Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Степанова П.В, судей Тетюева С.В, Печенкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Чернушинского городского округа Пермского края на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 декабря 2023 года по административному делу N 2а-699/2023 по административному исковому заявлению прокурора Чернушинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чернушинского городского округа Пермского края незаконным, возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в нормативное состояние.
Заслушав доклад судьи Тетюева С.В, возражения прокурора Ботева В.Ю, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чернушинского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чернушинского городского округа Пермского края (далее - Администрация), выразившегося в непринятии мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны (далее - ЗСГО) - противорадиационного укрытия по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Нефтяников, 5, понуждении Администрации принять меры к приведению ЗСГО в соответствие с требованиями законодательства в срок до 31 декабря 2025 года.
В обоснование иска указано, что прокурором Чернушинского района совместно с территориальным органом МЧС России проведена проверка сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования. Установлено, что противорадиационное укрытие (инвентарный номер 8755-25), площадью 207, 4 кв.м, расположенное по адресу: Пермский край, г. Чернушка, ул. Нефтяников, 5, находящееся в муниципальной собственности, передано в безвозмездное пользование НП "Чернушинская федерация хоккея", используется в мирное время в нуждах населения и ограниченно готово к приему укрываемых. По результатам проверки главе Администрации внесено представление об устранении выявленных нарушений от 21 апреля 2022 года N 2-21-2022. При повторном обследовании на предмет исполнения представления установлено, что ранее выявленные нарушения устранены не в полном объеме, в связи с чем прокурор обратился с административным иском в суд.
Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 12 сентября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 декабря 2023 года, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию защитного сооружения гражданской обороны - противорадиационного укрытия (инвентарный N 8755-25), площадью 207, 40 кв.м, по адресу: г. Чернушка, ул. Нефтяников, 5. На Администрацию возложена обязанность принять меры по приведению противорадиационного укрытия в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, СП 88.13330.2022 "СНиП II-11-77* Защитные сооружения гражданской обороны" в срок до 31 декабря 2025 года.
В кассационной жалобе, поданной 18 января 2024 года, административный ответчик просил отменить указанные судебные акты в части признания Администрации незаконно бездействующей в принятии мер по надлежащему содержанию ЗСГО. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что часть выявленных прокурором нарушений была устранена Администрацией в ходе рассмотрения дела, в связи с чем исковые требования были уточнены; Администрацией подготовлен сметный расчет на ремонт ЗСГО, при корректировке бюджета муниципального образования будет рассмотрен вопрос о финансировании ремонта; Администрация принимала и принимает меры надлежащие меры по приведению ЗСГО в нормативное состояние.
В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие не явившихся в суд представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, которые извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328 КАС РФ).
Таких оснований по данному делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается собранными доказательствами, 31 марта 2022 года зарегистрировано право собственности муниципального образования Чернушинский городской округ Пермского края на нежилое здание площадью 207, 4 кв.м (инвентарный номер 8755, кадастровый номер 59:40:0011403:1625) 1978 года постройки, расположенное по адресу: Пермский край, Чернушинский район, г. Чернушка, ул. Нефтяников и используемое в качестве противорадиационного укрытия.
По итогам проведенной прокуратурой Чернушинского района в марте 2022 года проверки исполнения требований законодательства в сфере содержания, использования и эксплуатации сооружений гражданской обороны на территории муниципального образования Чернушинский городской округ Пермского края главе администрации округа внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о гражданской обороне от 21 апреля 2022 года.
Рассмотрев представление, Администрация разработала и утвердила план устранения нарушений с установлением срока их устранения в период с 1 июня 2022 года до 1 января 2027 года, должностное лицо Администрации, ответственное за данное направление работы, привлечено к дисциплинарной ответственности.
2 ноября 2022 года нежилое помещение с кадастровым номером 59:40:0011403:1625 передано Администрацией в безвозмездное пользование НП "Чернушинская федерация хоккея" на срок по 30 сентября 2023 года для организации занятий физической культурой и спортом.
24 февраля 2023 года на ЗСГО составлен паспорт.
К моменту обращения прокурора в суд с административным иском (6 марта 2023 года) и моменту рассмотрения дела судом первой инстанции по существу (12 сентября 2023 года) выявленные прокурором нарушения Администрацией в полном объеме не устранены.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 1, 2 6, 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, и исходил из того, что ЗСГО не соответствует требованиям действующего законодательства в области обеспечения гражданской обороны; Администрацией предпринимаются меры, направленные на устранение нарушений требований законодательства, однако на дату разрешения спора ЗСГО в нормативное состояние не приведено, в связи с чем имеет место бездействие административного ответчика и, как следствие, наличие оснований для возложения на него обязанности устранить допущенные нарушения. При определении срока устранения нарушений суд первой инстанции руководствовался характером допущенных нарушений, учел баланс частных и публичных интересов, необходимость соблюдения законодательства о порядке размещения муниципальных заказов.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Не оспаривая наличие нарушений требований законодательства в сфере содержания, использования и эксплуатации сооружений гражданской обороны, выявленных прокурором в ходе проверки, административный ответчик указывает на отсутствие вмененного ему бездействия и постепенное принятие мер по приведению ЗСГО в нормативное состояние. Вместе с тем в ходе рассмотрения дела установлено, что Администрация как собственник ЗСГО не исполняет надлежащим образом обязанность по поддержанию ЗСГО в состоянии постоянной готовности к использованию, предусмотренную п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года N 1309. При этом исполнение данной обязанности не должно зависеть от проводимых прокурором и иными уполномоченными органами проверок. Выявление прокурором нарушений и неустранение их в полном объеме обоснованно квалифицированы судами как бездействие Администрации, нарушающее право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности.
Судами при рассмотрении дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного ответчика при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Каких-либо доводов, способных поставить под сомнение законность состоявшихся по делу судебных постановлений и повлечь их отмену, в кассационной жалобе не приведено. Поэтому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чернушинского районного суда Пермского края от 12 сентября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Чернушинского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.