Решение Псковского областного суда Псковской области
от 4 мая 2005 г. N 3-46
Псковский областной суд Псковской области
В составе:
Председательствующего судьи Сладковской Е. В.
при секретаре Тарнаруцкой А.А. с участием прокурора Веселова С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Псковской области о признании Положения об охране земель историко-культурного назначения города Пскова, утвержденного решением Псковского областного Собрания депутатов от 29 июня 1995 года "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова", недействующим в части,
установил:
Заместитель прокурора Псковской области обратился в суд с заявлением о признании пунктов 1.8, 2.1, 2.3, 2.4.,2.5, 2.7, 3.2 Положения об охране земель историко-культурного назначения города Пскова, утвержденного пунктом 4 решения Псковского областного Собрания депутатов от 29 июня 1995 года "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова", недействующими как противоречащие п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25 июня 2002 года за N 73-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2004 года) и ч. 1 ст. 1.1 и ч. 2 ст. 22,1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании прокурор изменил требования и просил пункты 1.8 и 3.2 названного Положения признать недействующими полностью, а пункты 2.1, 2.3, 2.4, 2.5, 2.7 в части названия государственного органа по охране памятников истории и культуры на территории Псковской области (Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры).
Представители Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Государственного комитета по культуре Псковской области и Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области признали требования прокурора, пояснив, что оспариваемое Положение вступило в противоречие с действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия в связи с принятием Федерального закона N 73-ФЗ от 25 июня 2002 года и внесением 3 июня 2004 года изменений в закон Псковской области за N 37-ОЗ от 10 мая 1999 года "О государственной охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Псковской области", и в настоящее время подготовлены соответствующие изменения в оспариваемое Положение.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 11 названного выше федерального закона N 73-фз от 25 июня 2002 года государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Аналогичная правовая норма содержится и в статье 6 областного закона "О государственной охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры Псковской области" N 37-ОЗ от 10 мая 1999 года (в редакции от 3 июня 2004 года).
Как следует из объяснений ответной стороны и постановления Администрации Псковской области N 295 от 21 июля 2004 года "О внесении изменения и дополнений в Положение о Государственном комитете по культуре Псковской области, утвержденное постановлением Администрации Псковской области от 31.12.2002 г. N 436" органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны памятников истории и культуры, на территории Псковской области является Государственный комитет по культуре Псковской области.
Таким образом оспариваемые прокурором правовые нормы подлежали своевременному приведению в соответствие с действующим законодательством, чего сделано не было, а поэтому указание в настоящее время Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области в названном Положении от 29 июня 1995 года в качестве государственного органа (Госорган), который осуществляет государственный контроль в области государственной охраны и использованию памятников истории и культуры, незаконно.
Не соответствует действующему законодательству и пункт 3.2 оспариваемого Положения, который возложил на административную комиссию городской администрации рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности юридических и физических лиц за нарушение правил охраны и использования земель историко-культурного назначения.
В соответствии с ч. 2 ст. 22.2 Кодекса РФ Об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации от имени органов, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Создание административных комиссий при органах местного самоуправления и рассмотрение ими дел об административных правонарушениях предусмотрено законом Псковской области "Об административных правонарушениях на территории Псковской области" N 268-ОЗ от 4 мая 2003 года.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть, противоречит Федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, сообщение об этом публикуется в печатном издании (ч. 2 и ч З. ст. 253 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 197-199 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Псковской области удовлетворить полностью.
Признать пункты 1.8 и 3.2 в полном объеме, пункты 2.1. 2.3, 2.4, 2.5 и 2.7 в части названия государственного органа (Госоргана) охраны памятников истории и культуры на территории Псковской области - Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Положения об охране земель историко-культурного назначения города Пскова, утвержденного п.4 решения Псковского областного собрания депутатов от 29 июня 1995 года "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова" недействующими со дня вынесения решения (с 4 мая 2005 года).
Сообщение о принятом решении опубликовать в газете "Псковская правда" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий |
(подпись) |
Мотивированное решение составлено 12 мая 2005 г.
Судья |
(подпись) Сладковская |
Решение вступило в законную силу 16 мая 2005 г.
Секретарь |
(подпись) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного суда Псковской области от 4 мая 2005 г. N 3-46
Настоящее решение вступило в законную силу 16 мая 2005 г.
Текст решения опубликован в газете "Псковская правда", N 104, от 24 мая 2005 г.