Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Псковской городской Думы
от 18 апреля 2008 г. N 385
Муниципальная целевая программа "Развитие системы
дошкольного образования города Пскова
на 2008 - 2012 годы"
(утв. решением Псковской городской Думы от 18 апреля 2008 г. N 385)
Паспорт
муниципальной целевой Программы "Развития системы дошкольного
образования города Пскова на 2008 - 2012 годы"
Наименование программы | Муниципальная целевая Программа "Развитие системы дошкольного образования города Пскова на 2008 -2012 годы" |
Основные нормативные документы |
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции от 24.10.2007); Федеральный закон от 22.08. 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 г. N 677 "Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении". |
Заказчик программы | Администрация города Пскова |
Основной разработчик программы |
Управление образования Администрации города Пскова |
Цель программы | Создание условий для повышения качества дошкольного образования |
Задачи программы | 1. Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование; 2. Повышение качества дошкольного образования; 3. Охрана жизни и укрепления здоровья детей; 4. Качественное совершенствование кадрового состава системы дошкольного образования. |
Сроки реализации программы | 2008 - 2012 годы |
Перечень основных мероприятий программы |
Удовлетворение потребности населения местами в дошкольных учреждениях; совершенствование нормативной правовой базы деятельности муниципальных дошкольных образовательных учреждений и муниципальной системы дошкольного образования в целом; формирование и реализация экономических механизмов развития муниципальной системы дошкольного образования; повышение качества дошкольного образования; укрепление материально - технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий; обеспечение безопасности в дошкольных образовательных учреждениях; обеспечение мер по социальной поддержке работников муниципальной системы дошкольного образования. |
Исполнители основных мероприятий программы |
Управление образования Администрации г. Пскова, муниципальные дошкольные образовательные учреждения. |
Источники финансирования | - областной бюджет; - муниципальный бюджет; |
Объемы финансирования программы |
Всего - 92600,6 тысяч рублей В том числе: - муниципальный бюджет - 91770,6 тыс. рублей - региональный бюджет - 830,0 тысяч рублей, в том числе по годам: - 2008 г. - 19543,6 тыс. руб.; - 2009 г. - 23600,5 тыс. руб.; - 2010 г. - 26877,8 тыс. руб.; - 2011 г. - 11841,9 тыс. руб.; - 2012 г. - 10736,8 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Повышение качества образовательных услуг населению; 2. Укрепление материально - технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений города; 3. Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях. 4. Повышение профессионального образования педагогического состава системы дошкольного образования |
Контроль за исполнением программы |
Администрация города Пскова, Псковская городская Дума |
1. Введение
Муниципальная целевая Программа "Развитие системы дошкольного образования города Пскова на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и является организационной основой для реализации государственной политики Администрацией города Пскова в области дошкольного образования.
Программа определяет стратегию приоритетного развития системы дошкольного образования в городе и меры по ее реализации. Основные цели и задачи Программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами дошкольных образовательных учреждений, которые учитывают особенности микрорайонов, самих учреждений, целей, задач, направлений их деятельности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации и Псковской области к ведению муниципального образования "Город Псков" и дошкольных образовательных учреждений.
Программа разработана коллективами творческих групп, руководимых Управлением образования Администрации города Пскова, с учетом предложений депутатов Псковской городской Думы, членов Совета Администрации города и других органов Администрации города Пскова, администраций и педагогических коллективов муниципальных дошкольных образовательных учреждений, общественных организаций.
Программа имеет муниципальный статус. Реализация Программы будет способствовать развитию муниципальной системы дошкольного образования, сохранению общественной стабильности, развитию тесного взаимодействия муниципальной и региональной систем образования.
2. Содержание проблемы развития дошкольного образования и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сложившаяся система дошкольного образования в городе Пскове является первой ступенью общей педагогической системы, при этом ее можно рассматривать как самостоятельную социально-педагогическую систему.
Дошкольное образовательное учреждение создается обществом для выполнения конкретных целей в сфере "Образование": для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Для обеспечения общедоступного дошкольного образования в городе действует разветвленная сеть, состоящая из 47 муниципальных дошкольных учреждений и 5 дошкольных отделений при муниципальных общеобразовательных учреждениях. В данных учреждениях обучается и воспитывается более 8100 детей, причем их количество ежегодно возрастает.
В настоящий момент положительная динамика деятельности муниципальных дошкольных учреждений обуславливается следующими мерами:
- введением в действие новых групп в дошкольных учреждениях, используемых не по назначению. Только за последние пять лет их открыто 32;
- регулированием размера родительской платы за содержание детей в ДОУ и поддержанием ее на социально-приемлемом уровне, введением компенсации части платы родителям (законным представителям) за содержание детей в указанных учреждениях в соответствии с законодательством РФ;
- рационализацией и дифференциацией сети ДОУ по видам и категориям, позволяющей обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка. Услуги оказываются детям с нормой развития, тубинфицированным, имеющим нарушения речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталость, с аллергопатологией;
- дифференцированным режимом работы ДОУ:
11 групп работает в круглосуточном режиме,
283 группы - в 12 часовом,
80 групп - в 10 часовом,
7 групп - в 3-4 часовом;
- распространением механизма регуляции качества (аттестации и аккредитации) ДОУ. Ежегодно показатели по этим двум процедурам растут. За 2007 год число аккредитованных дошкольных учреждений возросло на 10 учреждений, их стало 42;
- созданием образовательных учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, обеспечивающих оптимальные организационные условия преемственности между дошкольным и школьным образованием. В этом году появилось новое дошкольное отделение при МОУ "Псковская общеобразовательная школа - интернат";
- разработкой и внедрением альтернативных форм дошкольного образования, основанных на кратковременном пребывании детей в ДОУ. Таких групп (по модели В) в городе 7;
- ростом педагогического мастерства педагогических кадров. Качественный сравнительный анализ педагогического состава показал, что в дошкольных учреждениях работает 609 воспитателей, имеющих высшее образование. Это на 39 человек больше, чем в прошлом учебном году. На 13 человек возросло количество педагогов, которые в ходе прохождения квалификационной аттестации получили высшую категорию;
- материальной поддержкой работников дошкольных учреждений. Это стало возможным благодаря предоставления льготы по родительской плате за содержание детей в дошкольных учреждениях, чьи дети посещают детские сады, установлением надбавок к должностным окладам младшим воспитателям в размере 50% должностного оклада и воспитателям, имеющим 7 и 8 разряд, в размере 30% должностного оклада.
- участием дошкольных образовательных учреждений и педагогов детских садов в муниципальном конкурсе в рамках Национального проекта "Образование". Победителями стали 3 детских сада и 4 воспитателя;
-совершенствованием нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность городской системы дошкольного образования;
- проведением маркетинговых исследований и по их результатам организации дополнительных образовательных и других видов услуг для детей, посещающих детские сады и "неорганизованных" дошкольников. Вариативные дополнительные образовательные услуги получают 8091 ребенок;
- участием в общественной жизни города. Ежегодно растет количество участников и призеров конкурса "С любовью к городу". Художественные коллективы дошкольных учреждений выступают в концертах, посвященных Дню защиты детей, Дню милиции и т. д.;
- участием в федеральном эксперименте "Долевое финансирование ДОУ", цель которого заключалась в разработке вариативных подходах к финансированию ДОУ с учетом современных социально-экономических особенностей в регионах разных типов экономического развития (донорский, дотационный, депрессивный). Главным вопросом в данном проекте было разделение образовательных и социальных услуг, которые предлагает населению ДОУ.
Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры, в работе системы дошкольного образования города есть проблемы, требующие решения. Основной проблемой является сокращение бюджетного финансирования муниципальных дошкольных учреждений.
Для исполнения требований, изложенных в п.3 ст.5 "Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования", в п.п. 2 п.1 ст. 31 "Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования", Законе Российской Федерации "Об образовании", необходимо создать такие организационные и экономические условия, которые позволили бы обеспечить реализацию права граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
В настоящее время в городе спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. На 1 ноября 2007 года городская очередь на устройство ребенка в детский сад составляет 4009 человек, в т.ч. детей 2005 года рождения - 1300 чел.; 2006 г.р. - 1752 чел.; 2007 г.р. - 957. В 2008 году ДОУ смогут принять только 1100 человек.
Учитывая проблему недостаточности мест в дошкольных образовательных учреждениях для предоставления общедоступного дошкольного образования, следует рассматривать два пути, как использование внутренних резервов (открытие дополнительных групп) и строительство новых детских садов (Рижский микрорайон, Овсище, Сиреневый бульвар).
В особом внимании и в максимальной ресурсной поддержке нуждается материально - техническая база дошкольных образовательных учреждений города, которая в настоящий момент требует обновления на 70%, износ инженерных сетей составляет 86%, высок процент износа мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования.
Осуществляя работу по охране жизни и здоровья детей, дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в обновлении спортивного оборудования и инвентаря, как в групповых помещениях, так и в спортивных залах, прогулочных площадках. В медицинских кабинетах ощущается недостаток физиотерапевтического оборудования, медикаментов.
Здания у 45% дошкольных учреждений не имеют пожарной сигнализации, у многих в недостаточном количестве имеются первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные рукава и т. д. Все дошкольные учреждения имеет предписания Госпожнадзора по Псковской области по демонтажу сгораемой облицовки стен на путях эвакуации, замены глухих решеток на окнах на распашные.
Для выполнения производственного контроля по соблюдению санитарных норм в детских садах, прохождения профосмотров сотрудников требуются регулярные и в полном объеме поступления денежных средств из бюджета города на счета дошкольных учреждений. Для выполнения санитарно-гигиенических требований, изложенных в СанПинах, учреждениям необходимо финансирование для замены посуды, хозяйственно-бытового инвентаря, спецодежды для сотрудников.
Не обновлялось программно-методическое обеспечение образовательного процесса, а именно: самих обновленных программ, методических рекомендаций и пособий, дидактического демонстрационного и раздаточного материала, технических средствами, развивающими играми и компьютерными программами. Предметно-развивающая среда не в полной мере соответствует требованиям реализуемых программ.
Другой проблемой системы дошкольного образования, повышения его качества, эффективности является кадровое обеспечение и, прежде всего, педагогическими кадрами.
Наблюдается старение кадров. Около 10% воспитателей - пенсионеры. Наблюдается текучесть педагогических кадров. Молодые специалисты не закрепляются в дошкольных образовательных учреждениях. Имеют место вакансии воспитателей (в 2007 году - 78 вакансий). Все это следствия низкой заработной платы в сфере дошкольного образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении ряда лет социально - бытовые вопросы.
Существующая муниципальная система дошкольного образования, ее материальная база, статус педагогического работника детского сада не в полной мере соответствуют современным потребностям и запросам населения города.
Сегодня дошкольное образование города находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации данной системы к новым социально - экономическим условиям.
Необходимость принятия данной муниципальной программы связана, с одной стороны, с осуществлением ряда федеральных и региональных программ, с вступлением в силу новых нормативных правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству дошкольного образования, и, с другой стороны - с пересмотром подходов к перспективам социально - экономического развития города и повышения качества жизни населения.
Реализация мероприятий Программы позволит повысить качество, мобильность и доступность дошкольного образования, укрепить материально - техническую базу муниципальных дошкольных образовательных учреждений, увеличить количество мест в дошкольных образовательных учреждениях и повысит профессиональное образование педагогического состава системы дошкольного образования.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для повышения качества дошкольного образования
Задачи Программы:
1. Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование;
2. Повышение качества дошкольного образования;
3. Охрана жизни и укрепления здоровья детей;
4. Качественное совершенствование кадрового состава системы дошкольного образования
5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
Ориентировочный общий объем финансирования Подпрограммы (в ценах 2007 года) составляет 92600,6 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
Источник финансирова- ния |
2008 год (в тыс. руб.) |
2009 год (в тыс. руб.) |
2010 год (в тыс. руб.) |
2011 год (в тыс. руб.) |
2012 год (в тыс. руб.) |
Всего (в тыс. руб.) |
Муниципаль- ный бюджет, |
18713,6 | 23600,5 | 26877,8 | 11841,9 | 10736,8 | 91770,6 |
Региональный бюджет |
830,0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 830 |
ИТОГО | 19543,6 | 23600,5 | 26877,8 | 11841,9 | 10736,8 | 92600,6 |
6. Мероприятия по реализации муниципальной целевой Программы "Развитие системы дошкольного образования г. Пскова на 2008-2012 г."
7. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- Повышение уровня удовлетворенности родителями качеством и доступностью предоставляемых услуг муниципальными дошкольными образовательными учреждениями;
- Укрепление материально - технической базы муниципальных дошкольных образовательных учреждений города;
- Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- Повышение профессионального образования педагогического состава системы дошкольного образования.
8. Риски реализации Программы
Успех реализации Программы зависит от выполнения программных мероприятий в части обеспечения исполнителей своевременным финансированием. Невыполнение указанных условий может являться основанием для переноса отдельных программных мероприятий на более поздний срок.
9. Система управления и контроль за реализацией Программы
Система управления реализацией Программы направлена на эффективное планирование хода выполнения основных мероприятий, координации действий участников Программы, контроля (мониторинга) состояния работ по Программе, выработки решений при фактическом или предполагаемом возникновении отклонения хода работ от плана.
Текущее управление реализацией Программы, организационно техническое сопровождение договоров и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Управлением образования Администрации города.
Контроль выполнения Программы осуществляет Администрация города и Псковская городская Дума.
Ход выполнения Программы и программных мероприятий рассматривается на аппаратных совещаниях Управления образования и рабочих совещаниях комитета по социальным вопросам Псковской городской Думы, при необходимости и на сессиях Псковской городской Думы, на заседаниях Совета Администрации. Промежуточные и окончательные итоги работы по Программе рассматриваются гласно на городских педагогических конференциях с привлечением педагогической общественности.
Для обеспечения эффективного контроля за ходом реализации Программы будут установлены: перечень и характеристики информации о ходе и промежуточных результатах реализации Программы; порядок сбора и форма предоставления информации (запросная или отчетная); периодичность предоставления информации (при отчетной форме); ответственные за сбор информации; схема информационных потоков.
Управление образования ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты на основные мероприятия, механизм реализации Программы и состав исполнителей. А также по итогам года направляет в Администрацию города статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы.
10. Авторы Программы:
Михненка Н.В., начальник Управления образования Администрации города Пскова; Мягченкова Л.Ф., заместитель начальника Управления образования Администрации города, Шадрунова А.Е. заместитель начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Управления образования Администрации города Пскова.
<< Назад |
||
Содержание Решение Псковской городской Думы от 18 апреля 2008 г. N 385 "Об утверждении муниципальной целевой Программы "Развитие... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.