Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
собрания депутатов Себежского района
от 28 декабря 2006 г. N 81
Районная целевая Программа
реструктуризации сети образовательных учреждений
Себежского района в 2007-2008 годах
(утв. решением Собрания депутатов Себежского района Псковской области от 28 декабря 2006 г. N 81)
Цель программы:
Создание необходимых условий для обеспечения доступности высокого уровня качества общего среднего образования обучающимся сельских школ посредством осуществления структурных преобразований муниципальной сети общеобразовательных учреждений;
Задачи:
- повышение качества образовательных услуг, предоставляемых населению сельскими школами;
- расширение спектра возможностей для развития и проявления способностей сельских детей;
- оптимизация муниципальной сети образовательных учреждений;
- совершенствование механизма финансирования деятельности учреждений образования #
Срок реализации 2007-2008 годы
Ожидаемые результаты:
- рост качества подготовки выпускников реорганизованных образовательных учреждений;
- расширение спектра образовательных услуг представляемых населению сельскими школами;
- функционирование механизма нормативного бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений #
Объем и источники финансирования:
Областной бюджет - 400 тыс. руб. Районный бюджет - 8700 тыс. руб.
Контроль за выполнением программы
Отдел образования администрации Себежского района.
I. Анализ состояния системы образования Себежского района
В районе функционируют 6 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования, 12 общеобразовательных школ: 6 основных (из них 5 являются малокомплектными), 6 средних (2 расположены в сельской местности). Все средние школы имеют отделения. При трех средних и трех основных школах работают дошкольные группы.
Статистика показывает, что за последние годы численность учащихся в общеобразовательных учреждениях в связи с неблагоприятной социально-демографической ситуацией сокращается:
- 2000/2001 уч. г. - 2933 учащихся;
- 2001/2002 уч. г. - 2823 учащихся;
- 2002/2003 уч. г. - 2615 учащихся;
- 2003/2004 уч. г. - 2558 учащихся;
- 2004/2005 уч. г. - 2349 учащихся;
- 2005/2006 уч. г. - 2356 учащихся;
- 2006/2007 уч. г. - 2320 учащихся (по состоянию на 01.09.2006 г.)
По прогнозу в 2007/2008 учебном году в школах района будут обучаться 2247 учащихся, в 2008/2009 учебном году - 2199.
Перспективный план приема в 1-е классы общеобразовательных школ
Наименование школ 2007 г. 2008 г. 2009 г.
1кл. Всего 1кл. Всего 1 кл. Всего
Себежская средняя школа 29 474 31 480 42 471
Идрицкая средняя школа 69 549 69 595 82 597
Сосновоборская средняя школа 25 204 16 209 18 208
Кузнецовская средняя школа 18 195 17 194 23 190
Жегловская средняя школа 5 43 2 36 3 33
Себежская основная школа 35 394 30 359 39 355
Дубровская основная школа 4 39 8 41 5 42
Малаховская основная школа 3 38 5 34 3 31
Сутокская основная школа 4 25 4 25 4 25
Глембочинская основная школа 6 41 4 41 7 36
Калининская основная школа 5 38 4 38 6 41
Итого 203 2040 190 2052 232 2029
Обучением и воспитанием детей занимаются 224 педагога. Высшее образование имеют 190 учителей (71,9%), среднее специальное - 68 учителей (25,8%). Большинству педагогов по результатам аттестации присуждены квалификационные категории, высшая - 69 учителей, первая - 129 учителей, вторая - 46 учителей. Ежегодно до 60 педагогических работников повышают свою квалификацию на курсовых мероприятиях ПОИПКРО. По стажу работы педагоги распределяются следующим образом:
- до 2-х лет - 6 человек (2,3%);
- 2-5 лет - 15 человек (5,7%);
- 6-10лет - 23 человека(8,7%);
- 11-20 лет - 87 человек (32,9%);
- более 20 лет - 133 человека (50,4%), из них пенсионеров - 54
человека (20%).
Средний возраст педагогических работников составляет 43,5 года.
В большинстве сельских школ существует и с каждым годом усиливается дефицит квалифицированных учителей иностранного языка, информатики, музыки, ИЗО, физической культуры. Учебные занятия по этим предметам в ряде образовательных учреждений ведут неспециалисты или они отменяются.
Из 12 муниципальных общеобразовательных школ находятся #
- в приспособленных зданиях - 2 школы (Глембочинская основная школа, центр образования);
- в здании, построенном в 30-е годы - одна (Себежская средняя школа);
- в зданиях, построенных в 50-60-е годы - шесть школ (Сосновоборская средняя, Кузнецовская средняя, Себежская основная, Сутокская основная, Дубровская основная, Калининская основная школы);
- школа-новостройка - одна (Идрицкая средняя школа).
В целом существующая сеть образовательных учреждений, финансовое, учебно-материальное и кадровое обеспечение сельских школ не удовлетворяют возросшим образовательным потребностям населения.
Несмотря на предпринимаемые действия со стороны руководителей администрации района, отдела и учреждений образования, большинство сельских школ испытывают недостаток учебного оборудования, школьной мебели, учебников.
Финансово-материальная база сельских образовательных школ
Элементы финансирования материальной базы |
Кузнецовская средняя школа |
Жегловская средняя школа |
Дубровская основная школа |
Малаховская основная школа |
Сутокская основная школа |
Глембочинс- кая основная школа |
Калининская основная школа |
Количество кабинетов - биологии |
нет |
да |
да |
нет |
нет |
нет |
нет |
Наличие кабинета ИВТ | да | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Количество компьютеров | 9 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Количество учащ. на один компьютер |
22 | 26 | 28 | 20 | 14 | 14 | 12 |
Наличие актового зала | нет | нет | да | нет | нет | нет | нет |
Наличие спорт зала | да | да | да | да | нет | нет | нет |
Наличие музея | нет | нет | да | нет | да | нет | нет |
Наличие центр отопл. | нет | да | частично | да | нет | да | нет |
Наличие водопровода | да | да | Да | да | нет | да | нет |
Наличие канализации | да | да | да | да | нет | да | нет |
Наличие мастерских | да | да | да | да | да | да | да |
Выход в Интернет | да | нет | да | нет | нет | нет | нет |
Наличие столовой | да | да | да | да | да | да | да |
Наличие школьного автобуса | да | нет | да | нет | нет | нет | нет |
Наличие автомоб | нет | нет | нет | нет | нет | нет | нет |
Наличие тракторов | да | да | да | нет | нет | нет | да |
Размер учебно-опытного участка (в га) |
0,75 | 1,9 | 1,5 | 0,6 | 0,5 | 0,72 | 0,5 |
Существенные трудности испытывает муниципальная сеть образования в финансовом обеспечении при переходе на нормативно-подушевое финансирование деятельности общеобразовательных учреждений (см. таблицу).
Финансирование общеобразовательных учреждений при переходе в 2007
году на нормативное финансирование
Наименование МОУ ФОТ работников общеобразовательных школ
по нормативу необходимо фактически несоответствие
Себежская средняя школа 4465069 6008653 -1543584
Идрицкая средняя школа 5316172 6452431 -1136259
Сосновоборская средняя школа 1916277 3544694 -1628417
Кузнецовская средняя школа 2366496 3760984 -1394488
Жегловская средняя школа 598375 2070224 -1471849
Дубровская основная школа 559169 1754801 -1195632
Себежская основная школа 3557799 3639391 -81592
Малаховская основная школа 457150 1337795 -880645
Сутокская основная школа 320725 1022519 -701794
Глембочинская основная школа 443681 1271429 -827748
Калининская основная школа 408075 1406886 -998811
Центр образования 2148780 2329303 -180523
Итого 22557768 34599110 -12041342
Наиболее слабым и уязвимым звеном муниципальной системы образования являются сельские малокомплектные школы. Для значительной части учебных заведений данного типа характерно следующее:
- невысокая эффективность образовательного процесса, отсутствие квалифицированного обучения по отдельным учебным дисциплинам, медленное обновление содержания, форм и методов педагогической деятельности;
- отсутствие целостной научно обоснованной системы развития учащихся, психологической, социально-педагогической и валеологической служб помощи школьникам в личностном росте;
- недостаточное информационное обеспечение педагогической деятельности, наличие дефицита профессиональных контактов и общения;
- социальная замкнутость школьного сообщества;
- нехватка финансовых и материально-технических ресурсов для полноценного обеспечения процесса обучения и жизнедеятельности учебного заведения.
Неблагоприятной остается демографическая ситуация в районе (см. таблицу).
Демографическая ситуация в Себежском районе на 1 января 2006 года
Наименование показателей |
Ед. измер. |
1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Численность населения, в том числе сельского |
чел. | 25949 | 25707 | 25354 | 24707 | 24041 | 25343 | 24831 | 24253 | 23746 |
11840 | 11698 | 11502 | 11199 | 10896 | 10592 | 10337 | 10071 | 9783 | ||
Плотность населения в том числе: сельского |
чел./ кв. км |
8,4 | 8,4 | 8,3 | 8,0 | 7,8 | 8,3 | 8,1 | 7,9 | 7,7 |
3,9 | 3,8 | 3,8 | 3,7 | 3,6 | 3,5 | 3,4 | 3,3 | 3,2 | ||
Прибыло | чел. | - | - | 564 | 344 | 350 | 344 | 318 | 192 | 194 |
Выбыло | чел | - | - | 551 | 518 | 504 | 408 | 372 | 357 | 293 |
Миграционная прибыль (+) убыль (-) |
чел. | + 13 | -174 | -154 | -64 | -54 | -165 | -99 | ||
Родилось, в том числе в селе |
чел. | 190 | 197 | 169 | 178 | 177 | 218 | 208 | 207 | 236 |
- | - | - | 74 | 86 | 80 | 84 | 86 | 105 | ||
Умерли, в том числе сельские жители |
чел. | 604 | 583 | 544 | 644 | 686 | 576 | 676 | 639 | 643 |
- | - | - | 336 | 330 | 289 | 325 | 312 | 289 | ||
Естественная убыль | чел. | 414 | 386 | 375 | 466 | 509 | 358 | 124 | 432 | 408 |
Пенсионеры | чел. | 9025 | 8915 | 8706 | 8500 | 8117 | 7805 | 7513 | 7106 | 6987 |
Дети, в т.ч. учащиеся, дошкольники, дети-инвалиды |
чел. | 5133 3977 1156 123 |
5092 3959 1133 118 |
5006 3886 1120 112 |
4799 3713 1086 109 |
4624 3558 1066 102 |
4809 3684 1125 91 |
4653 3492 1161 87 |
4400 3249 1151 72 |
4179 2946 1233 74 |
Население трудоспособного возраста, в том числе работающие, не работающие, зарегистрированные в центре занятости |
чел. | 13140 - - 362 |
13335 6877 6458 268 |
13516 7456 6060 206 |
13524 7133 6391 212 |
13446 7004 6442 342 |
14335 7169 7166 301 |
14351 6659 7692 296 |
14292 6454 7838 360 |
14128 6149 7979 320 |
Ежегодно сокращается численность населения. Смертность в 3 раза превышает рождаемость. Наблюдается естественная убыль населения. Высокой остается безработица.
В ближайшие годы вряд ли возрастут параметры численности трудоспособного населения, особенно в сельской местности, за счет трудоустройства выпускников сельских школ.
Перечисленные проблемы свидетельствуют о необходимости структурных преобразований муниципальной сети общеобразовательных учреждений.
II. Цели и задача реструктуризации сети образовательных учреждений
Целью реструктуризации является обеспечение доступности качественного образования сельским детям посредством осуществления структурных преобразований муниципальной сети общеобразовательных учреждений.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1. Повышение качества образовательных услуг, предоставляемых населению сельскими школами.
2. Расширение спектра возможностей для развития и проявления способностей детей.
3. Оптимизация муниципальной сети образовательных учреждений.
4. Совершенствование механизма финансирования деятельности учреждений образования.
III. Этапы и основные мероприятия по осуществлению структурных преобразований
В ходе реструктуризации предполагается определить базовые (опорные) образовательные учреждения как фундамент модернизации муниципальной системы образования и улучшить в них условия жизнедеятельности и осуществления учебно-воспитательного процесса, поэтапно реорганизовать несколько учебных заведений, отремонтировать и оснастить всем необходимым пришкольные интернаты, обеспечить преподавание специалистами всех учебных предметов, разработать нормативно-правовую базу реализации структурных изменений в сети общеобразовательных учреждений.
В процессе реструктуризации муниципальной сети общеобразовательных учреждений целесообразно выделить 2 этапа (см. таблицу).
Название муниципального Структурные преобразования
общеобразовательного учреждения
I этап - 2006-2007 учебный год
Дубровская основная школа Преобразуется в отделение
Кузнецовской средней школы
Малаховская основная школа Преобразуется в отделение Идрицкой
средней школы
МОУДОД "Петрушка" Преобразуется в дошкольное отделение
д. Александрово Жегловской основной школы
Центр образования Преобразуется в вечерние отделения
Себежской, Идрицкой и Сосновоборской
средних школ
Дом детского творчества Преобразуется в отделения
дополнительного образования средних
школ
II этап - 2008-2009 учебный год
Себежская основная школа Объединяется с Себежской средней
школой
Глембочинская основная школа Преобразуется в отделение Себежской
средней школы
Калининская основная школа Преобразуется в отделение Себежской
средней школы
Сутокская основная школа Преобразуется в отделение Идрицкой
средней школы
Сложность процесса реструктуризации предполагает выбор мероприятий по осуществлению структурных преобразований муниципальной сети общеобразовательных учреждений (см. таблицу).
Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
Создание нормативно-правовой
базы структурных преобразований
на муниципальном уровне:
- разработка положений о январь-март 2007 г. отдел образования
реорганизации учреждений;
- разработка положения об январь-март 2007 г. отдел образования
отделении;
- внесение изменений в уставы по мере необходимости руководители ОУ
образовательных учреждений;
- подготовка и утверждение декабрь 2007 г. отдел образования
программы реструктуризации
сети общеобразовательных
учреждений района на сессии
районного собрания депутатов.
Материально-техническое обеспечение:
- подключение всех школ к сети Интернет; 2007 г. гос. управление
образования
- ремонт школьного интерната Идрицкой 2007 г. администрация района
средней школы;
- приобретение автобусов для подвоза 2007 г. администрация района
школьников.
Работа с кадрами:
- изучение опыта муниципалитетов по 2007-2008 гг. отдел образования,
осуществлению реструктуризации сети руководители ОУ
общеобразовательных учреждений;
- повышение квалификации и 2007-2008 гг. отдел образования,
переподготовка педагогов района; ПОИПКРО
- решение вопросов трудоустройства постоянно отдел образования,
педагогов из реорганизованных центр занятости
образовательных учреждений; населения
- рассмотрение данного вопроса на 1 раз в отдел образования
совете руководителей образовательных полугодие
учреждений.
Информационное обеспечение
процесса реструктуризации:
- статьи в районной газете; 1 раз в квартал отдел образования
- выступления перед родительской в соответствии отдел образования,
общественностью. с планом работы ОУ руководители ОУ
Предполагаемая сеть образовательных учреждений после
реструктуризации:
Школы:
1. Себежская средняя школа; 2. Идрицкая средняя школа; 3.
Сосновоборская средняя школа; 4. Кузнецовская средняя школа; 5.
Жегловская основная школа.
Детские сады:
1. "Теремок" г. Себеж; 2. "Солнышко" г Себеж; 3. "Улыбка" п. Идрица;
4."Золотое зернышко"пгт.Сосновый Бор, 5. "Игрушка" д. Кузнецовка.
Учреждения дополнительного образования:
1. ДЮКФП г. Себеж; 2. ДЮКФП п. Идрица.
<< Назад |
||
Содержание Решение Собрания депутатов Себежского района Псковской области от 28 декабря 2006 г. N 81 "Об утверждении районной целевой... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.