Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Чуфистова И.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 октября 2023 года, принятые по административному делу N 2а-858/2023 по административному иску Матвеевой Татьяны Владимировны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Матвеева Т.В. обратилась в Зеленоградский районный суд Калининградской области с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ТУ Росимущества в Калининградской области), в котором просила признать незаконным отказ названного территориального управления Росимущества в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность за плату.
В обоснование административного иска Матвеева Т.В. указала, что по договору купли-продажи от 17 января 2023 года она приобрела в собственность у ФИО1 индивидуальный жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", который расположен на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 800 кв. м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, предоставленный по договору аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, заключённому 20 декабря 2001 года на срок до 19 декабря 2050 года.
По утверждению истца, она обратилась в ТУ Росимущества в Калининградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, однако получила отказ с указанием на то, что границы посёлка Лесной не определены в кадастровом учете.
По мнению истца, такой отказ не соответствует закону.
Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 июля 2023 года административный иск Матвеевой Т.В. удовлетворён - признан незаконным отказ ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 15 марта 2023 года N в предоставлении в собственность за плату Матвеевой Т.В. земельного участка с кадастровым номером 39:05:020302:48. Этим же решением на ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области возложена обязанность заключить с Матвеевой Т.В. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 39:05:020302:48, площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 октября 2023 года решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 июля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной на решение Зеленоградского районного суда Калининградской области от 18 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 октября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 15 декабря 2023 года, в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 декабря 2023 года, представитель ТУ Росимущества в Калининградской области ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, ссылаясь на несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что Матвеевой Т.В. с 25 января 2023 года на праве собственности принадлежит жилой дом, 2011 года постройки, с кадастровым номером N, площадью 38, 2 кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Данный жилой дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 800 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
Земельный участок является собственностью Российской Федерации с 05 июня 2017 года и находится в аренде у Матвеевой Т.В. сроком до 19 декабря 2050 года на основании соглашения, заключённого 17 января 2023 года об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.12.2001 N.
15 февраля 2023 года Матвеева Т.В. обратилась в ТУ Росимущества в Калининградской области с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N.
15 марта 2023 года ТУ Росимущества в Калининградской области отказало в предоставлении земельного участка в собственность, с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особым режимом использования территории национального парка "Куршская коса" и является ограниченным в обороте; в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют границы населенного пункта пос. Лесной.
Поселок Лесной Зеленоградского района Калининградской области включен в границы Национального парка "Куршская коса", учрежденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 N 423 "О создании государственного природного национального парка "Куршская коса" в Калининградской области".
Решением поселкового Совета депутатов МО "Сельское поселение Куршская коса" от 25.12.2012 N 44 утвержден Генеральный план МО "Сельское поселение "Куршская коса", на основании которого в кадастровый учет были внесены, в том числе и границы пос. Лесной.
Решением Калининградского областного суда от 06.12.2016 Генеральный план МО "Сельское поселение "Куршская коса" признан недействующим.
Законом Калининградской области от 27.04.2015 N 420 "Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования "Зеленоградский район", и организации местного самоуправления на объединённой территории" посёлок Лесной включён в состав территории Зеленоградского городского округа.
В настоящее время на территории Зеленоградского муниципального округа действует утверждённый Постановлением Правительства Калининградской области от 31.03.2021 N 166 Генеральный план МО "Зеленоградский городской округ", а также Правила землепользования и застройки вышеназванного муниципального образования, принятые решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 31.08.2021 N 99.
Из ответа ППК "Роскадастр" по Калининградской области от 27.06.2023 следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах пос. Лесной Зеленоградского района (реестровый номер границы 39:05-4.3). Указанная граница внесена на основании постановления Правительства Калининградской области от 31.03.2021 N 166 "О внесении изменений в Генеральный план МО "Зеленоградский городской округ".
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 27, 39.3, 39.16, 39.20, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьёй 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", исходил из того, что Матвеева Т.В. как собственник жилого дома и арендатор земельного участка имеет право на приобретение за плату земельного участка под жилым домом, при этом оспариваемое решение не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка в собственность за плату.
При этом суды, признавая право Матвеевой Т.В. на приобретение находящегося у неё в аренде земельного участка в собственность за плату, сочли установленным, что земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте, то есть не имеется обстоятельств, предусмотренных подп. 6 п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса.
Полагая, что обстоятельства, на которые ссылался представитель ТУ Росимущества, не могли служить основанием для отказа истцу в предоставлении земельного участка в собственность, суд, указав на длительность периода нарушения прав истца, возложил на административного ответчика обязанность заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, посчитав их основанными на правильном применении норм материального права и представленных сторонами доказательствах.
Выводы судов нельзя признать правильными.
В силу пункта 2 стать 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий, помимо прочих, относятся земли особо охраняемых природных территорий (п. 2 ст. 94 Земельного кодекса) к которым, в свою очередь, законом отнесены земли национальных парков (ст. 95 Земельного кодекса).
Статьей 3.1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", введенной Федеральным законом от 30.12.2020 N 505-ФЗ, предусмотрены особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи Закона, населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается; такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена; предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
Тем не менее, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30.12.2020 N 505- ФЗ, положения статьи 3.1 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса РФ применяются к населённым пунктам, сведения, о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом суд апелляционной инстанции, оценивая обоснованность довода апелляционной жалобы о том, что границы пос. Лесной не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, счёл этот довод противоречащим ответу Филиала ППК "Роскадастр" по Калининградской области от 27.06.2023, а утверждение представителя ТУ Росимущества о том, что проект Генерального плана Зеленоградского городского округа не согласован с Минприроды Российской Федерации, отверг, указав, что данное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку такого условия для предоставления земельного участка в собственности за плату без проведения торгов закон не содержит.
С данным выводом суда апелляционной инстанции нельзя согласиться.
Согласно статьям 20, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы существующих населённых пунктов в обязательном порядке подлежат отображению в генеральном плане и правилах землепользования и застройки.
В соответствии с частью 4.1 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки, в порядке, предусмотренном законодательством о градостроительной деятельности подлежат согласованию проекты документов территориального планирования муниципальных образований - в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков, а также проекты правил землепользования и застройки - в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р национальный парк отнесен к ведению Минприроды России.
Согласно пункту 5.43 (4) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года N 1219, Министерство согласовывает в пределах своей компетенции в соответствии с частями 1, 2.1, 6.1 статьи 21 и частями 1, 4.1, 7.1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект схемы территориального планирования муниципальных районов, проект генерального плана городского округа, проект генерального плана поселения, изменения в утвержденную схему территориального планирования муниципальных районов, изменения в утвержденный генеральный план городского округа, изменения в утвержденный генеральный план поселения.
Таким образом, учитывая, что на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" расположен национальный парк "Куршская коса", который относится к особо охраняемой природной территории федерального значения, проекты документов территориального планирования подлежали обязательному согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса). Нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
Однако ни Рослесхоз, ни Минприроды России не принимали решений о согласовании проектов генеральных планов поселения или Зеленоградского городского округа, в том числе о согласовании границ населенных пунктов на территории национального парка "Куршская коса".
Исходя из системного толкования статей 27, 94, 99 Земельного кодекса ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, относящиеся к землям особо охраняемых территорий и историко-культурного назначения, но только те из них, которые прямо указаны в пункте 5 статьи 27 этого же Кодекса.
Согласно подпункту 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Постановлением Правительства Калининградской области от 31 марта 2021 года N 166 утверждены изменения в Генеральный план, согласно которым ряд земельных участков МО "Зеленоградский городской округ" отнесены к функциональной зоне "Зона озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса)".
В соответствии с внесёнными в Генеральный план муниципального образования изменениями решением окружного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский городской округ" от 31 августа 2021 года N 99 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Зеленоградский городской округ", согласно некоторые земельные участки отнесены к территориальной зоне Р-1 "Зона городских парков,, скверов, садов, бульваров, зеленых насаждений общего пользования".
В соответствии с частью 1 стать 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда могут быть отнесены не только лесные земли, но и нелесные - то есть земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), а также земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Пересекают ли границы испрашиваемого истцом в собственность земельного участка земли лесного фонда, суд апелляционной инстанции не выяснял, несмотря на довод представителя ТУ Росимущество в апелляционной жалобе о том, что Генеральный план МО "Зеленоградский городской округ" с учётом внесённых в него изменений не согласовывался Рослесхозом и Минприроды России; довод апелляционной жалобы о том, что сведения о границах посёлка Лесной внесены в ЕГРН по состоянию на 13 июля 2017 года на основании Генерального плана МО "Сельское поселение Куршская коса" признанного вступившим в законную силу решением суда недействительным, суды оценивали руководствуясь полученными сведениями из филиала публично-правовой компании "Роскадастр" по Калининградской области и соответствующего запроса в Росреестр, к компетенции которого в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии относится ведение ЕГРН, не направляли.
Кроме того, в нарушение части 3 статьи 29, части 1 статьи 307, части 2 статьи 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, резолютивная часть апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда содержит подписи только двух судей из состава коллегии, что в силу пункта 5 части 1 статьи 310, части 3 статьи 328 этого же Кодекса служит безусловным основанием для отмены постановленного по делу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 11 октября 2023 года отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Калининградский областной суд.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объёме изготовлено 7 марта 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.