85 2,50
компьютерной сети, в состав входят 26
муниципальных ПТК, одного ПТК на
уровне области в территориальном
органе власти, ответственном за
ведение единого государственного
учета объектов недвижимости на базе
государственного земельного кадастра
5. Развертывание программно-технических
комплексов, поддерживающих информационные
базы данных по управлению земельными
участками
5.1. Оснащение программно-техническими 2003-2005 годы Комитет по управлению Федеральный бюджет 9,00 3,40 3,00 2,60 Оборудование программно-техническими
комплексами автоматизированной системы государственным имуществом Областной бюджет 7,00 2,00 2,43 1,90 комплексами территориального органа
управления недвижимостью территориального Псковской области Минимущества России и органа по
органа Минимущества России (КУГИ управлению государственным имуществом
Псковской области) области
5.2. Создание информационно-технической 2003-2007 годы Комитет по управлению Федеральный бюджет 0,70 0,15 0,15 0,20
инфраструктуры автоматизированной системы государственным имуществом Областной бюджет 1,50 0,20 0,20 0,70
управления недвижимостью Псковской области
6. Создание системы электронного обмена
сведениями между информационными
системами по государственному учету,
технической инвентаризации,
государственной кадастровой оценке,
государственной регистрации прав и
управлением недвижимостью
6.1. Разработка классификаторов, форматов 2003-2005 годы Облкомзем Федеральный бюджет 0,05 - 0,02 0,02 Обеспечение массового доступа граждан,
обменных файлов, протоколов и порядка Комитет по управлению юридических лиц, органов государственной
взаимодействия. государственным имуществом власти и управления к сведениям единой
Определение методов информационно- Псковской области системы государственного учета объектов
коммуникационного взаимодействия недвижимости
между информационными системами и
подключение к абонентской
компьютерной сети электронного доступа
и обмена сведениями
6.2. Ввод в эксплуатацию информационно- 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 0,02 - - 0,01
справочных WEB-порталов
6.3. Осуществление перехода к единому 2003-2007 годы Облкомзем Федеральный бюджет 0,03 - 0,02 0,01
государственному учету недвижимости на
основе распределенных автоматизированных
банков данных и электронных систем доступа
и обмена сведениями между ними
7. Подготовка кадров, обеспечивающих
государственный кадастровый учет и
управление землей и иной недвижимостью
7.1. Обучение и переподготовка на базе Облкомзем Федеральный бюджет 3,60 0,80 0,80 0,70 Эффективное функционирование систем
окружных учебно-консультационных центров Комитет по управлению Федеральный бюджет 1,30 0,30 0,30 0,30 государственного кадастрового учета и
специалистов по формированию, технической государственным имуществом Областной бюджет 1,53 0,32 0,32 0,32 управления землей и иной недвижимостью.
инвентаризации, государственному учету и Псковской области Повышение уровня профессиональной
оценке объектов недвижимости, по подготовки специалистов
управлению недвижимостью, реформированию
и регулированию земельных и имущественных
отношений
7.2. Подготовка и переподготовка Облкомзем Федеральный бюджет 0,5 0,1 0,1 0,1
специалистов, обеспечивающих: Комитет по управлению Областной бюджет 0,3 0,05 0,05 0,05
- ведение автоматизированных баз государственным имуществом
данных системы государственного учета Псковской области
объектов недвижимости
- функционирование системы электронного
доступа и межведомственного обмена
сведениями
- защиту и информационную безопасность
системы
- техническую поддержку и сопровождение
эксплуатируемых информационных технологий
и программных средств
Итого затрат по основным программным мероприятиям 126,8 34,07 33,61 29,37
В том числе:
федеральный бюджет 75.3 19.5 20.2 17.69
областной бюджет 51.5 14.57 13.41 11.68
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 26 ноября 2002 г. N 213 "Об утверждении областной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Псковской области (2003-2007 годы)"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 28 февраля 2007 г. N 1716