Решение Псковского областного суда
от 26 июля 2007 г. N 3-72/07
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 10 октября 2007 г. N 91-Г07-23 настоящее решение оставлено без изменения
Псковским областным Собранием депутатов был принят Закон Псковской области "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Псковской области" от 8.05.2007 года N 656-ОЗ, которым определены меры социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета.
Данный нормативный акт опубликован в газете "Псковская правда" N 94-95 от 15 мая 2007 года и вступил в законную силу 26 мая 2007 года.
Заместитель прокурора Псковской области обратился в Псковский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия статьи 4 областного закона, которой предусмотрена частичная оплата стоимости лекарственных средств при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной или муниципальной систем здравоохранения некоторых категорий граждан:
- детей до 3-х лет и детей из многодетных семей до 6 лет при условии, что семья, в которой они проживают, имеет среднедушевой доход выше величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в области,
- граждан, страдающих злокачественными образованиями, сахарным диабетом, расстройствами (в том числе эпилепсией), бронхиальной астмой, а также абз. 1 статья 3 Закона области N 656-ОЗ, согласно которому бесплатно лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения обеспечиваются только дети, проживающие в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в области, из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего закона.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям статьи 153 Федерального Закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначении", которым утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Кроме того, прокурор ссылается на нарушение субъектом Российской Федерации части 4 статьи 253 ГПК РФ, поскольку Псковским областным судом 11 сентября 2006 года и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2006 года признаны несоответствующими федеральному законодательству аналогичные нормы, ущемляющие права граждан на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, содержащиеся в Законе Псковской области "Об областном бюджете на 2006 год" N 513-ОЗ (Приложение N 24), аналогичное решение принято Псковским областным судом 26 марта 2007 года и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 20 июня 2007 года по закону Псковской области от 26 декабря 2006 года N 621-ОЗ "Об областном бюджете на 2007 год" (Приложение N 25).
Представитель Псковского областного Собрания депутатов не признала требования прокурора, пояснив, что субъект Российской Федерации - Псковская область, принимая оспариваемый закон, действовала в пределах своей компетенции, установленной статьей 6 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", утвержденных Верховным Судом РФ 22 июля 1993 году N 5487-1 (в редакции закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Также, по мнению ответной стороны, постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" не может рассматриваться как акт федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Ссылку заместителя прокурора области на Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 (в редакции от 14 февраля 2002 года) считает несостоятельной, указанное Постановление не может применяться как противоречащее Основам законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).
Не считает нарушенным и пункт 4 статьи 253 ГПК РФ, поскольку ранее рассмотренные дела касались правоотношений между бюджетами разных уровней.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российская Федерация и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Положениями Федерального закона от 22 июля 1993 года N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема, предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки и оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.
Однако, согласно перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначении" при амбулаторном лечении лиц, страдающих онкологическими заболеваниями, бронхиальной астмой, диабетом, шизофренией, эпилепсией, дети первых 3-х лет жизни и дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данное Постановление не отменено, то есть продолжают действовать федеральные гарантии бесплатного отпуска лекарств определенным категориям населения.
Между тем, согласно статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
- в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
- при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Приведенные положения свидетельствуют о сохранении обязанности государства по предоставлению мер социальной поддержки соответствующим категориям граждан при изменении порядка их предоставления, что корреспондирует конституционному принципу поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Предусмотренная статьей 4 закона Псковской области "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" от 8 мая 2007 года частичная оплата больными лекарственных средств, которые ранее они приобретали бесплатно, ухудшает их положение и лишает установленных ранее льгот.
Статьей 3 закона области N 656-ОЗ (абз.1) возможность, бесплатного обеспечения детей лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной систем здравоохранения поставлена в зависимость от величины среднедушевого дохода семьи, в то время как данная мера социальной поддержки, исходя из смысла ст.153 ФЗ N 122-ФЗ, должна предоставляться детям до 3 лет и детям до 6 лет из многодетных семей безусловно.
То есть, оспариваемые нормативным актом некоторые льготы отменены, а условия предоставления других - ухудшены.
В связи, с чем суд соглашается с доводами прокурора о том, что, осуществляя полномочия по установлению порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении согласно ст.6 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан", законодательный орган Псковской области, несмотря на содержащийся в ст.153 Федерального закона N 122-ФЗ запрет на уменьшение совокупного объема финансирования льгот и выплат и ухудшение условий их предоставления, неправомерно нарушил права отдельных категорий граждан на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, установив для них частичную оплату в размере 90% стоимости лекарственного средства, но не превышающим 100 рублей в месяц, не предусмотрев больным диабетом бесплатные спирт, шприцы и иглы к ним, средств диагностики, то есть, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству.
Более того, оспариваемые прокурором нормы противоречат и абз.2 статьи 2 того же закона Псковской области от 8 мая 2007 года N 656-ОЗ, в соответствии с которым названной категории граждан предоставляется мера социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами при амбулаторном лечении в учреждениях здравоохранения государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Пунктом 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта, а в силу пункта 3 этой же статьи решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или акте, воспроизводящем его содержание.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Псковского областного суда от 26 марта 2007 года признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункт 2.2 "Порядка предоставления, расчета и использования субвенции местным бюджетам на предоставление мер отдельным группам населения социальной поддержки в лекарственном обеспечении" (Приложение 25 к Закону Псковской области "Об областном бюджете на 2007 год" от 29 декабря 2006 года N 621-ОЗ) в той мере, в какой он не устанавливает бесплатное предоставление больным диабетом изделий медицинского назначения, а также пункт 2.6 указанного Порядка полностью, то есть оспариваемые прокурором положения Закона области по настоящему делу аналогичны ранее признанным судом недействующими.
Таким образом, Псковским областным Собранием депутатов повторно принят акт того же действия и в нарушение решения суда, что противоречит требованиям статьи 13, части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку вступившее в законную силу судебное постановление является обязательным для всех без исключения органов государственной власти и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта, как уже было указано выше.
В соответствии со статьей 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению, а доводы ответной стороны не могут быть приняты во внимание.
Утверждение представителя областного Собрания депутатов о том, что оспариваемый закон области имеет другой предмет регулирования, не состоятелен, поскольку и в Приложении 25 к Закону Псковской области "Об областном бюджете на 2007 год", и в оспариваемом Законе области речь идет о мерах социальной поддержки отдельных групп отдельных групп населения в лекарственном обеспечении, несмотря на разные названия правовых актов.
Согласно части 2 и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Удовлетворить требования заместителя прокурора Псковской области.
Признать абзац 1 статьи 3 Закона Псковской области "О мерах социальной поддержки в лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" от 8 мая 2007 года N 656-ОЗ недействующим в той части, в какой он ограничивает бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей уровнем среднедушевого дохода семьи, в которой проживают дети, а также признать недействующей полностью статью 4 этого же Закона со дня принятия.
Сообщение о принятом судом решении опубликовать в газете "Псковская правда" после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме через Псковский областной суд.
Решение составлено в окончательной форме 31 июля 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Псковского областного суда от 26 июля 2007 г. N 3-72/07 (извлечение)
Текст документа официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного суда РФ от 10 октября 2007 г. N 91-Г07-23 настоящее решение оставлено без изменения