Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Псковской городской Думы
от 30 января 2008 г. N 307
Концепция
развития муниципальных библиотек города Пскова
(утв. решением Псковской городской Думы от 30 января 2008 г. N 307)
"Библиотека - это единственный социальный институт, ...# который мог бы взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение доступности информации"
(из Российской Национальной программы поддержки и развития чтения)
"Библиотечное обслуживание на территории муниципального образования признается социально значимым видом деятельности".
(из Модельного стандарта деятельности муниципальной библиотеки Псковской области)
Пояснительная записка
Цель Концепции - определение направлений деятельности по сохранению, развитию и эффективному использованию библиотечных ресурсов для обеспечения активизации культурной жизни Пскова, информационного образования и совершенствования библиотечного обслуживания населения города Пскова в соответствии с задачами современной культурной политики.
Данная Концепция определяет модели библиотечного обслуживания населения г. Пскова и возможности их развития, определяет цели и функции публичных библиотек на основе анализа состояния информационно-библиотечного обслуживания, экономических, социально-культурных изменений в обществе и их влияния на функционирование библиотечной системы в целом.
При разработке Концепции ее авторы учитывали основные позиции Российской государственной политики в области библиотечного дела, приоритеты Российской библиотечной ассоциации на ближайшее десятилетие и другие нормативно-правовые акты и Рекомендации библиотечных сообществ.
Концепция призвана служить базой для определения основных направлений и разработки программ развития библиотечного обслуживания в городе Пскове с 2008 до 2011 года.
Введение
Город Псков - один из значительных городов Псковской области и Северо-Запада РФ, имеющий яркие страницы истории и сложившиеся культурные традиции. В городе присутствует активно развивающаяся социокультурная политика, где особое место отводится деятельности культурных учреждений, среди которых выделяются городские библиотеки.
Новое общество требует обновленной системы библиотек, системы, которая была бы ответом на возрастающие информационные потребности, способствовала решению социальных проблем населения. Основная цель библиотек сегодня - предоставление свободного равного доступа к информации всем категориям граждан.
Библиотечное пространство в Пскове формируют 11 муниципальных библиотек (Центральная городская библиотека и десять ее библиотек-филиалов), из них: 4 детских библиотеки, остальные - смешанного типа. Несколько библиотек имеют профиль деятельности: историко-краеведческий, духовного развития, семейного чтения и другие.
Миссия библиотек, как в традиционном, так и в цифровом пространстве:
"Библиотеки являются хранителями и распространителями
информационных, образовательных и культурных ресурсов,
выступая в качестве местных центров культуры и знаний".
Осознание библиотеками важности своей миссии, повышение потребности населения в общей культуре и информационной в том числе, быстрое развитие средств хранения и передачи информации требуют новой организации библиотечно-информационного обслуживания, которое выступает важным компонентом культурной деятельности в городе.
Эта деятельность позволит библиотекам от своего "затратного" статуса перейти к новой роли важнейшего ресурса муниципального развития. Главное при этом - перенос акцента с традиционного представления о библиотеках как "ресурса для культуры" на "культуру как ресурс".
Новизна настоящей Концепции определяется современными социально-экономическими процессами, происходящими в стране. Реформирование системы организации местного самоуправления привело к изменению принципов бюджетного финансирования: введено финансирование услуг, оказываемых библиотеками, их конкретных программ и проектов.
В результате реализации Концепции предполагается достигнуть положения, когда библиотечная сеть города Пскова будет обладать достаточным комплектом ресурсов для реализации своего профессионального и творческого потенциала
Правовая база
Управление ЦБС базируется на основных правовых актах- нормативных, регламентирующих, направляющих библиотечную деятельность:
Манифест ЮНЕСКО о публичных библиотеках (утвержден 60-й генеральной конференцией ИФЛА, 1994 г.)
Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек (июнь 2001 г.)
Манифест ИФЛА об ИНТЕРНЕТ (утвержден генеральной конференцией ИФЛА, 01.05.02)
Александрийский манифест о библиотеках. Информационное общество в действии (принят генеральной конференцией ИФЛА 11.11.05)
Федеральный закон "О библиотечном деле.." (29.12.94 N 78-ФЗ)
Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" (20.07.04 N 72-ФЗ)
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" (06.10.2003 N 131-ФЗ)
Предложения по развитию системы саморегулирования в библиотечном деле (приняты Коллегией Минкультуры РФ 10.04.06)
Основные направления и приоритеты государственной библиотечной политики (приняты Коллегией Минкультуры РФ 28.03.05)
Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (принят 24.05.01 VI Конференцией РБА)
Манифест РБА о публичной библиотеке (принят на VIII Конференции РБА, май 2003 г.)
Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований (проект РБА, май 2007 г.)
Концепция библиотечного обслуживания детей в России (принята на VIII Конференции РБА, 2003 г.)
Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек ЦБС (принято X конференцией РБА, май 2005 г.)
Национальная программа поддержки и развития чтения (проект Федерального агентства по культуре и кинематографии, 2007 г.)
Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря (принят IV Конференцией РБА 22.04.99)
Закон Псковской области "О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов" (05.02.96 N 2-ОЗ)
Модельный стандарт деятельности муниципальных библиотек Псковской области (принят Псковской библиотечной ассоциацией 19.10.1996)
Нормативно-правовые документы ЦБС г. Пскова (Устав, Коллективный договор, Положения, Правила и др.).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер вышеупомянутого Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах" следует читать как "09.07.93" "5351-I"
См. также часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ
Размещение, доступность библиотечной сети, ее структура, сохранение
и развитие
Библиотечное обслуживание населения в городе Пскове осуществляет Муниципальное учреждение культуры "Централизованная библиотечная система" г. Пскова (в дальнейшем именуемая ЦБС).
Наличие публичных библиотек в городском округе является обязательным.
Проблемы: согласно нормативам "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" требуется:
- 1 библ. на 10 - 15 тыс. жителей; 1 детская на 4 - 7 тыс. жителей до 15 лет, следовательно, общее число населения города Пскова предполагает увеличение количества библиотек до 14. Число жителей отдельных микрорайонов в связи со строительством возрастает, что ведет к росту числа пользователей библиотеки, а следовательно, к увеличению нагрузки на библиотеку.
- площадь 1 библиотеки - 700 кв. м, следовательно, общая площадь библиотек ЦБС г. Пскова должна составлять - 7700 кв. м (реально муниципальные библиотеки имеют площадь - 3422,4 кв. м). ЦБС не имеет специально построенных библиотечных зданий. Все библиотеки находятся в приспособленных помещениях 1 этажей жилых домов и частично в пристройках. Ни одна библиотека ЦБС не имеет отдельного помещения для проведения массовых мероприятий (конференций, чтений и других крупных форм), для детских библиотек это является нормативным требованием.
Реструктуризация и оптимизация библиотечной сети обеспечит ее сохранение и развитие.
Структура Муниципального учреждения культуры
"Централизованная библиотечная система"
г. Пскова (11 библиотек):
Центральная городская библиотека (ул. Конная, 6) - центр деловой и оперативной информации |
Методический центр в системе библиотек, в котором сосредоточены административные органы и функциональные службы, обеспечивающие управление и организационно-методическое руководство. |
Филиал N 1 (ул. Алехина, 10) - библиотека семейного чтения |
Основная задача - организация семейного досуга, способствующего взаимопониманию родителей и детей на основе общего интереса к книге. В библиотеке отсутствуют помещения для размещения книжного фонда и организации читального зала, но востребованы. В микрорайоне ведется новое жилое строительство, и в будущем библиотека не сможет справиться с возрастающим потоком посетителей, для чего и требуется увеличение площади. |
Филиал N 2 (Октябрьский пр., 19а) - историко-краеведческая библиотека им. И.И.Василёва |
Краеведческий профиль библиотеки требует увеличения площадей для размещения специализированных фондов, проведения крупных форм краеведческих мероприятий (олимпиады, чтения и др.) |
Филиал N 3 (ул. Труда, 20) - библиотека "Родник" |
Профиль - формирование духовности через чтение классической литературы. Реорганизация библиотеки предусматривает выделение помещения под организацию конференц-зала, который будет востребован другими библиотеками и социальными партнерами. |
Филиал N 5 (ул. Поселочная, 15) - библиотека "Диалог" |
Информационный и культурный центр микрорайона Завокзального района. |
Филиал N 6 (ул. Н. Васильева, 83а) |
Информационный и культурный центр микрорайона Любятово |
Филиал N 7 (Октябрьский пр., 21) - детская библиотека "ЛиК" (Личность и Культура) |
Формируется по принципу "библиотека - территория толерантности" |
Филиал N 9 (Рижский пр., 14) - детская библиотека |
Деятельность библиотеки формирует ребенка как нравственную личность, обеспечивает дополнительное литературное образование. |
Филиал N 10 (ул. Новоселов, 11) - детская библиотека "РаДуГа" |
Является центром экологического краеведения, имеет в структуре методический кабинет экологической информации. |
Библиотека-центр общения и информации (ул. Юбилейная, 87а) |
Центральная детская библиотека, однако, в силу сложившихся обстоятельств обслуживает детей и взрослых. Отсутствие достаточных площадей снижает качество обслуживания пользователей и замедляет процесс развитие библиотеки как методического центра по работе с детьми. |
Библиотека - общественный центр микрорайона Псковкирпич (ул. Карбышева, 4) |
Библиотека сохраняет свое важное значение, являясь культурным, информационным и общественным центром. |
Выводы:
- важнейшая задача оптимизации библиотечной сети муниципальных библиотек - рациональное размещение библиотек на территории города, уточнение зоны библиотечного обслуживания каждым филиалом, численности проживающего населения. Это позволит привести возможности библиотек в соответствие с объективными потребностями пользователей. Моделирование библиотек и определение сферы их деятельности дает возможность выбора приоритетов и организации работы в рамках профиля и библиотечных программ.
- модернизация внутренней структуры позволит библиотекам оперативно реагировать на современные потребности населения.
- в плотно населенном районе Завеличье необходимо строительство и открытие новой библиотеки, что снизит сверхнагрузку в библиотеке-центре общения и повысит качество обслуживания детей и взрослых.
Статистический аспект деятельности библиотек ЦБС
(на 01.01.2007)
Количество библиотек | 11 |
Количество жителей на 1 библиотеку | 17900 |
Книжный фонд | 593000 |
Фонд периодических изданий | 68700 |
Новые поступления | 12000 |
Количество изданий на 1 жителя | 3 |
Книговыдача | 1314600 |
Выдано книг (1 библиотекой) | 119500 |
Количество читателей | 57300 |
Количество читателей на 1 библиотеку | 5200 |
Количество посещений | 373000 |
Количество посещений на 1 библиотеку | 33900 |
Комплектование и организация библиотечных фондов
Оптимальная система комплектования и организации фондов - важнейший фактор обеспечения пользователям доступности библиотечных документов.
При этом:
1. Универсальность фонда остается главной характеристикой большинства библиотек ЦБС.
2. Профилирование библиотечных фондов должно осуществляться осмотрительно и не вести в результате к сокращению обслуживания какой-либо группы пользователей.
3. Специализация определенной части фондов (книжных, электронных и др.) может стать основой развития новых направлений деятельности, создать собственное лицо библиотеки.
Нормативы:
новые поступления - 36 тыс. экз. (в ЦБС - 8 - 10 тыс.),
книгообеспеченность на 1 жителя - 5 - 7 томов (в ЦБС - 3 тома),
обновляемость фонда - 5% (в ЦБС - 2,4%).
Проблемы:
- недокомплектование библиотек как результат недофинансирования. Повышение стоимости книг и периодических изданий не компенсируется дополнительными финансовыми средствами, в результате - приобретение ограниченного ассортимента наименований в количестве 1 - 2 экземпляров на 11 библиотек, старение фонда отраслевой литературы, увеличение процента ветхой книги.
- процесс оцифровки фонда для увеличения экземплярности высоковостребованных изданий затруднен ввиду отсутствия достаточных технических средств и дополнительных кадров,
- требуется создание системы обеспечения сохранности фондов в соответствии с ГОСТами (подключение пожарно-охранной сигнализации в библиотеках и др.).
Модель современного фонда (основные характеристики):
- постоянная обновляемость,
- оптимальный объем, глубина и полнота документов (отраслевое и видовое разнообразие с учетом новых отраслей знаний, наук и направлений),
- информативность, способность обеспечивать удовлетворение профильных запросов пользователей,
- оптимальная обращаемость, динамичность.
Формирование справочно-библиографического аппарата библиотек
Развитие библиотек ЦБС определяется качеством организации и последующей модернизацией справочно-библиографического аппарата.
Каждая библиотека имеет собственную и корпоративную систему каталогов и картотек.
С учетом современных требований особо перспективные форматы:
- электронный каталог,
- электронная картотека,
- электронная база данных,
- электронный вариант справочных изданий.
Выделение в структуре центральной городской библиотеки правового центра как самостоятельной единицы с введением в штат библиотекаря-библиографа информационных ресурсов для работы с официальными справочно-правовыми базами данных обеспечит качественное формирование справочно-библиографического аппарата социально-правовой направленности.
Информатизация и компьютеризация библиотек
Информатизация библиотек призвана не только реально модернизировать библиотечные технологические процессы, но и повлечь принципиальные изменения в психологии библиотекаря и пользователя, сформировать имидж современной библиотеки.
Информатизация - стратегическое направление развития всех библиотек ЦБС - обеспечит:
- качественный и оперативный доступ к информации широкому кругу граждан через создание и развитие собственных электронных ресурсов, в том числе краеведческих и по неопубликованным документам органов местного самоуправления;
- участие библиотек ЦБС в межбиблиотечном сотрудничестве и кооперации с целью использования общих ресурсов и создания единого библиотечного пространства - основной идеи программы ЮНЕСКО "Информация для всех", программы "Электронная Россия";
- развитие дополнительных библиотечных услуг;
- организация в библиотеках автоматизированных мест пользователей и общественных пунктов доступа к сети Интернет.
Нормативы:
- на 10000 пользователей не менее 10 компьютеров, объединенных в локальную сеть, 2 принтера, 1 сканер, точка подключения к Интернет, обязательное наличие в каждой библиотеке копировально-множительной техники,
- организация автоматизированных рабочих мест - 1 компьютер на 2 сотрудников (на 74 библиотечных специалиста ЦБС - 22 компьютера, по норме - 37).
Проблемы:
- отсутствие квалифицированных специалистов, финансовых средств на переобучение персонала и средств на техническую модернизацию.
- важен и необходим сетевой аспект. Библиотеки ЦБС - единое электронное пространство, а это означает возможность для читателя каждой библиотеки использовать возможности локальной сети: объединенный электронный каталог, Интернет-ресурсы, электронную доставку документов.
- единый подход в выборе программного обеспечения и технических средств обеспечит эффективное взаимодействие библиотек в едином информационном пространстве Пскова и потребует значительных затрат.
Вывод: процесс компьютеризации должен обеспечиваться дополнительным целевым бюджетным финансированием.
Библиотечные функции и услуги
Библиотеки оставляют за собой информационную, просветительскую, мемориальную, ценностно-ориентированную функции, направленные на актуализацию культурного наследия, воссоздание национальной памяти.
Тенденции функционирования библиотек ЦБС:
положительные:
- мониторинг деятельности и спроса на библиотечные услуги
- участие библиотек в социальных, образовательных, культурных проектах муниципалитета и за его пределами
- социальное партнерство на основе договоров о культурном сотрудничестве
- работа по привлечению спонсоров, участие в конкурсах
- библиотеки как место встречи общественных организаций и движений
отрицательные:
- изношенность помещений и оборудования
- устаревшее компьютерное оборудование
- старение кадров
Существенное развитие информационных функций и услуг, аккумулирование сторонних и создание собственных информационных ресурсов, предоставление равного доступа к национальным и мировым информационным сетям обеспечивают усиление роли библиотек в обществе, способствуют повышению спроса на библиотечные услуги.
Совершенствование библиотечного обслуживания должно происходить за счет повышения качества услуг и расширения их номенклатуры, при этом необходимо сохранять равновесие при оказании традиционных бесплатных услуг и дополнительных, которые определяются Положением о платных услугах.
К обязательным услугам, финансируемым органами местного самоуправления, должны относиться услуги по обеспечению:
- комплектования и сохранности библиотечных фондов,
- доступа населения к информационным ресурсам,
- приобщения населения к культурным ценностям через организацию массовой и досуговой деятельности,
- повышения квалификации специалистов библиотек.
Бесплатные услуги, предоставляемые библиотекой пользователю:
- предоставление справочно-библиографического аппарата, в том числе электронного, раскрывающего содержание фонда библиотеки,
- консультационные услуги поиска информации по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, в том числе электронному каталогу,
- предоставление во временное пользование библиотечных документов в читальных залах, на абонементе пользователям библиотеки,
- организация массовых мероприятий (встреч, конференций, презентаций и т.д.) для пользователей по плану библиотеки,
- участие в организации читательских объединений, клубов для пользователей;
- организация книжных выставок, просмотров с целью ознакомления пользователей с фондами библиотеки;
- методическая помощь библиотекам по основным направлениям библиотечной деятельности.
Проблемы:
- технологическая модернизация библиотек,
- развитие сервисных услуг изменяет должностные и функциональные обязанности сотрудников, требования к подбору и переобучению специалистов,
- конкуренция на рынке информационных услуг приводит к повышению качества имеющихся и появлению новых библиотечных услуг.
Основные перспективные услуги муниципальной библиотеки:
1. информационные (поиск деловой и адресной информации, онлайновый доступ к полнотекстовым базам отечественных и зарубежных библиотек и др.)
2. консультационные (индивидуальное консультирование по обучению пользованием мультимедиа, Интернет, помощь в организации дистанционного обучения и др.)
3. сервисные (сканирование, оформление деловых бумаг, пользование электронной почтой и факсом, перевод документов на иностранные языки и др.).
Выводы: оказание данных услуг требует наличия технических средств высокого качества, подготовленных специалистов, дополнительных помещений.
Библиотечное обслуживание детей
Библиотечное обслуживание детей муниципальными библиотеками признается как специализированное и приоритетное, учитывающее их возможности как растущих и развивающихся личностей, а также равные возможности детских библиотек на внедрение и использование новых технологий обслуживания и доступа к информации.
Обслуживание детей осуществляют:
- 3 специализированные детские библиотеки,
- Библиотека-центр общения и информации для детей и взрослых, имеющая статус центральной детской библиотеки как исследовательского и методического центра по детскому чтению и работе с детьми,
- 5 библиотек имеют абонементы, обслуживающие детей.
Основные задачи библиотечного обслуживания детей:
- развитие и саморазвитие ребенка через приобщение к чтению,
- участие в формировании творческих способностей,
- обеспечение открытости библиотеки для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями,
- обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.
Проблемы: отсутствие ресурсов нового качества- устаревание фонда отраслевой литературы, низкий приток новых книг, недостаточное видовое разнообразие, небольшой ассортимент периодических изданий, отсутствие экземплярности. Чтение не рассматривается взрослыми и детьми как основное средство обучения и развития.
Основные направления развития обслуживания детей:
- укрепление материально-технической базы детских библиотек, создание привлекательной внешней и внутренней среды,
- при формировании фондов учитывать рекомендации Модельных стандартов: 30% выделяемых средств использовать на комплектование детских библиотек, изменение видовой структуры фондов за счет приобретения документов на различных носителях,
- информатизация и компьютеризация детских библиотек на приоритетной основе,
- распространение информации, формирующей библиотечно-информационную культуру детей, оказание консультационной помощи родителям, руководителям детского чтения.
- в рамках "Национальной программы поддержки и развития чтения" заботиться о росте престижности чтения в детской среде через создание условий для активизации детского чтения.
Непрерывное профессиональное образование и кадровая политика
Современные требования к профессии библиотекаря:
- высокие профессиональные знания, умения, навыки
- компьютерная грамотность, навыки поиска информации на носителях разных видов
- способность оказывать консультационные услуги
- высокая языковая культура
- высокий уровень общей культуры и широкий кругозор
- необходимые личностные качества, моральные и деловые - коммуникабельность, внимание, толерантность и др.
Специалист должен быть готов осуществлять качественную библиотечную деятельность и высоким профессиональным требованиям.
Проблемы: низкая заработная плата в отрасли приводит к сокращению профессионально подготовленных кадров, их отток в другие сферы деятельности; не позволяет принять на работу специалистов: компьютерщиков, психологов, социологов, менеджеров-управленцев; закрепить в библиотеках молодых дипломированных специалистов.
Основные направления кадровой политики:
- формирование системы подготовки кадров, отвечающей современным требованиям (менеджмент качества, маркетинговые исследования, использование PR-технологий),
- стимулирование развития профессиональной творческой среды (конкурсы, система поощрений, организация творческих командировок),
- улучшение условий труда сотрудников библиотек,
- обеспечение социальной защиты (закрепление выплаты надбавок за непрерывный библиотечный стаж, доплаты, премирование, обеспечение жильем в целях привлечения и закрепления молодых специалистов и др.)
Социальное партнерство
Социальное партнерство, предполагающее взаимовыгодное сотрудничество и равную ответственность сторон для достижения устойчивого развития, применимо в нескольких сферах:
- с законодательными и исполнительными органами власти,
- с информационными службами (СМИ),
- образовательными учреждениями,
- учреждениями культуры,
- религиозными общинами и конфессиями,
- с бизнесом (экономическое партнерство),
- общественными инициативами, фондами и организациями,
- с библиотеками (профессиональное партнерство).
Проблемы: недооценка роли библиотек и их возможностей как ресурса социально-экономического развития города, потребительское отношение к библиотечным ресурсам, отсутствие установки на их развитие, непризнание библиотечных событий как информационного повода для освещения в СМИ.
Выводы: в области координации действий с социальными партнерами необходимо широкое информирование населения о возможностях библиотек через проведение крупных акций, размещение на сайте ЦБС материалов, направленных на формирование у населения понимания ценности книги и чтения, создание попечительского совета, в который войдут представители власти, бизнеса, творческих союзов и общественных организаций.
Главные задачи: активизация социальной направленности библиотечной деятельности и вовлечение общественности в решение библиотечных проблем.
Финансирование библиотек
Развитие библиотек ЦБС должно и в дальнейшем определяться статусом муниципального учреждения культуры, поэтому основной объем финансирования должен происходить в рамках муниципального бюджета.
Проблемы:
- отсутствие в бюджете города отдельной защищенной статьи на комплектование библиотечных фондов.
- отсутствие правового акта по усилению ответственности учредителя за исполнение его обязанностей по отношению к библиотекам, в котором закрепить базовые нормы финансирования ЦБС, занижение которых будет запрещено.
Основным механизмом в экономической области может стать целевое финансирование:
- проектный метод (выделение финансовых средств под конкретные библиотечные программы и проекты),
- муниципальный социальный заказ (при этом основой являются социально востребованные библиотечные услуги, предоставляемые жителям).
Вывод: при формировании бюджета муниципалитета объем финансирования библиотек ЦБС учитывать в соответствии с "Базовыми нормами организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований".
Заключение
В результате реализации Концепции развития муниципальных библиотек город получит современную библиотечную систему, работающую с учетом новых технологий, способную предоставить равный свободный доступ к информации и не только адекватно ответить, но и предвосхитить запросы горожан, библиотечную систему, достойно представляющую культуру нашего города.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.