Решение Арбитражного суда Псковской области
от 23 апреля 2007 г. N А52-780/2007
(извлечение)
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Псковской области (далее - Управление) от 09.02.2007г. N 07-р проведена плановая проверка филиала Закрытого акционерного общества "Псковский молочный комбинат" (далее - Общество) - "Опочецкий завод пищевых продуктов".
В ходе проверки выявлено нарушение, выразившееся в осуществлении филиалом "Опочецкий завод пищевых продуктов" сброса сточных вод в реку Великая без наличия соответствующего документа на право пользования водным объектом, что отражено в акте проверки от 20.02.2007г. N 1208-03.
В тот же день, 20.02.2007г., Управление вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
21.03.2007г. в присутствии уполномоченного представителя Общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Общество признано совершившим административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 7.6 КоАП РФ.
28.03.2007г. Управление вынесло постановление о назначении административного наказания, которым Закрытое акционерное общество "Псковский молочный комбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Закрытое акционерное общество "Псковский молочный комбинат" просит признать вышеуказанное постановление незаконным и отменить, ссылаясь на то, что вины Общества в совершении правонарушения нет, поскольку предприняты все меры для оформления "разрешительных документов на пользование водным объектом"; Общество имеет разрешение на сброс загрязняющих (вредных) веществ в водные объекты, выданное Закрытому акционерному обществу "Псковский молочный комбинат" для филиала "Опочецкий завод пищевых продуктов", срок действия разрешения с 01.01.2006г. по 30.06.2007г.; в силу статьи 4.5 КоАП РФ истек срок на привлечение к административной ответственности, так как подобного рода правонарушение не относится к длящимся.
Управление просит в удовлетворении требования отказать, мотивируя свою позицию тем, что факт правонарушения имел место; Общество своевременно не обратилось в соответствующий орган ни для продления срока ранее действующей лицензии на водопользование, ни для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование; использование водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, является длящимся правонарушением, в связи с чем сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.
Суд считает, что требование удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Филиал Закрытого акционерного общества "Псковский молочный комбинат" - "Опочецкий завод пищевых продуктов" пользуется водным объектом - рекой Великой с целью сброса сточных вод. До 01.01.2007г. в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995г. N 167-ФЗ использование водных объектов осуществлялось при условии получения специального разрешения (лицензии). Такое разрешение было выдано Обществу для филиала "Опочецкий завод пищевых продуктов" 28.08.2003г. - лицензия на водопользование (поверхностные водные объекты) N 00172, срок действия лицензии - 3 года.
С 01.01.2007г. вступил в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006г. N 74-ФЗ (далее - Кодекс). Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 11 Кодекса водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципальных образований предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" от 03.06.2006г. N 73-ФЗ водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Согласно статье 7.6 КоАП РФ самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законом, а равно без заключенного в соответствии с законом договора либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
На момент проверки 20.02.2007г. Общество не располагало ни лицензией с неистекшим сроком действия, ни решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Довод заявителя о том, что им были приняты все зависящие от него меры для оформления "разрешительных документов", суд не принимает, как неосновательный.
Как указано выше, лицензия на водопользование N 00172 выдана Обществу 28.08.2003г. сроком на 3 года, то есть срок действия данной лицензии истек 28.08.2006г. Согласно пункту 3.3 Условий пользования водными объектами, являющихся неотъемлемой частью лицензии, срок подачи заявки на продление лицензии - не менее 2-х месяцев до окончания срока действия лицензии.
Однако с заявлением о выдаче лицензии на водопользование Общество обратилось в соответствующий орган - Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов лишь 08.12.2006г. (исх. N 870).
Письмом от 17.01.2007г. N Р8-14/9 отдел водных ресурсов по Псковской области названного управления сообщил Обществу о том, что в связи с большим объемом представленных заявочных материалов в отношении ЗАО "Псковский молочный комбинат" не было принято решение о предоставлении водного объекта в пользование, Обществу предложено в семидневный срок забрать представленные ранее материалы (данное письмо и заявочные материалы получены Обществом 19.01.2007г.).
26.01.2007г. Общество представило в Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию (далее -Комитет) заявление о предоставлении водного объекта в пользование (исх.N 57) и документы на 75 листах.
С письмом от 30.01.2007г. N 233 Комитет возвратил пакет документов, сославшись на то, что в заявлении сведения не соответствуют требованиям пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. N 844; представлен не полный пакет документов (в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2006г. N 844 представление неполного пакета документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование); кроме того, в январе 2007г. Комитет не осуществляет прием документов для принятия решения о праве пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности на территории Псковской области.
Надлежаще оформленное заявление о предоставлении водного объекта в пользование и полный пакет документов были направлены обществом в Комитет 15.03.2007г. (исх. N 162) и в этот же день приняты последним.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, а также то, что Водный кодекс Российской Федерации N 74-ФЗ и Федеральный закон "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" N 73-ФЗ были опубликованы в Российской газете 08.06.2006г., суд считает, что Закрытым акционерным обществом "Псковский молочный комбинат" не были приняты все меры для своевременного получения документов на право пользования водным объектом в спорный период. Каких-либо препятствий для своевременного обращения Обществом за получением соответствующих документов, судом не установлено.
Суд не принимает и ссылку Общества на наличие разрешения на сброс загрязняющих (вредных) веществ в водные объекты сроком действия с 01.01.2006г. по 30.06.2007г., поскольку этот документ служит для установления предельного количества вредных веществ, находящихся в сточных водах при их сбросе и не является документом на право пользования водным объектом.
Неоснователен довод Общества о пропуске срока на привлечение к административной ответственности.
По мнению суда, Управление правомерно отнесло спорное правонарушение к длящимся.
В части 1 статьи 4.5 КоАП РФ прописано: постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
По настоящему делу правонарушение обнаружено 20.02.2007г., постановление о привлечении к административной ответственности принято 28.03.2007г., таким образом, срок на привлечение к административной ответственности ответчик не нарушил.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.
Вопрос о распределении судебных расходов суд не рассматривает в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В иске отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Псковской области от 23 апреля 2007 г. N А52-780/2007 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Псковской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании